Выпуск: 2022-4 (41)

Рубрики:
Образование в интересах устойчивого развития
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-72-79
Ключевые слова: просвещение, сциентизм, антисциентизм, теистическая религия, христианство, православие, наука, научное просвещение, религиозное просвещение, религиозная безграмотность, имманентное прошлое, трансцендентное будущее.
Аннотация: Как правило, под просвещением подразумевается научное просвещение. Однако вполне можно говорить и о других видах просвещения, среди которых просвещение философское и религиозное. После революции 1917–1921 гг. в России Церковь была отделена от государства, а религиозное просвещение и образование – от школы, образование и просвещение в которой стало иметь сугубо научный характер. В результате за несколько десятилетий существования советского светского или секулярного государства и образования сформировался определенный перекос в соотношении научного и религиозного народного просвещения: если в области научного просвещения имеет место действительное ознакомление человека с основными научными представлениями, идеями, теориями и картинами мира, то в области религиозного просвещения – вместо знакомства с действительными религиозными идеями – человеку предлагаются, как правило, карикатурные их интерпретации. Это приводит к необоснованному представлению соотношения и взаимодействия науки и религии как враждующих и противоречащих друг другу воззрений на мир и человека, что становится одним из дестабилизирующих факторов развития современного российского общества. Объектом исследования является соотношение и взаимодействие научного и религиозного народного просвещения и образования. Предметом исследования является искаженное представление об антагонизме научных и религиозных представлений о мире и человеке. Целью работы является обоснование положения не только об отсутствии данного антагонизма и мирном сосуществовании науки и религии, но и их взаимодополнении. Методами исследования являются эмпирическое обобщение, дедуктивно и индуктивно организованные выводы, умозаключения по аналогии, абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент и сравнительный анализ. Результатом работы и одним из ее выводов является положение, согласно которому наука и религия, по своей природе, не только не противостоят друг другу и могут мирно сосуществовать, но и дополняют друг друга, будучи одинаково необходимыми как человеку, так и обществу; а сбалансированность и гармонизация их взаимоотношений вполне могут явиться одним из существенных факторов устойчивого общественного развития. Областью применения результатов исследования являются образовательные многоплановые взаимодействия как в средней, так и в высшей школе.
Пути имплементации концепции устойчивого развития в образовательной отрасли
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-80-86
Ключевые слова: концепция устойчивого развития, образование в целях устойчивого развития, экологизация, экологическое поведение, инновации.
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению реформирования системы образования в контексте концепции устойчивого развития. Рассмотрены прикладные аспекты применения и возможности имплементации постулатов устойчивого развития в образовательную практику. Отмечается, что образование – фундамент концепции устойчивого развития. Автором статьи применен широкий подход к интерпретации образования, реализуемого в рамках концепции устойчивого развития. Согласно этому подходу, устойчивость в образовании затрагивает не только специалистов экологических направлений, а все направления вузовской подготовки, поскольку сама концепция устойчивого развития значительно шире спектра вопросов защиты природы и включает социальные, культурные, экономические и иные аспекты общественного развития. Отмечается, что многие страны мира смогли существенно продвинуться в плане имплементации образовательных инициатив, тогда как в России идея об устойчивости образования остается на периферии внимания исследователей, политиков и общественности. Рассмотрены пути имплементации концепции устойчивого развития в образовательной отрасли.