Выпуск: 2022-3 (40)
Рубрики:
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-7-14
Ключевые слова: профилактика употребления психоактивных веществ, образовательная среда, самовоспитание, психологические особенности несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы профилактики употребления подростками и юношами психоактивных веществ в образовательной среде. Авторы рассматривают основные подходы к организации психопрофилактических мероприятий в образовательной среде, направленных на усиление факторов защиты, препятствующих началу употребления и уменьшения факторов риска формирования зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних. Теоретический обзор, представленный в статье, позволяет детально рассмотреть основные типы несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ. Авторы описывают эмпирическое исследование, в котором приняли участие 120 респондентов подросткового и юношеского возрастов из разных федеральных округов РФ. В результате исследования можно сделать вывод, что для каждой из данных групп необходимо выстраивать особую систему психопрофилактических мероприятий. Отличия будут состоять в стратегии превентивных мероприятий в зависимости от типологии склонности к употреблению психоактивных веществ. Основная практическая значимость работ состоит в составлении психологического портрета несовершеннолетних со склонностью к употреблению психоактивных веществ, что позволит сделать последних мишенью психопрофилактических мероприятий.
Цифровая трансформация как тренд развития высшего образования
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-15-20
Ключевые слова: высшее образование, цифровая трансформация, цифровая зрелость, «сквозные технологии», цифровые инструменты.
Аннотация: В современном обществе цифровые технологии – это неотъемлемый элемент жизни каждого человека, они являются не только инструментом познания мира, но и самой средой существования. Поэтому отечественная система высшего образования призвана обеспечить переход общества в цифровую эпоху. Важная роль в достижении поставленной задачи отводится педагогу высшей школы, который не только должен самостоятельно владеть цифровыми инструментами, но и адаптировать программу обучения под современные тренды цифровизации в профессиональной деятельности. На основе обзора приоритетных направлений стратегического развития высшего образования и существующего опыта его цифровизации автором решается задача по систематизации трендов цифровой трансформации данной отрасли. Определяются приоритеты по направлениям модернизации системы образования с учетом востребованности кадров в реальном секторе экономики и механизмов построения образовательного процесса. В статье отмечаются угрозы цифровизации образования и возможные превентивные меры по их устранению.
Анализ опыта применения конструкторов учебных курсов
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-21-26
Ключевые слова: цифровые инструменты, образовательный процесс, учебный контент, образовательные платформы.
Аннотация: В статье представлены результаты исследования учебно-методических возможностей цифровых инструментов и эффективности их применения в создании учебного контента и образовательных технологий. Обобщается практический опыт применения платформы CoreApp и сервиса Trello, позволяющих размещать и структурировать учебный контент, включать мультимедийные и интерактивные элементы для поддержки обучающихся. Эксперимент проводился на контрольной и экспериментальной группах (потоках) обучающихся в течение двух лет, в рамках очной формы обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Отмечается необходимость использования российских сервисов в современных условиях, проводится обследование сервиса управления проектами Keiten как альтернативы сервису Trello. Приводятся результаты оценки уровня усвоения учебного материала контрольной и экспериментальной группами, которые подтверждают педагогический эффект применения цифровых инструментов для создания учебного контента и образовательных технологий. Обобщается опыт применения исследуемых цифровых инструментов в рамках различных дисциплин и в форматах как очного, так и дистанционного обучения.
Расширенная трактовка логического закона тождества для современных студентов: мировоззренческий, дидактический и воспитательный аспекты
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-27-32
Ключевые слова: логика, основные законы логики, тождество, закон тождества, построение учебного материала, дидактика, образовательные взаимодействия, мотивация, познавательный интерес.
Аннотация: Значение курса логики в системе высшего и даже среднего образования трудно переоценить, т.к. изучение этой дисциплины открывает широкие возможности актуализации межпредметных связей, реализации образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения, повышения познавательного интереса обучающихся и их мотивации к образованию и самообразованию. Объектом исследования является расширенная трактовка закона тождества, выходящая за рамки формальной логики. Предметом исследования является применение расширенной трактовки логического закона тождества для реализации не только дидактических, но и воспитательных, а также мировоззренческих целей и задач высшего образования. Целью работы является обоснование возможности интерпретации закона тождества не только как формально логического принципа правильного мышления, но и, – намного шире, – как одного из законов человеческого бытия. Методами исследования являются педагогическое наблюдение, эмпирическое обобщение, дедуктивно и индуктивно организованные выводы, умозаключения по аналогии, абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент и сравнительный анализ. Результатом работы и одним из ее выводов является положение, согласно которому широкий спектр образовательных возможностей зависит не только и не столько от самой науки и соответствующей ей вузовской дисциплины, сколько от того, что и как расскажет (преподнесет) преподаватель своим студентам в рамках учебных занятий. Авторы статьи предпринимают попытку раскрыть и обосновать данное утверждение на примере изучения в курсе логики такого важного ее закона, как закон тождества, – каким образом возможно просто, понятно, ясно и даже увлекательно объяснить этот закон и его роль в мышлении и речи, а также показать, что его действие, возможно, далеко выходит за рамки формальной логики и находит свое выражение и проявление в самых различных областях человеческой жизни. Областью применения результатов исследования являются образовательные многоплановые взаимодействия как в средней, так и в высшей школе.
Профилактика употребления психоактивных веществ обучающимися в образовательных организациях: средовой подход
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-33-40
Ключевые слова: психоактивные вещества, профилактика, образовательная организация, несовершеннолетние обучающиеся, средовой подход, образовательная среда, средовые факторы.
Аннотация: Целью настоящего исследования выступил анализ отечественных и зарубежных исследований по выявлению средовых факторов риска, провоцирующих распространение и формирование аддиктивных моделей поведения у несовершеннолетних обучающихся. Предметом работы стал средовой подход в разрезе его использования в профилактике употребления несовершеннолетними психоактивных веществ в условиях образовательной организации. Для получения заявленных результатов был осуществлен поиск и отбор конгруэнтных проблематике научных публикаций в двух наукометрических базах данных (eLibrary – 29 единиц, ScienseDirect – 7679 единиц). На основании теоретического анализа отобранных источников были описаны 3 группы средовых факторов, оказывающих потенциальное воздействие на субъектов образовательной среды. Так, перманентное влияние на выбор человеком аддиктивной модели поведения оказывают особенность территории проживания и специфика пространств жизнедеятельности человека, присутствие озеленения и элементов природной среды, социальная среда и вовлеченность в просоциальное взаимодействие. Таким образом, использование средового подхода в профилактической деятельности образовательной организации представляется перспективным, а создание экопсихологической образовательной среды существенно усиливает эффективность любых превентивных мер, направленных на предупреждение употребления несовершеннолетними психоактивных веществ.
Развитие личностного потенциала студентов бакалавриата на учебных занятиях в вузе
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-41-48
Ключевые слова: профессиогенез, образовательная среда вуза, личностный потенциал, активность студента, активность преподавателя, система дуального образования.
Аннотация: В статье обосновывается актуальность проблемы развития личностного потенциала студентов бакалавриата в процессе освоения ряда учебных дисциплин в МПГУ и МУИВ. Развитие личностного потенциала студентов заключается не только в обогащении теоретических академических знаний, но и в формировании практических умений педагога, в конструировании нового образа учителя, учителя-предметника, учителя-классного руководителя, исследователя, раскрытии внутреннего потенциала каждого студента с опорой на сильные стороны и качества личности, оценивании, осознании своей профессиональной задачи для реализации в дальнейшей профессиональной деятельности. Раскрываются необходимые и достаточные условия развития личностного потенциала студентов бакалавриата на этапе профессиогенеза в условиях образовательной среды вуза. Приведены основные результаты опроса студентов, осваивающих учебные дисциплины в вузе по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям. В качестве примера приводится конкретное задание на практическом занятии по дисциплине «Педагогика», направленное на приобретение студентами опыта педагогического общения в процессе развития личностного потенциала на этапе профессиогенеза.
Изучение английских многозначных фразеологизмов как способ познания национальной культуры и истории
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-49-55
Ключевые слова: многозначный фразеологизм, вторичная номинация, внутренняя форма, семантика, культура.
Аннотация:
Национальные культурные особенности, сложившиеся в результате жизнедеятельности этноса в определенных природных и исторических условиях, закрепляются в национальном языковом сознании в виде воспроизводимых и переосмысляемых семиотических знаков, семантика которых несет лингвокультурный компонент. Фразеологизмы, будучи особенными языковыми средствами, служат как инструмент номинации фрагментов окружающего мира, отражают и концентрируют в своих внутренних формах национальные культурные и бытийные смыслы. В статье рассматриваются семантические особенности английских многозначных фразеологических единиц как важной составляющей для изучения на уроках английского языка. На практических примерах демонстрируется анализ английских идиом, позволяющий выявить не только их структурные и семантические черты и особенности использования в контексте, но также выделить исторические и культурные факторы, обусловившие их возникновение. Показано, что изучение многозначных фразеологических единиц способствует комплементарному представлению о языке как системе связи языка и культуры. Раскрывается роль языкового научного семинара в области английской фразеологии как исследовательского метода в обучении английскому языку студентов
технических специальностей.
Особенности коммуникативного подхода к обучению в аспекте возрастных периодов обучающихся
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-56-61
Ключевые слова: возрастной период обучающихся, образовательные коммуникации, информационное поле, информационно-познавательное взаимодействие.
Аннотация: В статье исследуется применение коммуникативного подхода к обучению с позиции информационно-познавательного взаимодействия преподавателя и обучающегося. Проводится анализ основных коммуникативных схем, применяемых для обучения разных возрастных групп. Выделены особенности образовательных коммуникаций по возрастным периодам обучающихся. Образовательные коммуникации рассматриваются как информационный процесс в информационном поле, в котором отображаются свойства, связи и отношения объектов предметной области. Информационное поле рассматривается как модель образовательной среды. Отмечается когнитивный фактор как обязательный фактор учебного общения. В статье показано, что образовательные коммуникации трансформируются по возрастным группам и последовательно переходят от синхронной однонаправленной передачи информации к асинхронной двунаправленной форме информационно-познавательного взаимодействия. В терминах алгебры логики представлены примеры коммуникативных схем, которые демонстрируют возможность формализации образовательных коммуникаций. Формальные правила образовательных коммуникаций с учетом возрастных периодов обучающихся могут найти применение при построении кодовых моделей электронной информационно-образовательной среды.
Опыт построения модели данных предметной области информационной системы управления государственной собственностью Часть 1
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-62-81
Ключевые слова: модель предметной области, предметно-ориентированное проектирование, проектирование базы данных, реестр государственного имущества, реестр муниципальной собственности.
Аннотация: В статье излагается опыт построения модели данных предметной области информационной системы управления государственным (муниципальным) имуществом. Показано, что обсуждаемые решения не всегда заимствованы из готовой системы АИС «РЕГОСС», а являются результатом взгляда на них с позиций сегодняшних знаний, представляют своеобразный концептуальный «рефакторинг» ранее созданной предметной области. Последовательно изложен анализ законодательных и нормативных документов, которые описывают сущности предметной области, их связи и отношения в аспекте построения модели базы данных информационной системы. На примерах продемонстрированы механизмы анализа вербальных документов и построения выводов как метода сбора первичной информации в исследовании предметной области. Продемонстрирована результативность применения системного подхода при формулировании исходных методологических позиций в построении модели данных сложной информационной системы. На примерах продемонстрированы методические приемы, используемые для повышения степени нормализации базы данных.
Концепция управления ИТ-архитектурой организации в условиях цифровой трансформации
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-82-86
Ключевые слова: цифровая трансформация, стратегический ИТ-профиль, нечеткие множества, нечеткий вывод, новый уровень системности.
Аннотация: В статье рассматривается вопрос управления ИТ-архитектурой организации в условиях цифровой трансформации. Цифровая трансформация – это сложная задача, которая связана с изменением информационных процессов организации. По сложности цифровую трансформацию можно сравнить с непрерывной системной перестройкой. При разработке стратегического профиля информационных технологий организации (ИТ-профиля) возникает задача оценки эффективности его разнородных компонентов и профиля в целом. По результатам оценки решается задача выбора наиболее предпочтительного варианта ИТ-профиля из множества альтернатив. Вследствие сложности формализованного представления целостной модели эффективности стратегического ИТ-профиля решить данную задачу с помощью формальных математических методов, основанных на точном и адекватном описании разнородных объектов, часто не представляется возможным. Для решения рассматриваемой задачи предлагается подход с применением аппарата нечетких множеств и нечеткой логики и системы унифицированных показателей ИТ-профиля. Предложенный подход позволяет проводить количественные и качественные оценки компонентов и получить интегральную оценку формируемых альтернатив стратегического ИТ-профиля организации и направлен на снижение риска принятия неэффективных проектных решений.
Методология формирования обобщенных информационных моделей
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-87-95
Ключевые слова: обобщенные модели, прикладные модели, информационное поле, морфологическое моделирование, деривационное моделирование, соразмерность.
Аннотация: Статья посвящена развитию методологических основ в области построения информационных моделей. Потребность в методологии формирования обобщенных моделей обусловлена непрерывным увеличением числа новых задач и необходимостью модификации существующих моделей. Модификация моделей в рамках методологии позволяет модифицировать решения известной задачи для решения новой, а не создавать с нуля новое решение. В статье сформулированы и раскрыты общие принципы построения моделей в информационном поле. Представлена систематика принципов формирования моделей, определяющая базис для построения обобщенных информационных моделей. Показывается, что общие принципы используются для нахождения сходства, а частные принципы направлены на поиск отличий. Вводится новый термин «морфологическое информационное моделирование». Рассматривается категориальный аспект и особенности выбора ключевых показателей обобщенных моделей. Рассматриваются морфологические методы формирования моделей и методы деривации моделей, составляющие два типа технологий. Раскрывается содержание отношения соразмерности между объектом исследования и его моделью как необходимого условия при формировании обобщенных моделей. Отмечается применение метамоделирования для формирования обобщенных информационных моделей.
Образование как необходимый элемент устойчивого развития
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-96-103
Ключевые слова: образование, этика, устойчивое развитие, ноосфера, глобальные проблемы, экология, окружающая среда, информационное общество.
Аннотация: В статье раскрывается сущность образования в интересах устойчивого развития – новой модели эволюции человеческой цивилизации. Необходимость такой модели возникла в связи с кризисной ситуацией во взаимодействии природы и общества, с возникновением глобальных проблем и особенно – экологической. В статье анализируются различные подходы к пониманию сущности устойчивого развития, определяется роль образования в этом процессе, обосновывается необходимость совершенствования образовательного процесса на основе гуманистических ценностей. Экологическая этика и этика ненасилия рассматриваются как фундаментальные аксиологические основания образования в интересах устойчивого развития. Утверждается, что этически ориентированное образование обеспечивает переход к устойчивому развитию и последующим за ним новым цивилизационным формам, гарантирующим выживание и безопасное существование человечества. Обосновывается значение новой модели образования для формирования устойчивого мировоззрения будущих поколений людей, ориентированных на гармоничное сосуществование природы, общества и человека.