Выпуск: 2024-3 (43)

2024-3 (43)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

К вопросу о развитии видов ответственности за действия физических и юридических лиц в информационном пространстве

Стр: 7-14

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-3-7-14

Аннотация: В исследовании рассматриваются нормативные положения, появившиеся в российском информационном законодательстве в последние годы и характеризующиеся особым кругом субъектов, оснований, источников и содержания мер юридической ответственности. Путем анализа таких нормативных положений выявлен новый подход к правовому регулированию, при котором учитывается экономическая и техническая природа киберпространства. Благодаря этому эффективность мер информационно-правовой ответственности оценивается нами как более высокая по сравнению с действием классических видов юридической ответственности в условиях трансграничного и анонимного киберпространства.
Наряду с применением органами публичной власти мер воздействия на субъектов информационных правоотношений, нами отмечена практика применения таких мер хозяйствующими субъектами, в частности, лицами, владеющими или управляющими цифровыми платформами. Это позволяет утверждать о возможности выделения категории договорной информационно-правовой ответственности.
Вместе с тем, несистематизированный круг субъектов отношений, складывающихся в киберпространстве, а также ряд других насущных проблем информационного права обуславливают отсутствие системности в порядке применения мер информационно-правовой ответственности. Это обстоятельство рассматривается нами как дополнительный аргумент в пользу кодификации информационного законодательства.

Формирование элементов гражданского общества в России в результате реформ 1860-х годов

Стр: 15-22

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-3-15-22

Аннотация: Статья посвящена актуальным аспектам формирования гражданского общества в России. Институт гражданского общества является неотъемлемым атрибутом любого правового государства, однако его формирование обусловлено появлением определенных условий в политической, социальной, экономической и культурной сферах. В истории России данные предпосылки появились во второй половине XIX века в результате реформ императора Александра II, которые создали условия для становления гражданского общества. Целью автора является проанализировать исторический ход страны к формированию гражданского общества, рассмотреть реформы 1860-х годов в России в контексте появления оснований к формированию гражданского общества, выявить сущность данных предпосылок, определить роль реформ для формирования гражданского общества в России.
В ходе исследования были применены исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. Автор делает вывод о появлении необходимых условий в политической, социальной, экономической и культурной сферах для формирования гражданского общества в России, а также о формировании элементов гражданского общества в результате реформ 1860-х годов в России.

Политико-правовое знание, его нравственные основы, достоверность и полнота как условие цивилизационной самоидентификации России

Стр: 23-35

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-3-23-35

Аннотация: Целью исследования является оценка места политико-правового знания в современном развитии государства и права, определение роли его нравственных основ, достоверности и полноты как условий цивилизационной самоидентификации России. С использованием общенаучных методов обобщения и аналогии таких специально-юридических методов, как формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой проведено сопоставление основных компонентов российского политико-правового знания с политико-правовыми подходами Запада. Аргументируется необходимость преодоления в отечественном политико-правовом знании устоявшихся стереотипов социального универсализма, экономического детерминизма и секуляризма, унаследованного от эпохи Великих революций. В основе борьбы за российский научный суверенитет должно лежать преодоление европоцентризма как мировоззренческого основания уничижения национального самосознания и деформаций российского цивилизационного развития. Переосмысление российского политико-правового знания предполагает рассмотрение Советского Союза как опытной политико-правовой модели государства справедливости и социального равенства. Обосновывается вывод, что любая конституция строится на ценностных приоритетах общества. Цивилизационные духовно-нравственные особенности России несовместимы с мировоззренческими принципами Запада. Современное российское политико-правовое знание отражает результаты культурно-исторического развития многонационального народа РФ и сложившиеся за многие поколения свойственные ему архетипы как прообразы государственно-правовых форм, представлений общества о справедливости и роли права. Политико-правовые знания могут быть плодотворны и эффективны только при условии их гармоничной опоры на культурно-исторический опыт народа, при преодолении ими нравственного нейтралитета самого знания и вырастающей из него практики государственного строительства, при принятии в качестве камертона знания традиционных духовно-нравственных ценностей. По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

К вопросу о правовой охране объектов нематериальной культуры в Российской Федерации

Стр: 36-43

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-3-36-43

Аннотация: Статья посвящена проблемам правовой охраны нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации. Анализ современного состояния охраны данных объектов в России предваряется обзором международных актов аналогичного содержания. Обозначено несколько возможных направлений приложения сил для улучшения охраны нематериальных объектов культуры. Это, во-первых, более широкое представительство культуры России на международной арене. Во-вторых, устранение коллизии в современном российском праве и правоприменительной практике, возникшей из-за неполной смены наименования объекта охраны. В-третьих, точное соблюдение предписаний ст. 6 Федерального закона «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», где предусмотрено разделение объектов нематериального этнокультурного достояния на три категории: федерального значения, регионального значения и местного (муниципального) значения. Поэтому федеральный реестр должен включать только те объекты, которые действительно представляют особую историческую, культурную и научную ценность для истории и культуры Российской Федерации. В-четвертых, это уточнение списка объектов нематериального этнокультурного достояния. Рекомендовано отнести к ним традиционную символику, а также сделать в законах о государственных символах акцент на их культурно-историческую, духовно-нравственную ценность. По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Правовое регулирование межбюджетных отношений развития региона на примере Брянской области

Стр: 44-50

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-3-44-50

Аннотация: В статье проводится исследование правового регулирования межбюджетных отношений на региональном уроне в современных условиях. Цель исследования состоит в разработке механизмов правового регулирования межбюджетных отношений обеспечивающих развитие регионов путем закрепления на долгосрочной основе источников на  реализацию мероприятий по достижению национальных целей развития территорий. Предметом исследования является обоснование механизмов правового регулирования межбюджетных отношений по развитию регионов и достижению установленных национальных целей. Исходя из предмета исследования, решались следующие задачи: проанализировать региональный опыт формирования правовых основ по регулированию межбюджетных отношений на региональном уровне; рассмотреть методы бюджетного права, регулирующие межбюджетные отношения; сформулировать предложения по формированию механизмов правового регулирования межбюджетных отношений на современном этапе.
В ходе исследования использованы общенаучные и специальные методы, в частности системный, логический, а также методы анализа, синтеза, толкования. В результате проведенного исследования доказано, что формирование правовых механизмов межбюджетного регулирования по распределению средств консолидированного бюджета субъектов с учетом расходов муниципальных образований на реализацию мероприятий развития территорий, предусмотренных государственными программами и региональными проектами с применением целевых индикаторов, позволяет обеспечить сбалансированность местных бюджетов, а также способствует достижению национальных целей развития регионов. По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Вопросы правового регулирования качества образования и организация его оценки на современном этапе

Стр: 51-58

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-3-51-58

Аннотация: В статье раскрываются особенности современной процедуры государственной регламентации качества образования в образовательных организациях в Российской Федерации, в частности в рамках государственной аккредитации по программам высшего образования. В работе даны авторские оценки и выводы, основанные на анализе нормативных актов, научных публикаций последних лет и осмыслении опыта экспертной деятельности. Особое внимание уделено проблеме соотношения содержания утвержденных регулятором системы образования аккредитационных показателей высшего образования с закрепленной законодательно дефиницией качества обучения. Подробно рассмотрен механизм организации и проведения диагностической работы, в настоящее время являющейся ключевым инструментом оценки качества образования. Определены достоинства применяемого порядка оценки качества подготовки обучающихся, а также сформулированы основные недостатки механизма проведения диагностической работы в настоящее время, которые, по мнению авторов, связаны прежде всего с недостаточной детализацией правил и процедур. Требуется разработка и утверждение ряда правовых и нормативно-методических документов, регламентирующих процедуру оценки результатов освоения образовательной программы при проведении контроля качества образования регулятором системы. По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Причины и условия захвата заложников в следственном изоляторе

Стр: 59-64

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-3-59-64

Аннотация: Данная статья посвящена актуальным в настоящее время вопросам проявления криминального насилия в условиях исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу. Одним из наиболее опасных преступлений, совершаемых в следственных изоляторах, несомненно, является захват заложников. Данное деяние обладает повышенной общественной опасностью, сопряжено не только с насильственным удержанием человека, но и с применением в отношении него насилием, угрозой его применения, возможностью незаконного выхода из места содержания под стражей и способностью продолжить криминальную деятельность. В настоящее время в структуре уголовно-исполнительной системы на территории всех субъектов РФ насчитывается 210 следственных изоляторов и 71 помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора (ПФРСИ)1. В связи с чем исследование данной темы является достаточно актуальным, так как совершение данного деяния дестабилизирует деятельность не только данного исправительного учреждения, но и требует активизации всей правоохранительной системы региона.
По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Правоприменительная практика назначения судебных экспертиз в ходе судебного следствия в уголовном судопроизодстве

Стр: 65-72

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-3-65-72

Аннотация: Судебное разбирательство является центральной стадией уголовного судопроизводства, в ходе которой исследуются все собранные в рамках расследования уголовного дела доказательства. Достаточно часто тщательному исследованию подлежат судебные экспертизы, которые были проведены в ходе предварительного расследования.
В процессе судебного исследования возникают ситуации, когда суд устанавливает несоответствие выводов и исследовательской части экспертизы, несоответствие выводов нескольких проведенных экспертиз, некомпетентность эксперта и иные нарушения, которые влияют на полноту и ясность судебной экспертизы, и в целом влияют на ее объективность. В такой ситуации с целью установления истины по делу, есть необходимость в назначении дополнительных, повторных, комиссионных или комплексных судебных экспертиз в рамках судебного разбирательства.
Авторы проанализировали судебную практику назначения различных видов судебных экспертиз в судебном следствии. Это позволило выявить нарушения, допускаемые при производстве экспертиз в ходе предварительного расследования, соответственно обобщить основания назначения судебных экспертиз в рамках судебного следствия. По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Проблемные аспекты борьбы со взяточничеством должностных лиц

Стр: 73-78

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-3-73-78

Аннотация: Взяточничество как форма преступного поведения, связанная с деятельностью государственных органов, формирует систему противоправных преимуществ в доступе к власти, материальным ресурсам и благам, исключает, таким образом, свободную рыночную конкуренцию, нарушает принципы демократии и социальной справедливости в обществе. В статье анализируется текущее состояние борьбы со взяточничеством. Приведенные официальные статистические данные Судебного департамента и МВД России о состоянии коррупционной преступности подтверждают актуальность рассматриваемой темы. Рост числа преступлений, связанных с дачей или получением взятки, посредничеством во взяточничестве может свидетельствовать, с одной стороны, об активной работе правоохранительных органов по выявлению и повышению раскрываемости коррупционных преступлений, и с другой – о недостаточной, слабой и неэффективной профилактической работе контролирующих органов. В статье проводится разграничение понятий «коррупция», «взяточничество», «подкуп», раскрываются способы взяточничества. Ставятся проблемные вопросы касательно разграничения взяточничества со смежными составами, определения предмета взятки. Указывается на правовые и иные средства противодействия взяточничеству. По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Субъективные признаки посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Стр: 79-84

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-3-79-84

Аннотация: В статье рассматриваются субъективные признаки посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, так как в настоящее время увеличивается число подобных деяний, в связи с чем данная тема весьма актуальна. Предметом исследования выступает уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Целью исследования является обоснование предложений по совершенствованию законодательства на основе анализа признаков субъекта и субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ. В содержании статьи рассматриваются примеры из правоприменительной практики по квалификации указанного преступления с учетом субъективных признаков состава преступления и  в соответствии с судебным толкованием. При проведении исследования применялись следующие методы: формально-логический, сравнительно-правовой, а также анализ, синтез, дедукция. Новизна исследования заключается в том, что высказаны предложения авторов по изменению действующего уголовного законодательства РФ с целью более точной квалификации рассматриваемого деяния. По тексту статьи Российская Феде рация сокращенно указывается – РФ.

Нападение на трубопровод «Северный поток»: международное преступление государственного характера. Статья вторая

Стр: 85-93

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-3-85-93

Аннотация: В рамках научных подходов в статье анализируется состав преступления, в результате которого насильственным образом были повреждены трубопроводы, известные как «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2», а также исследуются возможности определения виновных лиц, совершивших данное преступление. Утаивание информации и ее «искажение» мировыми средствами массовой информации (далее – СМИ), молчание одной части международного сообщества и воздержание от оценки данного преступления рядом постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности (далее – СБ) ООН, срыв международного решения о начале процесса расследования на международном уровне фактически показывают, что проводятся действия по созданию помех (физических, географических) для раскрытия и расследования данного преступления. Исследование показывает, что этот преступный акт может быть классифицирован как сложное преступление, показавшее уязвимость инфраструктуры, посредством которой осуществляется обмен товарами и услугами через воды морей и океанов, так как она не подпадает под суверенитет – не находится под непосредственной защитой национальной юрисдикции государств. Совершение указанных преступлений может угрожать не только экономической безопасности, но и любой другой суверенности и территориальной целостности государств.

Применение общих и специальных норм к признанию недействительными государственных и муниципальных контрактов

Стр: 94-101

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-3-94-101

Аннотация: Осуществление закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд затрагивают интересы широкого круга лиц. В статье рассматриваются способы признания государственных и муниципальных контрактов недействительными, вследствие нарушения правил осуществления закупок.
Анализ подходов к признанию государственных и муниципальных контрактов недействительными осуществляется путем сопоставления применения норм законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг и норм Гражданского кодекса Российской Федерации. Поднимается вопрос совершенствования законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг в части признания контрактов недействительными. Автором рассматривается сложившаяся судебная практика, основанная на общих положениях о недействительности сделок, в том числе подходы к признанию недействительными торгов. Ввиду того, что осуществление государственных и муниципальных закупок затрагивают широкий круг лиц, то автором рассмотрены вопросы применения реституции и конвалидации сделок. По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.