Выпуск: 2024-1 (46)

2024-1 (46)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Подготовка ИТ-специалистов: ключевые ограничения российской системы высшего образования

Стр: 7-16

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-7-16

Аннотация: Важнейшая стратегическая задача российской системы высшего образования – подготовка кадров для нужд цифрового этапа развития. Несмотря на популярность информационных профессий и растущий спрос на ИТ-образование, Россия испытывает значительный дефицит ИТ-специалистов различного уровня подготовки. В исследовании определены основные институционально-компетентностные дисбалансы в системе подготовки ИТ-специалистов, позволившие выявить комплекс факторов, обладающих кумулятивным эффектом, накопившемся за ряд предшествующих лет и доказывающих негибкость и низкую отзывчивость российских академических институтов образования к настоятельным требованиям системной цифровизации. Сделан вывод о том, что неиспользование потенциала российских вузов, неспособность системы образования максимально быстро адаптироваться к новой цифровой реальности в плане наращивания подготовки востребованных ИТ-специалистов, отрыв от потребностей реальной практики ведет к затормаживанию процессов информационной трансформации и объективно ставит под сомнение достижение цифровой зрелости России в среднесрочной перспективе.

Цифровизация образования: риски и последствия

Стр: 17-22

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-17-22

Аннотация: Применение цифровых инструментов, как показывает практика, вносит существенное разнообразие в методику преподавания и способно значительно повысить интерес студентов ко всем видам занятий.
Тем не менее, в преподавательской среде сформировались ожидания неблагоприятных последствий цифровизации образования. В статье раскрываются преимущества и риски, связанные с цифровой трансформацией образовательной среды. В качестве наиболее важных выделяются когнитивные и этические риски, а также риски, связанные с конкуренцией со стороны образовательных платформ с онлайн-курсами. Авторы дифференцируют риски студентов, преподавателей и вузов как главных субъектов образовательной деятельности. Освещаются такие важные социальные проблемы в развитии образования, как социальное неравенство и «цифровой разрыв», «менеджерализация» вузовской структуры в ущерб творческой самоорганизации, усиление этических вопросов соблюдения стандартов академической честности в образовании. В статье сформулированы некоторые предложения по нейтрализации рисков, в том числе, необходимость разработки цифровой дидактики, обновления квалификационных требований к преподавателю высшей школы, развития информационной культуры у студентов. Реализация этих предложений может быть полезной для повышения эффективности образовательной деятельности в цифровой среде.

Цифровые методы перевода в контексте иноязычного образования: корпусный подход

Стр: 23-30

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-23-30

Аннотация: В данной статье исследуется использование корпусов как перспективных методов перевода в контексте обучения иностранным языкам. Известно, что подходы, основанные на корпусе, стали популярными в лексикографии после достижений цифровых технологий. Этот метод позволил компьютерным программам очень быстро обрабатывать огромные объемы данных. Цель исследования: выявить основную роль корпусов в обучении иностранному языку. Методами исследования являются: контент-анализ научной литературы по теме исследования, интерпретация, систематизация, структурирование.
Результаты: в настоящее время проблема применения корпусного подхода как цифрового средства решения вопросов обучения иностранному языку актуальна, поскольку иноязычные умения расширяют возможности человека в сфере различных технологий. Необходимо создать связь между цифровым обществом и гуманитарным образованием, то есть цифровой культурой. Применение корпусных технологий может оказать существенную помощь в профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков. Корпусный подход – важный инструмент в организации процесса обучения, нахождении необходимого содержательного наполнения учебных средств, а применение может повысить качество преподавания иностранного языка. В заключении отмечено, что расширение возможностей корпуса по переводу текстов способствует диверсификации процессов обучения посредством цифровых технологий.

О принципах практического обучения студентов профессиональным компетенциям индустрии туризма и гостеприимства

Стр: 31-40

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-31-40

Аннотация: Статья посвящена исследованию принципов практического обучения в профессиональном туристском образовании. Представленные результаты методического исследования являются обзором опыта, полученного в результате практической педагогической деятельности в системе туристского образования в условиях компетентностного подхода. Локальные элементы новизны в работе содержатся в предпринимаемой попытке обобщения эмпирико-педагогического опыта апробации принципов практического обучения студентов профессиональным компетенциям: принцип аксиологический; принцип рекреационный; принцип индивидуализации; принцип интегративности; принцип коммуникативности; диалектический принцип; принцип континуальности; структурно-содержательный принцип; принцип иерархичности; принцип рыночной ориентации практического обучения. Авторы приходят к выводам, что профессиональное туристское образование в высшей школе должно строиться на основе системы связей основных компонентов содержания, организации различных форм, принципов и методов обучения, которые реализуются и усваиваются в ходе практической деятельности обучающихся.

Актуальные проблемы теории и практики патриотического воспитания студентов вузов

Стр: 41-47

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-41-47

Аннотация: В статье анализируются современные проблемы теории и практики патриотического воспитания студентов вузов. Раскрывается взаимосвязь научного осмысления патриотического воспитания студентов вузов с требованиями нормативных правовых документов, практикой его организации в вузах. Актуализируются вопросы развития исторического сознания, формирования общероссийской гражданской идентичности, военно-патриотического воспитания студентов вузов. Обосновывается развитие личностного патриотизма студентов в вузах в рамках универсальной компетенции «системное и критическое мышление». Обосновываются такие пути повышения эффективности патриотического воспитания студентов вузов, как качественное обновление содержания и методики преподавания учебных дисциплин в вузах, особенно гуманитарных и социально- экономических дисциплин, в плоскости патриотически ориентированного образования; развитие в учебной и внеучебной работе со студентами их личностной патриотически ориентированной активности в социально значимых делах; др. Выдвигается тезис о необходимости проблемной дифференциации научного знания по научно-педагогическим вопросам патриотического воспитания обучающихся в системе высшего образования.

Диалог как форма преподавания иностранного языка в непрофильном вузе

Стр: 48-53

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-48-53

Аннотация: Статья посвящена специфике применения диалога как формы обучения иностранному языку студентов технических вузов. Актуальность статьи определяется острой необходимостью выработки эффективных подходов к обучению иностранному языку студентов технических специальностей с целью развития у обучающихся компетенции письменного и устного общения на иностранном языке в профессиональной сфере. В настоящее время уровень «читаю и перевожу со словарём» уже не может считаться самостоятельной дидактической задачей, традиционно бывшей центральной в подготовке инженеров с учётом насыщенности технических текстов профессиональной терминологией, что диктует выработку уже не просто новых подходов, но и дидактических ценностей. Научная значимость работы заключается в обосновании необходимости активного включения диалоговых форм в обучение инженеров на основе анализа и обобщения педагогического опыта, как локального авторского, так и изложенного в ряде рассмотренных научных публикаций. В качестве преимущества применения диалоговой техники в языковом обучении выдвигается субъектность обучения студента иностранному языку в противовес его объектности при иных подходах, когда студент остается пассивным реципиентом информации, получаемой в готовом виде. Осмысление использования диалога как метода обучения иностранному языку проводится применительно к конкретным особенностям направлений подготовки, что обуславливает практическую значимость исследования, заключающуюся в возможности применения представленного задания в практике преподавания иностранного языка.

Социально-психологические аспекты формирования этнокультурной идентичности в исследованиях М. Шерифа и Д. Кэмпбелла

Стр: 54-62

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-54-62

Аннотация: Изучение вопросов теоретического осмысления проблем этнокультурной идентичности способствует эффективному решению проблем построения гармоничного межкультурного взаимодействия в полиэтническом обществе. В статье исследуются социально-психологические аспекты формирования этнокультурной идентичности молодых людей с позиций исследований М. Шерифа и Д. Кэмпбелла – представителей бихевиористского направления. Применяемая концепция исследований позволяет фокусировать внимание на поведенческих моделях жизни человека, поскольку этнокультурная идентичность реализуется в социальных действиях. По результатам исследования формулируется вывод, что использование технологических приемов, реализуемых в образовательном процессе и культурно-досуговых мероприятиях, направленных на поддержание культуры и традиций этноса, позволяет актуализировать такие области психической жизни молодых людей, как когнитивную, аффективную и поведенческую. Активация указанных областей имеет основополагающее значение для формирования этнокультурной идентичности молодых людей. С применением метода концептуального анализа осуществляется квалификация исследуемых взглядов и оценок этнокультурной идентичности по их качественным основаниям. На основе синтеза рассмотренных частных концепций выделены элементы общей концепции построения гармоничного межкультурного взаимодействия в полиэтническом обществе.

Практика обучения фонетике английского языка студентов-нелингвистов в современных условиях

Стр: 63-71

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-63-71

Аннотация: Стремительно меняющаяся картина мира непосредственно отражается на образовательной сфере.
Профессорско-преподавательскому составу вузов постоянно приходится решать все новые психолого- педагогические и методические задачи. Несомненно, подходы к обучению должны учитывать запросы современных студентов и адаптироваться к особенностям социально-экономической и политической реальности. На текущий момент с точки зрения методики обучения, произношение носителей английского языка уже не воспринимается как абсолютная норма и эталон для подражания. Обучая английскому как языку международного общения (лингва франка), целью формирования фонетических навыков ставится достижение внятности речи в условиях профессиональной коммуникации и способности понимать широкий диапазон акцентов. Как показывает практика, работа над совершенствованием произносительных навыков в студенческой аудитории имеет ряд особенностей.
Необходимы такие тренировки, которые бы не вызывали у обучающихся дискомфорта. Актуальным трендом высшего образования сегодня становится персонализация обучения. В статье предложена авторская модель обучения произношению по индивидуальной траектории на основе метода P2P.
Практическая значимость исследования усматривается в критической оценке проведенного опытного обучения, а также в возможности применения описанной технологии в практике преподавания иностранного языка в вузе.

Развитие национальной идентичности будущего учителя иностранного языка в поликультурном пространстве языкового вуза

Стр: 72-79

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-72-79

Аннотация: Цель исследования – определение специфики и путей развития национальной идентичности будущих учителей иностранного языка в контексте поликультурной среды языкового вуза с учетом модернизации содержания высшего образования в рамках стандарта 3++ направления бакалавриата «Филология».
Авторы исходят из постулата, согласно которому изучение иностранного языка способно повлиять на развитие национальной идентичности на уровне индивида, поскольку в ряде случаев может формировать конкурирующую национальную идентичность и вести к дисбалансу ценностных установок. В исследовании предложена система развития национальной идентичности студентов языкового вуза в контексте иноязычного образования и межкультурного подхода через: 1) рациональное осмысление культурологического материала; 2) формирование чувства сопричастности к проблемам регионального и локального сообществ; 3) создание паттернов гражданского поведения и межкультурной коммуникации.
Подчеркивается необходимость мобилизации культурно-языкового опыта обучающихся в целях подготовки к диалогу представителей равноправных и равнозначных культур и предупреждения межнациональных конфликтов в поликультурной среде.

Неявные знания в информационном поиске

Стр: 80-87

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-80-87

Аннотация: В статье исследуются неявные знания в информационном поиске. Существует тенденция к увеличению объемов информации, в том числе в информационных сетях. Эта тенденция мотивирует исследования в области поиска информации. Рост объемов информации влечет рост скрытых знаний и информационной неопределенности. Дана таксономия причин неадекватности поиска в информационной сети. Эти причины делятся на объективные и когнитивные. Показана разница между морфологическим и семантическим поиском. Предложена теоретико-множественная модель описания поиска информации и его результатов. Описаны три основных типа поиска информации. Показаны разница между поиском информации и поиском знаний; качественная разница между онтологическим и традиционным информационным поиском; причины появления неявного знания в практической деятельности и научных исследованиях.
Дано формальное описание онтологического поиска, включающего компонент неявного знания. Показаны критерии наличия неявного знания, которое можно получить посредством онтологического поиска. Результаты данного исследования способствуют развитию методов поиска информации, онтологического поиска и выявления неявных знаний.

Регенерация сложных систем

Стр: 88-94

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-88-94

Аннотация: Статья описывает и предлагает механизм модернизации сложных систем на основе технологии регенерации. Вводится новое понятие «компонентная сложная система» с целью выделения высокого уровня сложности систем и применения специальных технологий обновления. Статья дает систематику компонентных сложных систем. Показано различие между независимым обновлением компонент и регенерацией компонентных сложных систем. Описаны условия целесообразного применения механизма регенерации для компонентных сложных систем. При регенерации сложной системы основным критерием выбран критерий качества ее функционирования. В качестве основы для соблюдения данного критерия выбраны стандарты ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010-2015 и ISO/IEC 25010:2011. В основе этих стандартов заложена модель компонентной тринитарной системы. Статья дает формальное описание информационной компонентной сложной системы и описание процедуры ее регенерации. Для сравнения дано формальное описание аддитивной системы. Результаты исследования являются альтернативой технологиям реинжиниринга. Они могут найти применение в модернизации информационных систем и информационных сервисов, реализуемых на основе современных методов и средств.

Генезис научно-педагогических представлений об информационной культуре (от первобытного мира до цифровых платформ)

Стр: 95-105

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-95-105

Аннотация: Настоящая работа преследует в качестве цели анализ эволюции педагогических представлений об информационной культуре личности от условий информационного вакуума до информационной стихии. В статье используется метод векторного анализа, которому подвергаются как тенденции научных исследований, так и обусловливающие их социально-информационные факторы. Помимо этого, в работе применены метод абстрагирования, позволяющий выделить педагогическую сущность общенаучного феномена и метод синтеза, позволяющий выделить содержательно значимые этапы в эволюции понимания информационной культуры как педагогически формируемого качества. Несмотря на обилие научного материала, посвященного информационной культуре, не наблюдается широкого применения историко-педагогического подхода к её анализу, вероятно, ввиду априорного восприятия информационных технологий как современного явления. Представленные выше соображения определяют актуальность и методологическую новизну работы. В результате исследования автор приходит к выводу, что этапы развития педагогических представлений об информационной культуре не полностью совпадают с этапами традиционно принятой концепции четырех информационных революций, хотя и коррелируют с ними, потому что для педагогического знания важно не просто формальное наличие той или иной технологии, но и массовое её распространение и вхождение в жизнь человека не на профессиональном, а на социальном уровне.