РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Автор(ы): Акимов Владимир Викторович, Белоусова Элла Валерьевна
Рубрика: Экономика
DOI: 10.21777/2587-554X-2019-2-16-23
Выпуск: 2019-2 (29)
Страницы: 16-23
Ключевые слова: Республика Казахстан, Региональная политика, Пастбища, Окружающая среда, Районная планировка, Экология, Сельские территории
Аннотация:
Политика укрупнения сел, обоснованная критериями жизнеобеспечения и благоустройства по типу «агрогородков» привела к закрытию большого количества малых поселений, особенно полевых станов, летних лагерей и зимовок. С одной стороны, очевидно, что процесс урбанизации является антиподом процессу органичного сосуществования с природой. С другой стороны, концентрация сельского населения, которое традиционно занимается личным подсобным хозяйством, усиливает антропогенную нагрузку на прилегающие пастбища при выпасе скота, приводя к «выбиванию» растительности в радиусе от поселения до 6–10 км. Таким образом, здесь очевидное усиление противостояния между хозяйственными интересами и охраной природы. Экономика считает, что задача общества – экономическое равновесие, выражаемое равенством спроса и предложения на товары, которое формирует общество потребления вне приоритета экологического сознания. В свою очередь экономика является орудием политических действий, направляемых правящей олигархией. Таким образом, создается замкнутый круг, определяемый господствующей идеологией безудержного накопительства. Экономика – эта часть материального мира, а экология – эта часть мира духовного. Между этими двумя мирами существует противоречивое взаимодействие под эгидой материальности. По экспертным оценкам, если в состав ВВП мировой экономики включить экологическую составляющую, то ВВП уменьшится на 30–45 %. Никто из правящей олигархии на это не согласится, поэтому рыночная экономика обрекает мир на неустойчивое развитие, когда мы не оставляем достаточного потенциала для будущих поколений. Главенство правящей олигархии поддерживается институциональным фактором, связанным с собственностью и другими законодательными факторами, поддерживающими частный интерес. Соблюдение комплекса этих приоритетов может быть достигнуто только в том случае, если в составе валового регионального продукта административных территориальных подразделений будет 30–45% капитальных вложений (инвестиций) на улучшение окружающей среды. Применительно к Республике Казахстан этот период означен ориентировочно до 2050 г.
The policy of integration of villages proved by criteria of life support and improvement as «agrotowns» led to closing of a large number of small settlements, especially field camps, summer camps and winterings. On the one hand, it is obvious that process of an urbanization is an antipode to process of organic coexistence with the nature. On the other hand, concentration of country people which traditionally are engaged in personal subsidiary farm strengthens anthropogenic load of adjacent pastures at a cattle pasture, leading to «knocking-out» of vegetation in a radius from the settlement up to 6-10 km. Thus, here obvious strengthening of opposition between economic interests and conservation. The economy considers that a task of society – the economic balance expressed by equality of supply and demand on goods which forms consumer society out of a priority of ecological consciousness. In turn the economy is the tool of the political actions directed by ruling oligarchy. Thus, the vicious circle determined by the dominating ideology of impetuous moneymaking is created. Economy – this part of a material world, and ecology – this part of inner world. Between these two worlds there is a contradictory interaction under the auspices of materiality. By expert estimates if to include an ecological component in structure of GDP of world economy, then GDP will decrease by 30-45%. None of ruling oligarchy will agree to it therefore the market economy dooms the world to unstable development when we do not leave the sufficient potential for future generations. Domination of ruling oligarchy is supported by the institutional factor connected with the property and other legislative factors maintaining private interest. Observance of a complex of these priorities can be reached only if as a part of a gross regional product of administrative territorial divisions there are 30-45% of capital investments (investments) for improvement of the environment. In relation to the Republic of Kazakhstan this period is marked approximately till 2050.
Библиографическая ссылка: Акимов В.В., Белоусова Э.В. РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2019. – № 2 (29). – С. 16-23. doi: 10.21777/2587-554X-2019-2-16-23