ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор(ы): Горбунова Юлия Александровна
Рубрика: Методологические исследования
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-87-91
Выпуск: 2022-4 (41)
Страницы: 87-91
Ключевые слова: цифровизация высшего образования, цифровые технологии, технократия, антропоцентризм, новая антропология, антропологические практики
Аннотация: В статье сопоставляются два подхода к пониманию и реализации цифровизации высшего образования – технократический и антропологический. Показана одномерность и рискогенность технократического подхода, в основе которого – сведение цифровизации высшего образования к информатизации. В рамках противоположного – антропологического подхода – обосновывается значение идей новой антропологии для преодоления рисков дегуманизации высшего образования и деперсонализации субъектов образования, порождаемых технократией, прагматизацией, культом скорости изменений в университетах. Раскрываются понятие «антропопрактика» и антропопрактический принцип образования. Принципы антиредукционизма, антропоцентризма и антитехницизма составили методологическую базу исследования, что позволило автору представить антропологическую сущность высшего образования как пространства практик самосозидания, самоконструирования человека, автопроектирования, самоактуализации. Результаты исследования могут стать концептуальной основой для преодоления технократизма и реализации многомерных, многоуровневых антропологически ориентированных процессов цифровизации в вузах.
Библиографическая ссылка: Горбунова Ю.А. ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Образовательные ресурсы и технологии. – 2022. – № 1 (41). – С. 87-91. doi: 10.21777/2500-2112-2022-4-87-91