ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Автор(ы): Быков Анатолий Карпович
Рубрика: Методики и технологии обучения и воспитания
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-60-67
Выпуск: 2024-3 (48)
Страницы: 60-67
Ключевые слова: военный вуз, курсант, дисциплина «Психология и педагогика», военная психология, военная педагогика, универсальные компетенции, системное и критическое мышление
Аннотация:
Предметом исследования выступают возможности дисциплины «Психология и педагогика» в формировании универсальных компетенций у курсантов военных вузов. В качестве цели исследования поставлен вопрос: какое содержание и результаты изучения дисциплины будут соответствовать требованиям нормативных правовых документов, реализации курсантами своего внутреннего потенциала и становления общей психолого-педагогической компетентности. В исследовании применены методы педагогического проектирования, прогнозирования и программирования учебного материала дисциплины. В основу методологии исследования положены компетентностный и личностно-деятельностный подходы. В статье актуализируется в качестве главной идеи и основного вывода важность освоения дисциплины в целостном личностно-профессиональном развитии курсанта как будущего офицера. Обосновывается, что контент дисциплины в приоритетном порядке развивает такие универсальные компетенции, как «Системное и критическое мышление», «Командная работа и лидерство», «Самоорганизация и саморазвитие», «Инклюзивная компетентность». В отличие от других, близких по тематике статей, рекомендуется комплексный и целостный подход к формированию универсальных компетенций у обучающихся в высшем образовании по дисциплине «Психология и педагогика». Предлагаются авторские рекомендации по результатам обучения при освоении курсантами универсальных компетенций, обосновываются педагогические условия эффективного программирования изучения дисциплины «Психология и педагогика».
Область применения статьи не ограничивается военными вузами, она представляет интерес для организаторов психолого-педагогического образования в высшем и среднем профессиональном образовании.
Библиографическая ссылка: Быков А.К. ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Образовательные ресурсы и технологии. – 2024. – № 3 (48). – С. 60-67. doi: 10.21777/2500-2112-2024-3-60-67