ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: РИСКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Автор(ы): Головина Ирина Витальевна, Александрова Татьяна Яковлевна

Рубрика: Образовательная среда

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-17-22

Выпуск: 2024-1 (46)

Страницы: 17-22

Ключевые слова: цифровизация образования, риски цифровизации, когнитивная безопасность, цифровая дидактика, информационная культура, академическая культура

Аннотация: Применение цифровых инструментов, как показывает практика, вносит существенное разнообразие в методику преподавания и способно значительно повысить интерес студентов ко всем видам занятий.
Тем не менее, в преподавательской среде сформировались ожидания неблагоприятных последствий цифровизации образования. В статье раскрываются преимущества и риски, связанные с цифровой трансформацией образовательной среды. В качестве наиболее важных выделяются когнитивные и этические риски, а также риски, связанные с конкуренцией со стороны образовательных платформ с онлайн-курсами. Авторы дифференцируют риски студентов, преподавателей и вузов как главных субъектов образовательной деятельности. Освещаются такие важные социальные проблемы в развитии образования, как социальное неравенство и «цифровой разрыв», «менеджерализация» вузовской структуры в ущерб творческой самоорганизации, усиление этических вопросов соблюдения стандартов академической честности в образовании. В статье сформулированы некоторые предложения по нейтрализации рисков, в том числе, необходимость разработки цифровой дидактики, обновления квалификационных требований к преподавателю высшей школы, развития информационной культуры у студентов. Реализация этих предложений может быть полезной для повышения эффективности образовательной деятельности в цифровой среде.

Библиографическая ссылка: Головина И.В., Александрова Т.Я. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: РИСКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ // Образовательные ресурсы и технологии. – 2024. – № 1 (46). – С. 17-22. doi: 10.21777/2500-2112-2024-1-17-22

Текст статьи и список литературы