РАСШИРЕННАЯ ТРАКТОВКА ЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНА ТОЖДЕСТВА ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, ДИДАКТИЧЕСКИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Автор(ы): Гусев Дмитрий Алексеевич, Минайченкова Екатерина Игоревна, Потатуров Василий Александрович

Рубрика: Методики и технологии обучения и воспитания

DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-27-32

Выпуск: 2022-3 (40)

Страницы: 27-32

Ключевые слова: логика, основные законы логики, тождество, закон тождества, построение учебного материала, дидактика, образовательные взаимодействия, мотивация, познавательный интерес

Аннотация: Значение курса логики в системе высшего и даже среднего образования трудно переоценить, т.к. изучение этой дисциплины открывает широкие возможности актуализации межпредметных связей, реализации образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения, повышения познавательного интереса обучающихся и их мотивации к образованию и самообразованию. Объектом исследования является расширенная трактовка закона тождества, выходящая за рамки формальной логики. Предметом исследования является применение расширенной трактовки логического закона тождества для реализации не только дидактических, но и воспитательных, а также мировоззренческих целей и задач высшего образования. Целью работы является обоснование возможности интерпретации закона тождества не только как формально логического принципа правильного мышления, но и, – намного шире, – как одного из законов человеческого бытия. Методами исследования являются педагогическое наблюдение, эмпирическое обобщение, дедуктивно и индуктивно организованные выводы, умозаключения по аналогии, абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент и сравнительный анализ. Результатом работы и одним из ее выводов является положение, согласно которому широкий спектр образовательных возможностей зависит не только и не столько от самой науки и соответствующей ей вузовской дисциплины, сколько от того, что и как расскажет (преподнесет) преподаватель своим студентам в рамках учебных занятий. Авторы статьи предпринимают попытку раскрыть и обосновать данное утверждение на примере изучения в курсе логики такого важного ее закона, как закон тождества, – каким образом возможно просто, понятно, ясно и даже увлекательно объяснить этот закон и его роль в мышлении и речи, а также показать, что его действие, возможно, далеко выходит за рамки формальной логики и находит свое выражение и проявление в самых различных областях человеческой жизни. Областью применения результатов исследования являются образовательные многоплановые взаимодействия как в средней, так и в высшей школе.

Библиографическая ссылка: Гусев Д.А., Минайченкова Е.И., Потатуров В.А. РАСШИРЕННАЯ ТРАКТОВКА ЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНА ТОЖДЕСТВА ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, ДИДАКТИЧЕСКИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ // Образовательные ресурсы и технологии. – 2022. – № 3 (40). – С. 27-32. doi: 10.21777/2500-2112-2022-3-27-32

Текст статьи и список литературы