Выпуск: 2024-4 (49)
Рубрики:
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-4-7-13
Ключевые слова: социально-воспитательная среда, патриотическое воспитание, информационно-просветительская деятельность, критическое мышление, ценностные ориентации.
Аннотация: В статье рассматриваются особенности воспитания в образовательной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации. Выделены основные характеристики социально-воспитательной среды образовательной организации: ценностные ориентации, взаимодействие субъектов среды, реализация личностных потребностей. Рассмотрены условия, влияющие на формирование социально-воспитательной среды образовательной организации МВД России: включение обучающихся в учебно-профессиональную деятельность с реализацией воспитательного потенциала учебных дисциплин и предметной среды факультетов; выявление интересов и способностей курсантов, организация творческих видов деятельности, культурно-просветительской и спортивно-массовой работы; информационное обеспечение воспитательной работы. Обосновывается необходимость информационно-просветительской деятельности курсовых руководителей, офицеров подразделений и преподавателей в развитии критического мышления, а также по вопросам противодействия негативному влиянию средств массовой информации на обучающихся. Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости организационно-методического наполнения социально-воспитательной среды образовательной организации МВД России интерактивными формами воспитательной работы, предполагающими межличностное общение, сотрудничество и взаимодействие. Результаты исследования имеют практическую ценность для командного и преподавательского состава образовательной организации МВД России и могут быть применены для повышения качества профессионального воспитания сотрудников полиции.
Концепция целостной многоуровневой системы подготовки квалифицированных кадров в сфере малой авиации
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-4-14-25
Ключевые слова: малая авиация, многоуровневая система подготовки кадров, наставничество, принцип преемственности, уровни профессионального становления.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема нехватки квалифицированных специалистов в сфере малой авиации.
Произведен анализ причин, вызывающих необходимость совершенствования системы профессионального становления и развития специалистов малой авиации. Определены и обоснованы базовые принципы целостной многоуровневой системы подготовки квалифицированных специалистов, предложен вариант ее реализации. Авторы обращают особое внимание на важность профориентационной работы учеников на этапе обучения в общеобразовательной организации, а также на предоставление возможности практической работы студентов на базе высших учебных заведений и производств. Рассматривается метод наставничества как механизм передачи уникального опыта новому поколению специалистов малой авиации. Отмечается необходимость постоянного обучения и повышения квалификации специалистов, чтобы соответствовать быстро меняющимся требованиям отрасли. В целом статья предлагает комплексный подход к решению проблемы подготовки квалифицированных кадров в сфере малой авиации, охватывающий все ключевые этапы образования и трудовой деятельности специалистов в данной сфере.
Сетевая личность обучающегося: некоторые аспекты проблемы
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-4-26-31
Ключевые слова: сетевая личность обучающегося, виртуальная реальность, гибридные практики, сетевое мышление, сетевая идентичность, сетевая мобильность, цифровая аддикция, символизм.
Аннотация:
В статье исследуются понятие и проблематика сетевой личности обучающегося. Акцентируется внимание на том, что данный феномен содержит в себе множественные смыслы и оказывает различное воздействие. Раскрываются присущие сетевой личности социокультурные и психологические характеристики. Подчеркивается необходимость исследования сетевой личности обучающегося в связи с цифровыми изменениями, охватившими сферу образования. Отмечается, что существование в гибридном – реальном и виртуальном – мире оказывает противоречивое воздействие на формирование сетевой личности обучающегося, на процессы функционирования индивидуального сознания и мышления, выработку поведенческих стратегий. Обращается внимание на явление сетевой идентичности, рассматриваются возможности социальных сетей в реализации различных форм идентичности, в том числе альтернативных. Прослеживается роль символов и симулякров в формировании мировоззрения, социальных и образовательных установок обучающихся. Рассматривается присущая виртуальности иллюзорность, выявляются негативные последствия иллюзорных представлений для бытия индивида и обучающегося.
Исследуется влияние виртуальной социальной мобильности на социальные действия сетевых индивидов, раскрываются ее преимущества с точки зрения предоставляемых ею возможностей для самореализации.
Бережливая технология подготовки преподавателей внутрифирменного обучения
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-4-32-39
Ключевые слова: внутрифирменное обучение, внутрифирменные преподаватели, преподавательские компетенции, педагогическая технология, индивидуальные образовательные траектории, бережливое производство, бережливое производство в образовании.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема проектирования бережливой технологии подготовки преподавателей для сферы внутрифирменного обучения. Актуальность этой проблемы в условиях рыночной экономики и конкурентной среды обусловлена потребностями предприятий постоянно обучать свой персонал с целью своевременного и качественного выполнения государственных заказов, оптимизации производственных процессов, освоения новой техники и оборудования. Кроме того, сложившаяся ситуация с нехваткой кадров заставляет предприятия искать новые эффективные способы обучения или переучивания персонала, в том числе по смежным профессиям или процессам. Для оценки текущего состояния и совершенствования процесса подготовки внутрифирменных преподавателей, а также их организационно- методического сопровождения предлагается инструмент бережливого производства – картирование.
Он позволяет устранить потери и проблемы процесса подготовки за счет четкой последовательности и регламента его процедур, оптимального использования существующих на предприятии технических и человеческих ресурсов. Спроектированная на основе картирования авторская технология является бережливой, поскольку позволяет в сжатые сроки организовать малозатратный процесс подготовки преподавателей внутрифирменного обучения, учитывающий их индивидуальные особенности, а также образовательные запросы предприятия, ориентирующегося на федеральную и региональную политику повышения производительности.
Особенности защиты курсантов образовательных организаций МВД России от негативного информационно-психологического воздействия средств массовой информации
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-4-40-45
Ключевые слова: патриотическое воспитание, чувство патриотизма, курсанты, информационно-психологическое воздействие, средства массовой информации.
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы формирования чувства патриотизма у обучающихся образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации. Показана особая роль патриотического воспитания и духовно-нравственных ценностей у курсантов-полицейских в защите от негативного информационно-психологического воздействия средств массовой информации. Выделены наиболее важные особенности защиты курсантов от негативного информационного воздействия, к которым относятся коллективность данного процесса, интегрированность в образовательный процесс, субъектность и индивидуальность воспитательного процесса, инновационность, интенсивность информационного антивоздействия, наличие обратной связи с обучающимися. Отмечается, что информационная культура является одним из эффективных и надежных способов защиты обучающихся от негативного информационно-психологического воздействия средств массовой информации. Новизна работы заключается в актуализации проблемы за- щиты молодого поколения от негативного информационно-психологического воздействия СМИ и выявлении ее особенностей. Практическую значимость представляют рекомендации автора по совершенствованию процесса защиты молодого поколения от негативного информационно-психологического воздействия.
Формирование трудового потенциала человека через институт образования
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-4-46-55
Ключевые слова: трудовой потенциал, профессиональное самоопределение, профессиональное образование, профориентационный нетворкинг, непрерывное образование.
Аннотация: В данной статье рассмотрены теоретические подходы к определению понятия «трудовой потенциал», изучены различные трактовки данного термина и дана характеристика профессиональному образованию как основополагающему компоненту трудового потенциала человека. В работе обозначено, что ключевым фактором, влияющим на трудовой потенциал человека, является его профессиональное самоопределение, сформированное на этапе получения образования. На основе проведенного социологического исследования среди обучающихся Вологодского государственного университета были определены особенности профессионального самоопределения студентов и их трудового поведения. Основными методами исследования данной темы выступили анкетный опрос, интервью с экспертами и фокус-группы. В результате анализа была выявлена проблема недостаточного профессионального самоопределения студентов, которая в дальнейшем за счет неразвитого трудового потенциала работника сказывается на состоянии рынка труда. В заключении представляется реализация концепции непрерывного образования и системы профориентационного нетворкинга как одно из решений проблемы неразвитого трудового потенциала человека.
Формирование цифровой социализации молодежи на основе актуализации стратегий самопрезентирования
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-4-56-65
Ключевые слова: цифровая социализация, цифровая самопрезентация, стратегии цифровой самопрезентации, никнейм, аватар, личностная идентичность, цифровая личность.
Аннотация: Актуальность исследования определяется тем, что в современном обществе многообразные и многоступенчатые процессы формирования социальной и личностной идентичности индивида все активнее переходят из офлайн в онлайн-пространство. В статье изучаются цель, понятие, мотивация, стратегии и тактики цифровой самопрезентации, а также особенности формирования социализации личности в цифровом пространстве. Обосновывается возможность социализации индивида в цифровой среде при актуализации стратегий виртуальной самопрезентации. Теоретическими методами исследования являются анализ, систематизация и обобщение научного материала по теме исследования. С помощью анкетирования выделены стратегии виртуальной самопрезентации, положенные в основу формирования социализации цифровой личности. Научная новизна исследования заключается в предложении нового методологического подхода при формировании цифровой социализации молодого поколения. Практическое применение итогов работы возможно в процессе социализации молодежи в цифровом пространстве и особенно значимо для развития цифрового подхода в образовательной среде.
Развитие готовности будущих стоматологов к командной работе в процессе освоения дисциплин гуманитарного профиля
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-4-66-76
Ключевые слова: профессионально-личностная модель врача, командная компетенция, частнопедагогическая технология, обучение в сотрудничестве, личностно ориентированная технология.
Аннотация: Статья посвящена исследованию навыков командной работы у будущих специалистов в области медицины и созданию педагогической технологии, направленной на формирование приоритетных компонентов командной компетенции. Проведен психолого-педагогический эксперимент на базе Алтайского государственного медицинского университета с применением метода социометрического измерения структуры связей и отношений в учебной группе. В ходе исследования проведена коррекционно-развивающая работа с экспериментальной группой обучающихся с использованием интерактивных методов обучения (дискуссия, проектная работа, коллективные творческие задания). Были реализованы близкая, средняя и далекая перспективы (цели) путем выполнения специально разработанных учебных заданий сообразно перспективам (целям), направленных на сплочение группы. Результатом проведения психолого- педагогического эксперимента явились повышение сплоченности учебной группы и потенциала решения групповых задач в команде. Предложенная педагогическая технология на основе интерактивных гибких методов обучения позволяет снять те ограничения, которые естественным образом присутствуют в медицинском образовании: это преимущественно индивидуальный стиль обучения при освоении большого объема медицинской информации. Полученные результаты исследования позволяют расширить теоретические представления о перспективах использования потенциала гуманитарных дисциплин в становлении специалиста в области медицины и его готовности к командной работе.
Импликативные информационные конструкции
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-4-77-83
Ключевые слова: импликативная модель, импликация, информационные отношения, причинно-следственный анализ, импликативные отношения.
Аннотация:
Статья исследует импликативные информационные отношения в информационном поле. Многозначность импликативных информационных отношений дает возможность использовать их для построения универсальной методики, которая в разных контекстах может описывать процессы, переходы или отношения.
Предлагается методика построения импликативных моделей для описания отношений и процессов на основе формального аппарата импликаций. Приводятся примеры построения импликативных информационных конструкций и дана их интерпретация. Показано различие между бинарными и тринарными импликативными конструкциями. Рассмотрены импликативные информационные конструкции, которые применимы для причинно-следственного анализа. Раскрыто содержание антецедента, секвенции и консеквента в тринитарной импликации. Описаны категориальные переходы с помощью импликативных моделей. Дано описание применения импликативных моделей в качественном анализе. Введено новое понятие «параметрическая импликативная модель». Продемонстрирован принцип формальной интерпретируемости параметрической импликативной модели, позволяющей проводить сопоставительный анализ ситуаций и объектов. Этим она способствует упорядочению процедур анализа и обоснованию принимаемых решений.
Геоинформационный морфизм
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-4-84-91
Ключевые слова: геоинформационное поле, пространственные преобразования, морфизм, геоинформационный морфизм, категории.
Аннотация:
Статья посвящена исследованию геоинформационного морфизма в геоинформационном поле. Несмотря на фактическое применение этого подхода и метода, теоретических исследований в этой области не проводилось. Геоинформационный морфизм и категориальный морфизм имеют сходства и различия.
Геоинформационный морфизм есть морфизм пространственных преобразований. Геоинформационный морфизм дает возможность связать логические отношения, пространственные отношения, категориальные отношения и функциональные связи в единый аналитический комплекс. Раскрывается содержание геоинформационного морфизма. Показана аналогия между логическим квадратом и коммутативной диаграммой из теории категорий. Показана связь геоинформационного морфизма с информационным морфизмом. Раскрывается содержание трех видов геоинформационного морфизма: биективный, инъективный и сюръективный геоинформационный морфизм. Показано качественное различие задач, которые решают эти виды морфизма. Три вида геоинформационного морфизма дополняют друг друга и позволяют решать задачи пространственных преобразований. Даны рекомендации по развитию направления исследования геоинформационного морфизма.
Междисциплинарный подход к научной деятельности университета в контексте триединой концепции устойчивого развития общества
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-4-92-103
Ключевые слова: цели устойчивого развития, междисциплинарный подход, контент-анализ, научные публикации, исследовательский потенциал университета.
Аннотация: Статья посвящена оценке и интерпретации исследовательского потенциала университета, связанного с целями устойчивого развития общества. Предметом исследования является содержание публикаций ученых университета в контексте принятой международным сообществом Повестки-2030. Экспериментальные исследования проводились на базе ФГБОУ «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина». Проведен контент-анализ текста публикаций ученых университета с применением метода математического программирования и статистического пакета Statistica 10.0, в который включен факторный анализ массива данных методом главных компонент. Продемонстрировано применение метода выделения главных компонент на основе коэффициентов парной корреляции первоначальных и обобщенных факторов. Проведена интерпретация результатов контент-анализа на основе статистической обработки ключевых слов из текста научных статей и построения ординационной диаграммы ключевых слов в пространстве факторов. На основе проведенного контент-анализа определены возможности междисциплинарных направлений исследования. Предложен междисциплинарный подход к проведению научных исследований в университете, направленный на достижение синергетического эффекта в получении новых знаний в области устойчивого развития. Отмечается, что освоение методологии междисциплинарных научных исследований позволяет получить результаты в объединенных областях знаний и формировать универсальные исследовательские компетенции.
Сознание и разум искусственного интеллекта: задачи, проблемы и экзистенциальные угрозы
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-4-104-112
Ключевые слова: сознание, искусственный интеллект, нейронные сети, априорное знание, апостериорное знание, экзистенциальные угрозы.
Аннотация: В статье рассматриваются гносеологические, этико-философские и культурно-мировоззренческие аспекты развития искусственного интеллекта (ИИ). Работа знакомит читателей с современными тенденциями эволюции искусственных интеллектуальных систем, а также с позицией авторов об экзистенциальных вызовах и угрозах, которые может нести человечеству эта технология. Опираясь на идеи классической рационалистической традиции о единстве априорного и апостериорного видов знания, авторы проводят корреляцию между процессом человеческого познания и функционированием систем искусственного интеллекта на основе самообучающихся программ. Это приводит к выводу о принципиальной невозможности выхода искусственного интеллекта за пределы изначально заложенной алгоритмической модели (априорного знания) и обретения им феноменального сознания. Размышляя над одним из самых обсуждаемых (как в популярной, так и в научной литературе) вопросов о том, сможет ли ИИ превзойти и даже заменить самого человека, авторы делают акцент на уникальность экзистенциального бытия и невозможность как самим человеком, так и сверхмощным ИИ разрешить фундаментальные вопросы человеческого существования. В статье показано, что этико-антропологические вопросы и проблемы базируются на принципиальной идее наличия свободы воли и поэтому являются несопоставимыми с проблематикой создания и функционирования искусственного интеллекта. Научная новизна заключается в предлагаемой авторами концепции, согласно которой в современную эпоху – преобладания в интеллектуальной традиции позитивизма, сциентизма и технократизма – будущие возможности искусственного интеллекта и связанные с ним антропологические и социальные ожидания неизбежно будут оставаться в плоскости алгоритмизированно-рациональных координат и в принципе не могут быть переместимы в сферу иррацонально-экзистенциальной проблематики. В этом и находит своё адекватное выражение диалектика огромных возможностей и непреодолимых ограничений теории и практики искусственного интеллекта.