Выпуск: 2022-4 (41)

2022-4 (41)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Основные педагогические риски организации электронного обучения в исламской образовательной организации

Стр: 7-19

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-7-19

Аннотация: Модернизация религиозного образования является неотъемлемой частью стратегического развития отечественной системы образования. Несмотря на успешный опыт внедрения электронных информационно-образовательных систем в ведущих исламских вузах России, цифровизация религиозного образования сопровождена рядом педагогических рисков. Автором проводится анализ педагогических рисков, которые необходимо иметь в виду при использовании в образовательном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом специфики исламской образовательной организации. В статье представлена характеристика состояния электронного обучения в исламских образовательных организациях в России и за рубежом. На основе статистических и социологических данных охарактеризованы политические, социальные, организационные, психолого-педагогические и методические аспекты внедрения e-learning в религиозном образовании, определен основной массив рисков, связанный с данным процессом. Предложены пути уменьшения педагогических рисков при внедрении электронного обучения в исламской образовательной организации.

Анализ самооценки студентами освоения навыков эффективного менеджера

Стр: 20-26

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-20-26

Аннотация: В статье проводится анализ закономерностей в профессиональной самооценке обучающихся менеджменту и раскрытии существующих слабых мест и возможностей в этом обучении. В представленном материале рассмотрены результаты исследования по самооценке освоения навыков студентами при их обучении менеджменту, которые следует учитывать в образовательном процессе высшего учебного заведения для качественной подготовки управленческих кадров. Установлены тренды в самооценке студентов по овладению основными навыками менеджмента в зависимости от имеющегося трудового стажа, количества лет обучения в высшем учебном заведении, индивидуальных характеристик психофизиологических факторов. Проанализированы полученные данные как по характеру (фенотипу), так и темпераменту (генотипу) студентов. Анализ проводился по десяти наиболее часто встречаемым навыкам эффективно работающих менеджеров. Полученные результаты могут быть использованы в совершенствовании используемых подходов и методов обучения менеджменту, в том числе с использованием принципа дифференциации обучения.

Практика по программе магистратуры как инструмент формирования профессиональной мобильности будущего педагога

Стр: 27-33

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-27-33

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы совершенствования и развития научно-методических основ по проектированию и реализации программ практик магистратуры как инструмента формирования профессиональной мобильности будущего специалиста. Раскрываются характерные особенности обучения по практикам магистратуры, роль и значение практик магистратуры в формировании профессиональной мобильности обучающихся. Выделяются мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный критерии оценки профессиональной мобильности обучающихся, приводятся их характеристики. Выделяется потенциал практики при обучении в магистратуре, определяющий методы, средства и технологии формирования профессиональной мобильности обучающихся. На основе выделенных особенностей, критериев и потенциала практик продемонстрировано проектирование содержания непрерывной педагогической траектории прохождения практик магистратуры. Раскрывается содержание программ учебной и производственной практик магистратуры на примере направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», реализуемого в Уральском государственном педагогическом университете. На примере продемонстрирована взаимосвязь содержания практик магистратуры и инструментов формирования профессиональной мобильности обучающихся.

Образовательная коммуникативистика как технология обучения

Стр: 34-41

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-34-41

Аннотация: В статье проводится анализ теоретических и практических аспектов коммуникативистики применительно к технологиям обучения в электронной информационно-образовательной среде. Развитие форм электронного обучения, широкое применение дистанционных образовательных технологий инициируют новые вызовы в сфере образования. Это способствует формированию новой парадигмы в рамках теории коммуникативистики, названной автором «образовательной коммуникативистикой». В статье рассматривается содержание сущности данного понятия, направленное на изучение теоретических и практических вопросов коммуникации субъектов электронного образовательного процесса. Показано, что образовательная коммуникативистика может быть рассмотрена как коммуникативистика в информационном поле, что дает возможность применения информационного подхода и информационного моделирования к этой технологии. Показана роль образовательной коммуникативистики как технологии обучения в решении задачи обмена знаниями в электронной информационно-образовательной среде. Показано, что образовательная коммуникативистика определяет новую методологию образовательного процесса, отражает динамику образовательных технологий.

Использование ресурсов видеохостинга YouTube при обучении English for Specific Purposes (ESP) студентов технического вуза

Стр: 42-50

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-42-50

Аннотация: Несмотря на развернувшуюся полемику вокруг достоинств и недостатков цифровизации современного образования, внедряемые в образовательный процесс высшей школы инновационные педагогические технологии действительно способствуют повышению качества образования и развитию мотивации студентов, в том числе при обучении иностранным языкам. Данная статья анализирует особенности использования видеоресурсов платформы YouTube на занятиях по дисциплине “English for Specific Purposes (ESP)” в техническом вузе. Актуальность исследования обусловлена тем, что YouTube является крупнейшим в мире видеохостингом, содержащим миллионы часов обучающего контента, а также слабой изученностью возможностей его применения в отечественной педагогике. Показано, что систематическое использование видеоматериалов YouTube на занятиях по ESP способствует пополнению словарного запаса студентов профессионально ориентированной лексикой, совершенствованию коммуникативных навыков и навыков аудирования, формированию устойчивой мотивации к овладению иностранным языком. Обладая множеством достоинств, YouTube, однако, не лишен и недостатков, также перечисленных в работе.

Обучение восприятию устной речи на английском языке студентов с нарушениями зрения

Стр: 51-58

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-51-58

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема обучения иностранному языку слепых и слабовидящих студентов высших учебных заведений с обеспечением доступа к образовательным услугам наравне с нормотипичными обучающимися. Обучение восприятию устной речи на английском языке выступает одновременно и целью иноязычного образования, и средством социализации представителей данной нозологической группы, опирающихся в овладении языками на сохранный слуховой анализатор, таким образом, овладение не только продуктивной, но и рецептивной стороной речевого общения является стратегической задачей обучения студентов с нарушениями зрения. В статье с опорой на международные рекомендации представлен анализ ситуаций общения, в которых протекает аудирование у студентов языкового вуза, составлен перечень умений восприятия устной речи для студентов языкового вуза, избравших профессиональное владение иностранным языком основой будущей профессии, несмотря на ограниченные возможности здоровья. Для совершенствования работы по обучению восприятию устной речи слабовидящих и слепых студентов даны практические рекомендации в рамках дисциплин филологического профиля бакалавриата языкового вуза.

Игровые технологии в преподавании гуманитарных дисциплин: грибоедовский квесторий

Стр: 59-64

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-59-64

Аннотация: Статья посвящена развитию педагогических методов, основанных на применении игровых технологий в процессе обучения гуманитарным дисциплинам обучающихся среднего профессионального образования. Определяются способы преодоления сложностей восприятия исторических фактов, литературных текстов современными обучающимися. Доказывается эффективность и высокая степень вовлеченности учащихся в проведение занятий в формате обучающих игр – квесториев, основанных на реалистичных сюжетах с элементами детектива или захватывающих приключений. Исследователем осуществлен проект «Литературно-дипломатический эксплораториум “А.С. Грибоедов”», в ходе которого в течение нескольких лет был апробирован квест «А.С. Грибоедов – Джеймс Бонд XIX века». Приведены основные компетенции, которые достигаются в процессе погружения участников в интеллектуально-творческие форматы обучения, стимулирующие развитие командных и личных качеств участников квесториев. Показана целесообразность профессиональной адаптации игровых технологий к системе классического образовательного процесса, переподготовки педагогических кадров с учетом интерактивных методик, обучения педагогов навыкам специалистов-игротехников. На практическом примере проведения грибоедовского квестория предложен формат применения игрового подхода как одного из эффективных методов изучения периода российской истории и литературного процесса первой половины XIX века.

Алгоритм субсидиарной метаэвристики

Стр: 65-71

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-65-71

Аннотация: В статье исследуется новое направление – «субсидиарная метаэвристика». Предложен новый метаэвристический алгоритм, который авторы назвали алгоритмом покрытия. Показано различие между эвристикой и метаэвристикой применительно к субсидиарным системам. Метаэвристические алгоритмы являются модифицируемыми по ситуации управления. Общим для эвристики и метаэвристики является итеративный процесс поиска решений. Показано значение ситуации для метаэвристических преобразований. Представлена типовая схема эвристических алгоритмов с фиксированной последовательностью действий. Описан пример формирования алгоритмов субсидиарной метаэвристики. Рассмотрена задача покрытия ареалами участка произвольной формы. Сложность задачи заключается в том, что эта площадь неизвестна и определяется итеративно в процессе покрытия. Показано, что субсидиарные системы и алгоритмы являются многоцелевыми, выделена группа типичных целей субсидиарного алгоритма. Описан алгоритм покрытия площади участка ареалами, связанными с движением робота. Особенность алгоритма метаэвристики состоит в использовании информации от датчиков. Отмечается, что субсидиарная система с метаэвристическим алгоритмом управления должна включать механизмы координации в пространстве.

Гармония научного и религиозного просвещения как условие устойчивости современного российского общества (историко-философский и общетеоретический аспекты)

Стр: 72-79

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-72-79

Аннотация: Как правило, под просвещением подразумевается научное просвещение. Однако вполне можно говорить и о других видах просвещения, среди которых просвещение философское и религиозное. После революции 1917–1921 гг. в России Церковь была отделена от государства, а религиозное просвещение и образование – от школы, образование и просвещение в которой стало иметь сугубо научный характер. В результате за несколько десятилетий существования советского светского или секулярного государства и образования сформировался определенный перекос в соотношении научного и религиозного народного просвещения: если в области научного просвещения имеет место действительное ознакомление человека с основными научными представлениями, идеями, теориями и картинами мира, то в области религиозного просвещения – вместо знакомства с действительными религиозными идеями – человеку предлагаются, как правило, карикатурные их интерпретации. Это приводит к необоснованному представлению соотношения и взаимодействия науки и религии как враждующих и противоречащих друг другу воззрений на мир и человека, что становится одним из дестабилизирующих факторов развития современного российского общества. Объектом исследования является соотношение и взаимодействие научного и религиозного народного просвещения и образования. Предметом исследования является искаженное представление об антагонизме научных и религиозных представлений о мире и человеке. Целью работы является обоснование положения не только об отсутствии данного антагонизма и мирном сосуществовании науки и религии, но и их взаимодополнении. Методами исследования являются эмпирическое обобщение, дедуктивно и индуктивно организованные выводы, умозаключения по аналогии, абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент и сравнительный анализ. Результатом работы и одним из ее выводов является положение, согласно которому наука и религия, по своей природе, не только не противостоят друг другу и могут мирно сосуществовать, но и дополняют друг друга, будучи одинаково необходимыми как человеку, так и обществу; а сбалансированность и гармонизация их взаимоотношений вполне могут явиться одним из существенных факторов устойчивого общественного развития. Областью применения результатов исследования являются образовательные многоплановые взаимодействия как в средней, так и в высшей школе.

Пути имплементации концепции устойчивого развития в образовательной отрасли

Стр: 80-86

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-80-86

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению реформирования системы образования в контексте концепции устойчивого развития. Рассмотрены прикладные аспекты применения и возможности имплементации постулатов устойчивого развития в образовательную практику. Отмечается, что образование – фундамент концепции устойчивого развития. Автором статьи применен широкий подход к интерпретации образования, реализуемого в рамках концепции устойчивого развития. Согласно этому подходу, устойчивость в образовании затрагивает не только специалистов экологических направлений, а все направления вузовской подготовки, поскольку сама концепция устойчивого развития значительно шире спектра вопросов защиты природы и включает социальные, культурные, экономические и иные аспекты общественного развития. Отмечается, что многие страны мира смогли существенно продвинуться в плане имплементации образовательных инициатив, тогда как в России идея об устойчивости образования остается на периферии внимания исследователей, политиков и общественности. Рассмотрены пути имплементации концепции устойчивого развития в образовательной отрасли.

Технократический и антропологический подходы к цифровизации высшего образования

Стр: 87-91

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-87-91

Аннотация: В статье сопоставляются два подхода к пониманию и реализации цифровизации высшего образования – технократический и антропологический. Показана одномерность и рискогенность технократического подхода, в основе которого – сведение цифровизации высшего образования к информатизации. В рамках противоположного – антропологического подхода – обосновывается значение идей новой антропологии для преодоления рисков дегуманизации высшего образования и деперсонализации субъектов образования, порождаемых технократией, прагматизацией, культом скорости изменений в университетах. Раскрываются понятие «антропопрактика» и антропопрактический принцип образования. Принципы антиредукционизма, антропоцентризма и антитехницизма составили методологическую базу исследования, что позволило автору представить антропологическую сущность высшего образования как пространства практик самосозидания, самоконструирования человека, автопроектирования, самоактуализации. Результаты исследования могут стать концептуальной основой для преодоления технократизма и реализации многомерных, многоуровневых антропологически ориентированных процессов цифровизации в вузах.

Городской стресс как предиктор девиантного поведения студенческой молодежи: опыт работы с метафорами

Стр: 92-100

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-92-100

Аннотация: Статья посвящена исследованию источников стресса современной городской среды в представлении студенческой молодежи и определению основных форм девиантного поведения с помощью метафоры. В современных социальных условиях жизни молодежи все больше молодых людей проявляют девиантное поведение, часто не осознавая последствия. Молодежь можно считать особенно чувствительной социальной группой, подверженной негативному влиянию городского стресса. Современные мегаполисы изменяются стремительно, поэтому требуются дополнительные исследования влияния их особенностей на жизнедеятельность человека и его поведение. При этом многозначные ситуации требуют применения методов, использующих многозначный стимульный материал, который не ограничивает выбор респондента стандартными формулировками, не предопределяет ситуацию определенности. Целью исследования является изучение стрессоров современной городской среды во взаимосвязи с формами девиантного реагирования на них у представителей студенческой молодежи с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК). МАК-техника может выступать как инструмент для выявления восприимчивости представителей студенческой молодежи к тем или иным стресс-факторам городской среды, а также для последующего выявления предрасположенности к тому или иному типу девиантного реагирования как негативного совладания с городским стрессом. Исследование было проведено с опорой на качественную методологию в рамках процедуры фокус-группы с использованием инструмента МАК. Полученные в ходе исследования результаты были обработаны методами частотного анализа и контент-анализа. В результате были выявлены наиболее типичные стрессоры городской среды, проецируемые представителями студенческой молодежи при работе со стимульным материалом МАК. Также выявлены и систематизированы характерные негативные стратегии совладания, выступающие типичным ответом на стрессогенное воздействие факторов городской среды.