ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОЗИЦИЯ ТЕХНОРЕАЛИЗМА
Автор(ы): Горбунова Юлия Александровна
Рубрика: Методологические исследования
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-99-107
Выпуск: 2020-4 (33)
Страницы: 99-107
Ключевые слова: цифровизация высшего образования, антропопрактический подход, технооптимизм, технопессимизм, технореализм, цифровые образовательные практики
Аннотация:
В статье раскрываются основные подходы к трактовке и реализации цифровизации высшего образования – редукционистский, технократический и антиредукционистский, антропопрактический. Цифровизация высшего образования рассматривается автором в рамках антропопрактического подхода – как многомерный процесс (не сводимый к внедрению дистантных образовательных технологий), где центром и самоцелью выступает преобразование человека и человеческих отношений в образовательных средах, а цифровые технологии выполняют лишь инструментальную роль. При этом если технооптимизм или
прогрессивизм полагает, что цифровизация отвечает интересам человека и запросам на саморазвитие, то технопессимизм или консерватизм, напротив, рассматривает цифровизацию как дегуманизирующий процесс. Сравнивая полярные подходы к оценке антропологических рисков и перспектив цифровизации высшего образования, автор обосновывает значение технореализма как мировоззренческой и методологической основы разработки и реализации конструктивных практик «медленной науки» и «медленной учебы», образования «равный равному», краудсорсинга, DIY и коллаборации, эдьютейнмента и геймификации высшего образования.
Библиографическая ссылка: Горбунова Ю.А. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОЗИЦИЯ ТЕХНОРЕАЛИЗМА // Образовательные ресурсы и технологии. – 2020. – № 4 (33). – С. 99-107. doi: 10.21777/2500-2112-2020-4-99-107