ДАННЫЕ КАК ТОВАР: АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАГМАТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Автор(ы): Христова София Михайловна
Рубрика: Управление
DOI: 10.21777/2587-554X-2025-1-77-86
Выпуск: 2025-1 (52)
Страницы: 77-86
Ключевые слова: данные, товар, продукт, экономика данных, цифровизация, цифровая трансформация, сырые данные, дата-майнинг, информатизация
Аннотация:
Статья посвящена теоретической концептуализации данных как товара. Предложен комплексный взгляд на данные: как на ресурс, продукт и товар. Особое внимание уделено экономической природе данных, выявлению сущностных характеристик, их полезности и ценности. Предложен авторский подход к классификации данных. Отмечена тенденция формирования рынка данных ввиду распространения взгляда на данные как на товар. Определены основные категории потребителей, готовых платить за данные.
Затронут вопрос о дате-майнинге (Data Mining) как инструменте, позволяющем обрабатывать данные.
Подчеркнута роль «сырых данных» (Raw Data) в создании данных как товара, обладающего наивысшей ценностью и полезностью для потребителя. Приведен дискуссионный вопрос об отнесении персональных данных к товару. Проанализирована статистическая оценка готовности россиян делиться своими персональными данными. Изучены основные цели компаний в использовании данных. Отмечено стремление компаний к интеграции доступа к данным из различных источников для получения различных сведений для их деятельности.
Библиографическая ссылка: Христова С.М. ДАННЫЕ КАК ТОВАР: АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАГМАТИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2025. – № 1 (52). – С. 77-86. doi: 10.21777/2587-554X-2025-1-77-86