Выпуск: 2024-2 (42)

2024-2 (42)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Прием Молдавского Княжества в подданство Московского Царства. Исторический и правовой анализ

Стр: 7-15

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-2-7-15

Аннотация: В статье проведен анализ событий, действий и фактов в истории Киевской Руси, на части территории которой образовалось Молдавское Княжество. Данные события и факты стали залогом и основой добрых отношений Молдавского Княжества и Московского Царства, которые завершились установлением подданства Московского Царства над Молдавским Княжеством. Цель исследования заключается в формировании научной исторической и правовой базы, доказывающей объективность и закономерность такого исторического и правового факта. Задача исследования состоит в анализе фактов из разных источников отечественных, молдавских и румынских авторов, отражающих деятельность светских и духовных властей по сближению Молдавского Княжества и Московского Царства в XVII в. В ходе исследования использованы общенаучные и специальные методы, в частности системный, логический, исторический, а также методы анализа, синтеза, толкования. Доказано, что именно в рассматриваемый период времени подписан первый в истории двусторонних отношений нормативный акт, устанавливающий официальное подданство Молдавского Княжества перед Московским Царством.

Институт наставничества как механизм воспитания молодежи России

Стр: 16-27

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-2-16-27

Аннотация: В статье обозначена проблема выбора человечеством между традиционными ценностями и новшествами, внедряемыми западными идеологами под видом соматических прав человека, а также показана роль наставничества в духовном возрождении человечества. Цель исследования состоит в разработке механизмов реформирования института наставничества молодежи на современном этапе. Предметом исследования является обоснование теории и практики наставничества с позиции синергетической триады воспитательного процесса: патриотическое воспитание, формирование правосознания, привитие традиционных общечеловеческих ценностей и нравственных норм. Исходя из предмета исследования, решались следующие задачи: проанализировать исторический опыт воспитательного процесса молодежи России, заложенный славянской и восточной культурами; изучить различия кадрового потенциала школьных учителей в царской и советской России; выявить предпосылки дисбаланса в школьной образовательной системе между учителями-мужчинами и учителями-женщинами; рассмотреть феноменологию ответственности сквозь призму мужского воспитания и формирования правосознания у молодежи; сформулировать предложения по формированию правосознания подрастающего поколения на современном этапе на основе обобщения опыта профилактики преступлений в «16-летний щелоковский период»; обосновать практическое значение укрепления кадрового потенциала института наставничества в образователь- ной среде за счет возвращения мужчин в профессию учителя; предложить механизмы реформирования института наставничества молодежи; обозначить организационные мероприятия, необходимые для реализации предложенных механизмов повышения роли наставничества на практике. Теоретической рамкой проведенного исследования является социо-аксиологический подход к рассмотрению феноменов правовой реальности.

Россия как правопреемница СССР в борьбе с фашизмом: конституционно-экзистенциальные детерминанты

Стр: 28-35

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-2-28-35

Аннотация: В статье проводится исследование конституционно-правовых основ борьбы с фашизмом в современной России как правопреемницы СССР. Обосновывается необходимость использования определения понятия «фашизм», данного советскими учеными, учитывающего экзистенциальный опыт переживших фашистскую агрессию поколений. Приводится сравнительный анализ подхода к определению понятия «фашизм» советских авторов и западных исследователей, раскрываются различия и причины, побудившие западных исследователей к иной трактовке рассматриваемого термина. Обосновывается экзистенциальный подход, анализирующий научно-правовые концепции через личный опыт, ценности и мировоззрение их авторов.
Выявляется антифашистская направленность норм Конституции РФ, закрепляющих правопреемство СССР, идеалы предков, веру в Бога и социальную солидарность. Формулируется вывод о необходимости прямого конституционного закрепления борьбы с фашизмом во всем мире как исторической детерминанты бытия России. Результаты исследования важны для формирования современного российского конституционализма и государственной идеологии.

О духовных основах государственного суверенитета: правопонимание свободы совести в современном конституционализме

Стр: 36-45

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-2-36-45

Аннотация: Целью исследования является анализ необходимости и закономерности рождения идеи нравственного государства через упрочение свободы совести в современном обществе. Правопонимание свободы совести выступает одним из духовных оснований государственного суверенитета. Методология исследования включает методы историко-правового анализа при междисциплинарном подходе, абстрагирования и мысленного моделирования, сравнительно-правовой, восхождение от абстрактного к конкретному.
Дается определение свободы совести, мировоззренческих основ нравственного государства. Именно нравственно-этические основания Конституции РФ формируют в ней социокультурную линию развития современной цивилизации. На примере конкретных решений Европейского суда по правам человека, позиции Совета Европы делается вывод о том, что секуляризм европейского Просвещения привел к уравниванию в представлении западного общественного самосознания добра и зла, а в странах Запада имеет место принудительный нравственный нейтралитет общества, порождающий безнравственность и вседозволенность. Анализ различных аспектов понимания свободы совести как базовой ценности, без которой невозможен суверенитет современного государства, важен для дальнейшего развития правопонимания, преподавания в вузах теории государства и права, конституционного права.

Институт доказательств как пример взаимодействия законодательства о государственном контроле (надзоре) и законодательства об административных правонарушениях

Стр: 46-54

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-2-46-54

Аннотация: Вопросы применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части использования результатов деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля и возбуждения производства по делу об административном правонарушении, все чаще становятся предметом многочисленных дискуссий и публикаций. В статье проводится анализ отдельных контрольно-надзорных мероприятий и контрольно-надзорных действий, посредством которых должностные лица контрольно-надзорных органов получают и фиксируют доказательства нарушения обязательных требований в контрольно-надзорной деятельности, а также рассматривают их последующую возможность для использования в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях. Формулируется вывод о том, что неукоснительное соблюдение требований законности служит гарантией признания действий и решений должностных лиц контрольно-надзорных органов законными, а результатов контрольно-надзорных мероприятий и контрольно-надзорных действий – надлежащими доказательствами в производстве по делу об административном правонарушении.

Соборность общества и симфония властей в России: традиционность, актуальность, инновационность

Стр: 55-59

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-2-55-59

Аннотация: Статья посвящена осмыслению трансформации исторической концепции симфонии властей и религиозной традиции соборности общества. Прогнозируется успешное применение названных концепций и традиций при реконструкции их сути, но не форм, как идеи гармоничного сотрудничества властей ради общего блага, народного единства в организации современных гражданского общества и публичной власти. Основой такой реконструкции видятся традиционные ценности и достижения научно-технического прогресса при обсечении баланса частных, групповых и общих интересов. Длительная история взаимодействия общества и властей нашего государства дает возможность оценки положительных и отрицательных последствий использования тех или иных подходов в различные периоды развития России. Формулируется вывод о том, что эффективная модернизация публичной власти возможна лишь в союзе с гражданским обществом с опорой на духовно-нравственные и государственно-правовые традиции России с использованием достижений мировой государственно-правовой науки и практики, а также современных технологий.

Новации отечественного законодательства о правовом регулировании банковских операций

Стр: 60-65

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-2-60-65

Аннотация: Статья посвящена анализу современного состояния норм отечественного законодательства о банках, банковской системе Российской Федерации и банковской деятельности, а также выявлению основных тенденций его развития. Анализируются изменения и дополнения, внесенные в действующее законодательство, прежде всего в положения Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон «О банках»), являющегося одним из ключевых нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование российской банковской системы. Выявляются основные новации отечественного законодательства о банковских операциях, а также формулируются предложения, направленные на уточнение и дополнение понятийного аппарата, используемого в Законе «О банках», имеющих целью дальнейшее совершенствование правового регулирования банковских операций в России. Актуальность исследования новаций банковского законодательства не подлежит сомнению. Взрывной рост количества банковских продуктов, предлагаемых населению и юридическим лицам, возрастание закредитованности населения и, как следствие, увеличение общего количества процедур банкротства физических лиц вынуждают законодателя «оттачивать» основные дефиниции Закона «О банках».

Проблемы правового регулирования эстетической медицины в России

Стр: 66-75

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-2-66-75

Аннотация: Целью работы является исследование нормативно-правовой базы эстетической медицины. Раскрыты значение и роль медицины красоты в жизни современного человека, рассмотрено законодательное регламентирование косметологии и пластической хирургии, выявлены наиболее существенные противоречия и пробелы нормативно-правового регулирования отношений в исследуемой отрасли медицины, обозначены ключевые ее проблемы, которые требуют для своего решения комплексного подхода. Обоснована медицинская природа косметологических процедур и пластических операций, обусловленная их воздействием на весь организм человека и влиянием на его здоровье в целом. Приведены суждения по поводу Законопроекта № 580179-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” и статью 1 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”». По мнению авторов, перед научной доктриной медицинского права стоят задачи выработки собственной концепции эстетической медицины, а также поиска новых подходов к установлению правового регулирования в данной сфере. Методологическую основу исследования составили специально-юридический, системно-структурный, логико-теоретический методы научного познания, а также сравнительный анализ изучения социально-правовых явлений в их диалектическом развитии. Разработаны предложения по совершенствованию правовой регламентации эстетической медицины.

Некоторые проблемы правовой квалификации действий заказчика при исполнении контрактов, заключенных для обеспечения государственных нужд

Стр: 76-82

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-2-76-82

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы правовой квалификации действий заказчиков по передаче функций по приемке товара, поставляемого по контракту, заключенному в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Анализируется текущая ситуация с учетом сложившейся правоприменительной практики. Формулируется вывод о наличии объективных предпосылок для внесения изменения в регулирование отношений, возникающих при осуществлении закупок для государственных нужд, в целях упорядочения практики применения законодательства о контрактной системе, в частности при осуществлении приемки товаров, работ, услуг. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников исполнения государственного контракта со стороны не только заказчика, но и исполнителя. Учитывая пристальное внимание контролирующих и надзирающих органов государственной власти к полному и своевременному исполнению государственных контрактов, заключенных по результатам закупочных процедур, заказчику и исполнителю государственного контракта крайне важно безупречно провести приемку товаров, работ или услуг и завершить окончательные взаиморасчеты в предусмотренные сроки.

Особенности правового регулирования торговли с использованием электронных площадок в сети интернет

Стр: 83-87

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-2-83-87

Аннотация: Целью исследования является освещение проблем, связанных с особенностями правового регулирования деятельности интернет-магазинов как информационных посредников. В статье проведен сравнительный анализ и выявлены особенности, проблемы правового регулирования деятельности интернет-магазинов.
Исследован вопрос определения сущности интернет-магазинов и необходимости расширения ответственности операторов цифровых платформ за поставляемую при их посредничестве продукцию. Новые способы электронной торговли прочно вошли в повседневную жизнь, изменяя «поведение» продавца товара, а также посредника – интернет-магазина и покупателя. Стремительный, «взрывной» рост объемов торговли электронных площадок заставляет законодателя учитывать общественную и экономическую значимость регулирования данных правоотношений. Сопряжение новых технологий продажи, доставки и приемки товаров с устоявшимися нормами гражданского законодательства и, в частности, Федерального закона «О защите прав потребителей» диктует внесение изменений в целый ряд законодательных актов.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, формально-юридический, сравнительно-правовой, юридико-технический методы. Формулируется вывод о необходимости пересмотра правового регулирования договора купли-продажи с учетом особенностей электронной коммерции.

Процессуальные проблемы проведения допроса путем использования систем видео-конференц-связи в ходе предварительного расследования

Стр: 88-92

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-2-88-92

Аннотация: В статье освещены проблемы проведения такого следственного действия, как допрос, в ходе предварительного расследования путем использования систем видео-конференц-связи. Вопросы проведения допроса всегда были и остаются актуальной темой, т.к. он занимает особое место в системе следственных действий, а также практически не существует уголовных дел, в ходе которых для получения доказательственной информации не производились бы допросы. Исследованы вопросы применения видео- конференц-связи при проведении допросов, проводимых с участием подозреваемых, обвиняемых в ходе предварительного расследования, рассмотрены правила применения дистанционных технологий в ходе допроса, а также выражены сомнения в возможности соблюдения процессуальных гарантий участников при проведении допроса путем использования систем видео-конференц-связи. Обозначены трудности, возникающие при ознакомлении с протоколом допроса, проведенного с использованием системы видео- конференц-связи. Обоснованы выводы о необходимости изменения и дополнения уголовно-процессуального закона для устранения выявленных проблем.

Нападение на трубопровод «Северный поток»: международное преступление государственного характера. Статья первая

Стр: 93-101

DOI: 10.21777/2587-9472-2024-2-93-101

Аннотация: В рамках научных подходов анализируется характер преступления, в результате которого насильственным образом повреждены трубопроводы, проложенные в Балтийском море от материковой части Российской Федерации до материковой части Федеративной Республики Германия, известные как «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2». Исследуются возможности определения виновных лиц, совершивших данное преступление. Утаивание информации и ее «искажение» мировыми средствами массовой информации (далее – СМИ), молчание одной части международного сообщества и воздержание от оценки данного преступления рядом постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности (далее – СБ) ООН на заседании, состоявшемся 27 марта 2023 г., срыв международного решения о начале процесса расследования на международном уровне фактически показывают, что проводится многоуровневая контролируемая охранная, разведывательная и информационная операция в направлении создания помех (физических, географических), инфраструктурной взаимозависимости, взаимозависимости в области СМИ, взаимозависимости между преступлением и лицами, его совершившими. Исследование показывает, что данный преступный акт может быть классифицирован как преступление международного государственного характера, которое совершено альянсом государств, организованным в форму преступного объединения.
Согласно результатам, намерение виновного лица под эгидой СБ ООН исключить возможность независимого «уголовного расследования», рассчитывая на «течение времени», может стать помехой для получения соответствующих доказательств. Соответственно, нападение на трубопровод «Северный поток» является сложным преступлением, показавшим уязвимость инфраструктуры, посредством ко- торой осуществляется обмен товарами и услугами через воды морей и океанов, в связи с тем что она не подпадает под суверенитет и не находится под непосредственной защитой национальной юрисдикции государств. Совершение указанных преступлений может угрожать не только экономической безопасности, но и любой другой суверенности и териториальной целостности государств.