Выпуск: 2022-3 (34)

2022-3 (34)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Устойчивое развитие как цивилизация разума и евразийский проект

Стр: 5-11

DOI: 10.21777/2587-9472-2022-3-5-11

Аннотация: Цель исследования – раскрыть фундаментальное значение формирования идеи устойчивого развития как мировоззрения и парадигмы непреходящей культурной ценности. Это не означает недооценку практических задач, которые необходимо решить. Однако если начать с них без создания прочного концептуального фундамента, идея устойчивого развития может повторить судьбу многих светлых идей, реализация которых начиналась с большим энтузиазмом и заканчивалась разочарованием с тяжелыми последствиями. Соответственно, следует начать с создания устойчивого созвучия духа революции и революции духа. Евразийский проект дает прекрасную возможность для этого. Устойчивое развитие включает не только экономику, экологию, справедливое общество, но и духовность, поднимающую ответственность в устойчивый нравственный императив. Обосновывается единственно возможная перспектива для Европы – создание модели гуманистической цивилизации, функционирующей как отечество наций. Основные аспекты устойчивого развития имеют экономический, экологический, социальный и духовный характер. Устойчивости нельзя добиться вообще, если пренебречь хотя бы одним из приведенных аспектов.

Проблемы определения компетенции органов местного самоуправления

Стр: 12-17

DOI: 10.21777/2587-9472-2022-3-12-17

Аннотация: Изучается понятие компетенции органов местного самоуправления. Рассматривается трансформация данной категории в условиях реформирования института местного самоуправления. Проводится сравнительный анализ отдельных положений действующего Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Исследуются проблемы определения вопросов местного значения на разных этапах развития законодательства о местном самоуправлении. Ставятся вопросы о необходимости четкого закрепления компетенции органов местного самоуправления с целью оптимальной организации деятельности всего государственного аппарата. Формулируется вывод о системном преобразовании местного самоуправления в Российской Федерации, затрагивающем как территориальную организацию местного самоуправления, так и порядок определения компетенции органов местного самоуправления. Методологическую основу исследования составили сравнительно-правовой, формально-юридический методы, а также общенаучные методы познания.

Форма российского государства: новые грани в контексте конституционной реформы

Стр: 18-23

DOI: 10.21777/2587-9472-2022-3-18-23

Аннотация: Политическая система представляет собой многогранную категорию, которая имеет, в том числе, и конституционно-правовое измерение, потому что конституционные реформы и трансформации порождают, как правило, и изменения политической системы. Конституционная реформа в Российской Федерации 2020 г. не стала исключением, в связи с тем что в ходе нее претерпели изменения все составляющие формы российского государства. В истории России не раз происходили изменения политической системы. С привлечением традиционного методологического инструментария обосновывается вывод о том, что масштабные текстуальные изменения Конституции РФ не привели, тем не менее, к радикальной трансформации сложившейся к началу реформы политической системы вообще и российского государства в частности. Главным в понимании политико-правовой сущности государства является не конституционное закрепление тех или иных характеристик государства, а реальные механизмы властвования, взаимодействия государства с обществом, гражданами.

К вопросу о понятии «политическая система»

Стр: 24-30

DOI: 10.21777/2587-9472-2022-3-24-30

Аннотация: Интерес и актуальность приведенной проблематики обусловлены постоянным процессом усиления политизации общества, широкого вовлечения в него населения. В центре внимания здесь оказывается политическая система, в которой исходным для ее понимания, характеристики является ее определение, понятие. В связи с этим основная цель исследования – определение политической системы, а также характеристика конституционного регулирования ее вопросов. Заметим, что весьма сложно предложить одно универсальное определение. Это связано с многосторонностью, многоаспектностью политической системы той или иной конкретной страны. Представляется, что в основе ее определения лежит политика, а ее компонентами являются определенные институты. Приводятся два их вида: структурные и регулятивные. Исходя из этого, предлагается и определение политической системы как совокупности разнообразных и вместе с тем диалектически связанных структурных и
регулятивных институтов, посредством которых осуществляется власть в государстве. В работе используются преимущественно три основных научных метода исследования: догматический, исторический, сравнительный.

Цифровое и аналоговое авторское право: различны ли принципы?

Стр: 31-37

DOI: 10.21777/2587-9472-2022-3-31-37

Аннотация: Авторское право основано на определенных принципах (фундаментальных идеях). Дискуссионным является вопрос об актуальности принципов аналогового авторского права в цифровой среде. Цели работы – выявление и концептуальный анализ принципов авторского права аналоговой и цифровой эпохи. Рассматриваются пять принципов: принцип охраны формы произведения; принцип автоматической охраны авторских прав; принцип «автор – физическое лицо, создавшее произведение»; принцип признания неотчуждаемых личных прав автора; принцип закрытого перечня случаев свободного использования произведения. Формулируется вывод о том, что для цифрового и аналогового авторского права приведенные принципы являются одинаковыми. В то же время внутри каждого из принципов в цифровую эпоху постепенно назревают специфические трансформации. Например, в настоящее время принцип автоматической охраны авторских прав представляется неактуальным и неэффективным. В исследовании применены общенаучные, формально-логические методы познания.

Некоторые аспекты сравнительно-правовых исследований в международном частном праве

Стр: 38-42

DOI: 10.21777/2587-9472-2022-3-38-42

Аннотация: Статья посвящена исследованию связи двух правовых наук – сравнительного правоведения и международного частного права. Показывается их системное взаимодействие. Пересечение данных наук наблюдается: в общей истории на начальном этапе их становления и развития; в использовании сравнительно-правового метода как одного из центральных методологических инструментов приспособления норм международного права для регулирования гражданско-правовых отношений с участием иностранного элемента; в активной роли норм международного публичного права по вопросам гражданско-правового сотрудничества государств в процессе унификации норм международного частного права; в случае судебного разбирательства спора с участием иностранного элемента и обращения суда к сравнительно-правовому методу как к инструменту, позволяющему правильно идентифицировать применяемые элементы зарубежного права. Вместе с тем международное частное право создает широкие возможности для сравнительно-правового анализа, поставляя исследователям «первичный материал» реальных жизненных ситуаций из различных правовых систем.

Понятие саморегулируемой организации и ее место в системе некоммерческих юридических лиц

Стр: 43-49

DOI: 10.21777/2587-9472-2022-3-43-49

Аннотация: В современном гражданском обороте некоммерческим организациям присущ ряд важных функций, в том числе по разрешению проблем, с которыми не справляется государственная система. В связи с этим одной из основных тенденций института юридических лиц в Российской Федерации является перенос деятельности некоммерческих организаций из области действия частноправового регулирования в сферу публичного права. При этом большая часть саморегулируемых организаций создаются и функционируют именно как некоммерческие юридические лица. Рассматриваются особенности понятия саморегулирования и саморегулируемой организации, ее основные признаки и функции как некоммерческого корпоративного юридического лица. В исследовании применены общенаучные, формально-логические методы познания. Формулируется вывод о том, что институт саморегулирования обладает межотраслевой природой, будучи элементом метода регулирования общественных отношений в гражданском праве, а равно функционирует в определенных публично-правовых границах. Легальное определение саморегулируемой организации дает возможность считать таковую некоммерческим юридическим лицом, имеющим признаки корпорации.

Основные вещно-правовые способы защиты гражданских прав

Стр: 50-57

DOI: 10.21777/2587-9472-2022-3-50-57

Аннотация: Актуальность статьи обусловлена отсутствием единства подходов в научной доктрине в отношении вещно-правовых способов защиты. Несовершенство действующего законодательства и правоприменительной практики обуславливает потребность в новом научном осмыслении гражданско-правовых категорий вещного права. В связи с этим излагается авторский взгляд на разрешение теоретических проблем, касающихся заявленной темы. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, правоприменительная практика и научные концепции, связанные с основными вещно-правовыми способами защиты гражданских прав. Цель состоит в формировании комплексного подхода к пониманию вещно-правовых способов защиты. Методология исследования предполагает использование как общенаучных (анализ, классификация, аналогия), так и частнонаучных методов познания (системно-структурный, метод толкования, моделирование). Приводится процессуальная характеристика двух основных вещно-правовых способов защиты – виндикационного и негаторного исков, в том числе путем анализа их элементов. Сформулированные выводы касаются необходимости формирования единой законодательной концепции о вещно-правовых способах защиты, определения правовой природы требования об освобождении имущества от ареста, а также условий эффективности использования различных вещно-правовых способов защиты.