ПАРИ ПАСКАЛЯ – ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ, ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ). ЧАСТЬ 1

Автор(ы): Гусев Дмитрий Алексеевич, Минайченкова Екатерина Игоревна, Горбунова Юлия Александровна, Пустовойтов Юрий Леонидович, Рюкина Анастасия Александровна, Суслов Алексей Викторович

Рубрика: Методологические исследования

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-116-127

Выпуск: 2024-2 (47)

Страницы: 116-127

Ключевые слова: преподавание философии, основной вопрос философии, материализм, идеализм, атеизм, теизм, христианство, пари Паскаля, мировоззренческие поиски, метафизическая асимметрия, сциентизм, антисциентизм, антроповолюнтаризм, провиденциализм

Аннотация: Актуальность темы определяется тем, что содержание вузовской учебной дисциплины «Философия» предоставляет богатые возможности реализации не только образовательных и развивающих, но также воспитательных целей обучения и формирования мировоззрения молодежи, ориентированного не столько на позитивистское понимание познания мира, человека, общества и истории, сколько на постановку и поиск ответов на метафизические вопросы. Объектом исследования являются дидактические особенности изучения проблематики противостояния и полемики двух мировоззренческих систем жизненной навигации человека, представляющих собой противоположные решения «основного вопроса философии».
Предметом исследования является дидактическая специфика знакомства обучающихся со знаменитым пари Паскаля в контексте мировоззренческих поисков личности. Целью работы является обоснование представления пари Паскаля не в качестве одного из множества элементов истории философии, покрытых «пылью веков», интересных нынешнему человеку только в качестве «памятника старины» и поэтому совершенно не интересных современным студентам, а, наоборот, – как всегда актуального основания мировоззренческого личностного выбора. Методами исследования являются абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент, сравнительный анализ, дедуктивно и индуктивно организованные выводы, умозаключения по аналогии и эмпирическое обобщение. Результатом работы и одним из ее выводов является положение, согласно которому содержание пари Паскаля предоставляет фактически уникальную дидактическую возможность демонстрации и обоснования метафизической асимметрии мировоззренческого выбора между материалистическим, атеистическим, эволюционистским, сциентистским и антроповолюнтаристическим идейным полюсом жизненной навигации, с одной стороны, и идеалистическим, теистическим, креационистским, антисциентистским и провиденциалистским полюсом, с другой стороны. Областью применения результатов исследования являются мировоззренческие поиски личности, многоплановые образовательные взаимодействия и дидактические стратегии как в средней, так и в высшей школе. В первой части статьи рассматриваются дидактические и мировоззренческие аспекты изучения студентами в общем курсе философии противостояния материализма и атеизма, с одной стороны, и философского идеализма и теизма, с другой стороны, как двух мировоззренческих учений и систем жизненной навигации человека, обусловленных различными решениями «основного вопроса философии».

Библиографическая ссылка: Гусев Д.А., Минайченкова Е.И., Горбунова Ю.А., Пустовойтов Ю.Л., Рюкина А.А., Суслов А.В. ПАРИ ПАСКАЛЯ – ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ, ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ). ЧАСТЬ 1 // Образовательные ресурсы и технологии. – 2024. – № 2 (47). – С. 116-127. doi: 10.21777/2500-2112-2024-2-116-127

Текст статьи и список литературы