Выпуск: 2023-2 (43)

2023-2 (43)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Влияние цифровой трансформации на изменение образовательной системы

Стр: 7-12

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-7-12

Аннотация: В статье рассматриваются особенности влияния информационных технологий на систему образования с опорой на исследования и законодательные акты. Цель проведения исследования – выяснение причин трансформации формы обучения и определение основных тенденций, задающих вектор ее дальнейшего развития. Проводится анализ статистики на основе исследований государственных университетов, отечественных и зарубежных научных работ. Научная и практическая значимость полученных результатов заключается в переосмыслении процесса модернизации системы образования, как необходимого ответа на реальность постиндустриального мира. Выявление проблем цифровизации, позволяющих выделить направления развития образовательной сферы на ближайшее время, определяет практическую полезность исследования. Применение его результатов возможно в области создания и совершенствования новых платформ, систем для дистанционного обучения с учетом существующих сложностей, влияющих на эффективность получаемого образования.

Анализ тенденций потребления цифровой информации в сетевой среде

Стр: 13-26

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-13-26

Аннотация: В статье рассматривается явление чрезмерного потребления цифровой информации, всё чаще констатируемое как в житейском, так и в социальном дискурсе. На фоне очевидного «цифрового насыщения» выдвигается гипотеза о возможном уменьшении интереса к интернету как повседневно-информационной среде в ближайшее время. Для обоснования данной гипотезы в статье проводится анализ причин завоевания интернетом столь широкой аудитории за пределами очевидного технологического контекста. В результате анализа авторы констатируют назревший кризис интернета, суть которого заключается в том, что технологичность, формы и способы информационного обмена значительно ушли вперёд в развитии по сравнению с качеством содержания самой сетевой информации. В работе проводится ряд обоснованных аналогий с телевидением как основной доцифровой информационной средой, которая набрала популярность в XX веке и утратила её на рубеже столетий по схожим причинам. В заключении авторы приходят к выводу, что сокращение массового потребления цифровой информации и снижение популярности цифровых ресурсов может иметь такие позитивные эффекты, как повышение их качества и рационализация информационного поведения пользователей.

Методические аспекты выбора и применения цифровых инструментов для создания образовательных технологий

Стр: 27-34

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-27-34

Аннотация: Статья посвящена формированию педагогической методики для решения задачи методически обоснованного выбора цифровых образовательных ресурсов и эффективного их применения в образовательном процессе. Предложено построение методики на основе авторского цифрового конструктора урока, структурная модель которого базируется на таксономии Блума и модели планирования результатов и процесса обучения Аллана Каррингтона, адаптированной к условиям российской цифровой среды. Представлены опыт систематизации информационных ресурсов на основе авторского цифрового конструктора урока и демонстрация применения методики на примере создания визуализации учебного назначения в технике инфографики. Проводится анкетирование педагогов Удмуртской Республики различных предметных областей для оценки непосредственного применения цифровых ресурсов. По секторам цифрового конструктора урока демонстрируется пример проведения сравнительного анализа цифровых инструментов по созданию учебной визуализации в технике инфографики. В качестве эмпирического материала использовались результаты выполнения инновационного проекта – Республиканской инновационной площадки на базе ГБОУ УР «Лицей № 41» г. Ижевска, руководителем которого является автор статьи. Предложенное методическое решение к процессам систематизации, выбора и применения цифровых образовательных ресурсов может быть использовано преподавателями для построения образовательных технологий разных типов занятий.

Педагогическая трансформация принципа оптимизма в содержании и технологиях создания ситуации успеха

Стр: 35-40

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-35-40

Аннотация: Среди инновационных практик и научных достижений педагогики XX века особое место занимает «оптимистическая гипотеза» А.С. Макаренко как подход к растущей личности и технология развития её возможностей. Предметом данного исследования является принцип оптимизма, который в рамках педагогики служит для учителя мировоззренческой и методологической основой формирования учебной мотивации, академической успеваемости и познавательного интереса обучающихся с ориентацией на их личностный рост, самореализацию в учебно-педагогическом и личностно-развивающем взаимодействии, а затем выступает содержательным и технологическим аспектом создания ситуации успеха в учебной деятельности. Цель работы – раскрыть эволюцию принципа оптимизма А.С. Макаренко в содержании и технологиях создания ситуации успеха в учебной деятельности. Методологической основой исследования выступили экзистенциальный и гуманистический подходы к пониманию радости в структуре образовательного процесса. В статье раскрыта педагогическая сущность принципа оптимизма в его развитии, изменении. Показана связь классической методики создания оптимистических перспектив А.С. Макаренко и современной педагогической системы создания ситуации успеха А.С. Белкина. Особое внимание уделено описанию вариативных инновационных педагогических приёмов, побуждающих обучающихся достичь успеха. Теоретико-методологические положения работы могут выступать основой для разработки семинаров и практических занятий с элементами тренинга на курсах повышения квалификации учителей.

Формирование профессионально ориентированного социального интеллекта обучающихся в условиях ограничений социальных коммуникаций

Стр: 41-47

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-41-47

Аннотация: Предметом исследования является депривация развития профессионально ориентированного социального интеллекта будущих специалистов в сфере непосредственной контактной работы с клиентами в условиях пандемической ситуации. Цель исследования состоит в выявлении психологических механизмов и их методологических особенностей, способствующих развитию профессионально ориентированного социального интеллекта обучающихся в условиях ограничений социальных коммуникаций. Методами исследования являются педагогическое наблюдение, эмпирическое обобщение, описательно-аналитический метод. В статье выделены и охарактеризованы базовые психологические механизмы, направленные на формирование профессионально ориентированного социального интеллекта обучающихся. Раскрыта суть процесса становления социального интеллекта будущих специалистов, которая заключается в формировании системы индивидуально выраженных когнитивно-личностных структур. Отмечается, что когнитивно-личностные структуры обеспечивают готовность студента к эмпатийному взаимодействию с клиентом, социализация которого, возможно, отягощена спектром ковидных проявлений и ограничений, искажением привычных паттернов. Проведенные исследования ориентируют работников системы образования на поиск факторов и организационных условий становления специальных стратегий профессионального поведения будущих специалистов в условиях ограничений социальных коммуникаций.

Этнокультурная составляющая профессиональной подготовки в военном вузе

Стр: 48-55

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-48-55

Аннотация: Специфика происходящих изменений в современном мире, которая характеризуется резко обострившимися глобальными политико-экономическими, социальными, этническими и духовно-нравственными проблемами, определяет в качестве приоритетной проблему гармоничного межкультурного сосуществования, взаимодействия и сотрудничества людей разных национальностей, разного вероисповедания в едином полиэтническом социуме. Поэтому проблема профессиональной подготовки будущих специалистов, в том числе военнослужащих, к жизнедеятельности в условиях поликультурной среды приобретает особую актуальность. Эффективно осуществлять военно-профессиональную деятельность в современных социокультурных условиях возможно только в соответствии с национальными особенностями и культурными потребностями субъектов как представителей разных этносов. Включение в процесс профессиональной подготовки в военном вузе этнокультурной составляющей, цель которой – воспитание гуманистически ориентированной личности, открытой к общению с представителями различных национальностей, учитывающей особенности этнокультурного воспитания сослуживцев, а также возможные сложности межэтнического взаимодействия, и способной находить конструктивные пути его разрешения, представляется авторам наиболее приемлемым. Целью данной статьи является анализ проблемы этнокультурной составляющей профессиональной подготовки в военном вузе с точки зрения целесообразности её включения в систему высшего военного образования.

Педагогический потенциал проектной деятельности в профессиональном саморазвитии студентов медицинского вуза

Стр: 56-69

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-56-69

Аннотация: В статье рассматриваются возможности, особенности и специфика применения метода проектов в обучении
студентов медицинских направлений по дисциплинам гуманитарного профиля. Обобщается опыт применения метода проектов, систематизируются основные сложности его практической реализации в обучении студентов-медиков. Эмпирическую основу исследования составил анализ результатов внедрения метода проектов кафедрой философии и истории РязГМУ имени И.П. Павлова. На основе анализа научной литературы и обобщенного практического опыта разработаны рекомендации по использованию метода проектов при изучении дисциплин гуманитарного профиля в медицинском вузе. В рамках метода проектов выделены педагогические приемы, направленные на профессиональное саморазвитие студента-медика, формирование умений и навыков исследовательского и творческого поиска, применение знаний междисциплинарного характера, формирование личности, склонной к непрерывному самообразованию. Полученные результаты исследования могут способствовать развитию методического обеспечения дисциплин гуманитарного профиля по медицинскому направлению.

Интеграция Telegram-канала в процесс обучения иностранному языку как фактор стимулирования познавательной активности студентов

Стр: 70-76

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-70-76

Аннотация: Отвечая на вызовы меняющейся образовательной среды и соответствуя запросам нового поколения студентов, преподаватель иностранного языка находится в постоянном поиске актуальных дидактических средств и технологий. Нерешенной остается проблема снижения познавательной активности студентов неязыковых направлений подготовки в изучении иностранных языков. Познавательная активность, являясь качеством личности и важным стимулом обучения, оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс и его результат. Это обуславливает актуальность проводимого авторами исследования. Выбирая Telegram-канал как методический прием стимулирования познавательной активности, авторы опираются на исследования социально-психологических характеристик студентов поколения Z, их интересов и жизненных стратегий. Особое внимание в статье уделено типам контента и способам представления информации в Telegram-канале учебной языковой группы. Практическая значимость исследования заключается в рефлексии педагогического опыта интеграции Telegram-канала в учебный процесс, а также в возможности применения представленных конкретных типов публикаций для стимулирования познавательной активности студентов в контексте языковых дисциплин.

Интерпретация метафорического портрета педагога и анализ рецепции образа учителя преподавателями иностранного языка

Стр: 77-83

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-77-83

Аннотация: В настоящем исследовании рассмотрены метафоры, использующиеся в русской и китайской картинах мира для характеристики профессии учителя. Цель работы – презентация диахронического и синхронического анализа метафорического портрета учителя, начиная с трудов Я.А. Коменского до наших дней, а также результатов эмпирического исследования рефлексивного потенциала портрета педагога в процессе образования учителей иностранного языка. В статье анализируются взгляды не только на позитивные стороны деятельности учителя, но и критически рассматривается его возможное негативное влияние на развитие личности обучающихся. В эмпирической части акцент делается на результаты опроса учителей иностранного языка, проходивших курсы повышения квалификации в данной области. Результаты исследования демонстрируют многогранность концепта «учитель» в российской и китайской картинах мира, а также вариативность мнений респондентов относительно роли учителя в современной модели подготовки педагогов. Полученные результаты могут быть интерпретированы для дальнейшего проектирования программы профессионального становления учителей иностранного языка.

Состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан

Стр: 84-92

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-84-92

Аннотация: Статья посвящена анализу состояния и развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан. Анализ и оценка эффективности управления физической культурой и спортом проводились с использованием методов экстраполяции, системного анализа и сравнения. На примере Карагандинского региона выделены типовые проблемы и недостатки развития спорта. Отмечается, что на уровне Карагандинской области происходит рассогласование развития структурных составляющих как массового спорта, так и спорта высших достижений. Был сделан вывод о том, что эффективное управление физической культурой и спортом может быть достигнуто на основе кластерного подхода, который может связать и обеспечить пропорциональное развитие всех составляющих спорта. В результате исследования авторами были определены факторы, которые оказывают влияние на развитие молодежной политики в области физической культуры и спорта. Построена трендовая модель прогнозных значений показателя «Услуги спортивные и услуги по организации отдыха» на 2022–2024 годы. Трендовая модель позволила определить тенденцию к росту объемов спортивных услуг и услуг по организации отдыха для населения Республики Казахстан и обозначить возможные направления совершенствования механизмов развития физической культуры и спорта.

Послойный инфракрасный сигнатурный метод контроля температуры поверхности объектов

Стр: 93-99

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-93-99

Аннотация: Статья посвящена пассивным информационным системам, применяемым для идентификации удаленных объектов в инфракрасном диапазоне волн на основе термальных сигнатур. Отмечается, что объективной характеристикой объекта, свободной от влияния фоновых излучений, является термальный контраст. Однако для идентификации тепловых объектов часто важно получение не интегральных оценок инфракрасной сигнатуры объекта, а пространственной структуры этой сигнатуры на наблюдаемой поверхности. В таких случаях основным информационным признаком для идентификации типа объекта является именно двухмерный закон распределения, определяемый поверхностной температурой, а не интегральный показатель излучаемого объектом радиационного потока. Предлагается метод анализа распределения температуры на поверхности удаленного объекта, формирование на изображении зон равной температуры и использование результатов обработки полученной информации для идентификации объекта. Для формирования указанных зон (слоев, сегментов) выбирается базовый элемент и для сравнения элементов изображения используется компаратор, что позволяет сократить время обработки за счет исключения операций отбора элементов изображения равной температуры.

Диалектическая логика – для современных студентов (историко-философский, общетеоретический и дидактический аспекты)

Стр: 100-115

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-2-100-115

Аннотация: Учебная дисциплина «Философия» в настоящее время изучается студентами всех университетов, институтов, направлений и профилей подготовки в системе высшего образования; а дисциплина «Логика», которая родом из философского знания и может рассматриваться как один из разделов философии, в качестве отдельного курса изучается далеко не везде – в различных образовательных программах и учебных планах она, в отличие от «Философии», будет скорее отсутствовать, чем присутствовать. Там же, где она присутствует, она изучается в качестве формальной логики – науки о правильном построении мыслей в рассуждении. Между тем, нередко можно услышать о диалектической логике. Что это такое? Как то ни удивительно, но, несмотря на термин «логика» в этом словосочетании, диалектическая логика представляет собой одну из тем философии, но не логики, в ее формальном или традиционном понимании. Возможно, что не каждый представитель философского знания и преподаватель логики и философии возьмется за труд популярного и ясного объяснения, что такое диалектическая логика, почему она является разделом философии и фактически не имеет отношения к логике как таковой или формальной логике. Возникает вопрос – каким же образом возможно потребовать от студентов, изучающих курс философии, адекватного знания данного сюжета? Возможно, конечно же, в курсе философии, обойти этот вопрос стороной. Но если все же включить его в основное содержание дисциплины ввиду его важности и дидактической привлекательности, в плане реализации образовательных и развивающих целей обучения, то как тогда доходчиво и вразумительно объяснить данный материал студентам – и по содержанию, и по форме? Этому педагогическому, психологическому, дидактическому, методическому, а также в не меньшей степени философскому и логическому вопросу и посвящена предлагаемая вниманию читателей статья.