ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ, ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

Автор(ы): Гусев Дмитрий Алексеевич, Минайченкова Екатерина Игоревна, Потатуров Василий Александрович, Рюкина Анастасия Александровна, Суслов Алексей Викторович

Рубрика: Методологические исследования

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-100-115

Выпуск: 2023-2 (43)

Страницы: 100-115

Ключевые слова: диалектическая логика, единство и борьба противоположностей, тождество бытия и мышления, законы диалектики, преподавание философии, познавательный интерес, учебная мотивация

Аннотация: Учебная дисциплина «Философия» в настоящее время изучается студентами всех университетов, институтов, направлений и профилей подготовки в системе высшего образования; а дисциплина «Логика», которая родом из философского знания и может рассматриваться как один из разделов философии, в качестве отдельного курса изучается далеко не везде – в различных образовательных программах и учебных планах она, в отличие от «Философии», будет скорее отсутствовать, чем присутствовать. Там же, где она присутствует, она изучается в качестве формальной логики – науки о правильном построении мыслей в рассуждении. Между тем, нередко можно услышать о диалектической логике. Что это такое? Как то ни удивительно, но, несмотря на термин «логика» в этом словосочетании, диалектическая логика представляет собой одну из тем философии, но не логики, в ее формальном или традиционном понимании. Возможно, что не каждый представитель философского знания и преподаватель логики и философии возьмется за труд популярного и ясного объяснения, что такое диалектическая логика, почему она является разделом философии и фактически не имеет отношения к логике как таковой или формальной логике. Возникает вопрос – каким же образом возможно потребовать от студентов, изучающих курс философии, адекватного знания данного сюжета? Возможно, конечно же, в курсе философии, обойти этот вопрос стороной. Но если все же включить его в основное содержание дисциплины ввиду его важности и дидактической привлекательности, в плане реализации образовательных и развивающих целей обучения, то как тогда доходчиво и вразумительно объяснить данный материал студентам – и по содержанию, и по форме? Этому педагогическому, психологическому, дидактическому, методическому, а также в не меньшей степени философскому и логическому вопросу и посвящена предлагаемая вниманию читателей статья.

Библиографическая ссылка: Гусев Д.А., Минайченкова Е.И., Потатуров В.А., Рюкина А.А., Суслов А.В. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ, ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ) // Образовательные ресурсы и технологии. – 2023. – № 2 (43). – С. 100-115. doi: 10.21777/2500-2112-2023-2-100-115

Текст статьи и список литературы