Выпуск: 2024-4 (44)

Рубрики:
Вопросы теории и истории права
Содержание:
DOI: 10.21777/2587-9472-2024-4-7-13
Ключевые слова: семейное право, брачно-семейные отношения, обычное право, церковный брак, Домострой, регулирование брачно-семейных отношений, место женщины в семье.
Аннотация:
Статья посвящена актуальным вопросам становления и развития семейного права как самостоятельной отрасли российского права. Авторы рассматривают период IX–XVIII вв. в контексте формирования семейных норм. Актуальность данной темы обусловлена важностью семьи как основополагающего социального института. Большое внимание в настоящее время уделяется сохранению традиционных семейных ценностей нашего государства. Эффективная деятельность правовых норм в указанной сфере гарантирует защиту интересов членов каждой отдельно взятой семьи. Соответственно, целью авторов данной статьи является: выявить основные направления развития брачно-семейных отношений в указанный период; показать, как на протяжении истории России складывались основные нормы и институты, сформировавшие отечественное семейное право; проанализировать, как изучаемый исторический этап повлиял на развитие российского семейного права.
В ходе исследования были применены исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. Авторы делают вывод о закономерном развитии брачно-семейных отношений в указанный период, о роли исследуемых нормативно-правовых актов в формировании семейного права в России.
Факторы, влияющие на правосознание медицинского работника в вопросах ответственности за неблагоприятный исход
DOI: 10.21777/2587-9472-2024-4-14-19
Ключевые слова: медицинский работник, правосознание, информация, биоэтика, ответственность, неблагоприятный исход, правовая культура.
Аннотация:
В статье рассмотрены предпосылки формирования профессионального правосознания медицинских работников и врачей, в частности, как юридически значимых субъектов, принимающих решения, влияющие на жизнь и здоровье пациентов. Автор обращает внимание на общие тенденции формирования правосознания в России, но особенно на таковые предпосылки у молодежи и студентов вузов, критично оценивает результаты анализа образовательного процесса в отношении школьников и абитуриентов, указывая на сомнительность показателей роста знаний, поскольку исследователями не берётся в расчет уровень требуемого материала и его глубина, не учитывается узконаправленность подготовки для поступления в вуз только по задаваемым предметам и отсутствие цифр, отражающих общую образованность абитуриентов.
Ставится вопрос о том, что все эти тенденции и факторы влияют на уровень правосознания и правовой культуры как в целом в обществе, так и в профессиональных сообществах в частности. Имея такую основу, профессиональное сознание медицинского работника, несомненно, искажается. Автором предлагается система воздействия на профессиональное правосознание врача через комплекс мер медицинской биоэтики.