Выпуск: 2020-4 (35)

2020-4 (35)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Проблемы активизации высокотехнологичного сектора экономики: перспективы достижения целей

Стр: 7-14

DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-7-14

Аннотация: Проблема технологического разрыва с развитыми странами является актуальной для современной России. В ее стратегических документах отмечена важность развития отраслей, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. В статье рассматриваются основные показатели развития высокотехнологичного сектора, которые зафиксированы в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Для оценки возможности достижения целевых показателей Стратегии и определения состояния высокотехнологичных отраслей в стране проведен анализ динамики этих индикаторов с 2010 года. Информационной базой исследования послужили труды отечественных ученых и данные Росстата. В ходе работы было доказано, что темпы роста высокотехнологичного сектора указывают на наличие стагнационных процессов. Результаты исследования показали необходимость создания кооперационных связей между предприятиями и научно-исследовательскими организациями, а также значимость коммерциализации отечественных высоких технологий путем их внедрения в производственные процессы. Определены основные проблемы реализации Стратегии и дан ряд рекомендаций, которые помогут их преодолеть.

Разработка механизма выявления, оценки и мониторинга условий экономического развития арктической зоны России

Стр: 15-23

DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-15-23

Аннотация: Статья посвящена разработке авторского механизма выявления, оценки и мониторинга условий экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Проведен анализ природно-ресурсного
потенциала российской Арктической зоны. Показано, что для России вопрос «возвращения в Арктику»
важен тем, что позволит отраслям отечественной экономики получить дополнительный импульс развития, сформировать экономическую, социальную, научно-техническую и образовательную структуру, которые обеспечат добычу, транспортировку, переработку нефти и газа, создание новых знаний, способствующих развитию новых отраслей промышленности. Реализация экономической политики на принципах устойчивого развития (как совокупности мер в налоговой, бюджетной, инвестиционной, инновационной и других сферах) Арктической зоны РФ является чрезвычайно сложной и актуальной задачей,
требующей учета большого количества как внешних, так и внутренних факторов. В статье основное
внимание уделяется нефтегазовому потенциалу Арктического региона, поскольку на фоне общемировой
значимости углеводородов и в контексте политизации энергетической сферы международной жизни
именно перспективность освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа видится актуальной
задачей, стоящей перед РФ. Для полномерной реализации энергетического потенциала, заложенного в
Арктическом регионе, важен хорошо отлаженный механизм выявления, оценки и мониторинга условий
экономического развития, проект которого предложен в статье. Кроме этого, предложена организационная структура, а также права и обязанности должностных лиц, которые должны войти в предлагаемый к созданию Совет по управлению вопросами Арктики. Предполагается, что данный Совет будет
реализовывать предлагаемый к внедрению механизм экономического развития Арктической зоны России.

Муниципальные практики инициативного бюджетирования: характеристика и механизмы поддержки

Стр: 24-38

DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-24-38

Аннотация: В статье описывается формирующийся тренд в российском инициативном бюджетировании (далее – ИБ) – самостоятельные практики муниципалитетов, направленные на вовлечение граждан в принятие решений о бюджетных расходах. Цель работы – обозначить важность комплексной поддержки этих процессов со стороны региональных и федеральных органов власти. В 2020 году муниципальный уровень ИБ получил правовую основу в федеральном законодательстве о местном самоуправлении. Теперь перед органами местного
самоуправления стоят задачи разработки и внедрения ИБ в свою работу. В 2019 году релевантный опыт реализации муниципальных практик имелся в 24 субъектах РФ. В ряде регионов высокие показатели развития ИБ на муниципальном уровне стали результатом политики, проводимой финансовыми органами власти. На основе данных федерального мониторинга ИБ проводится анализ процессов в российских муниципалитетах.
Приводится обзор существующих мер поддержки и мотивационных механизмов. Рассматривается опыт субъектов РФ и примеры из международной практики поддержки партисипаторного бюджетирования на муниципальном уровне. Делается вывод о том, что помимо регулирования и стимулирования, важнейшими мерами являются: информирование, обучение, консультационное сопровождение и мониторинг качества реализации.

Проблемы и особенности управления местными бюджетами в условиях пандемии

Стр: 39-45

DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-39-45

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы управления и исполнения местных бюджетов в 2020
году. Ситуация, сложившаяся в связи с распространением пандемии коронавируса, внесла большие коррективы в работу финансовых органов. Экономика городского округа столкнулась со значительным снижением деловой активности. Для достижения сбалансированности показателей бюджета на уровне муниципального образования были сделаны шаги, направленные на финансовую поддержку организаций, относящихся к реальному сектору экономики. В статье описывается ситуация оптимизации бюджетных средств для обеспечения сбалансированности бюджета. Потребовалось сокращение непервоочередных расходов, что негативно отразилось на отраслях, завязанных на бюджет. Реализация принятых решений по оптимизации расходов носила многовекторный характер. Применялись меры по поддержанию сбалансированности местного бюджета, покрытию кассовых разрывов и поиска новых поступлений. Обращено внимание на такие аспекты, как бесперебойность работы, перевод сотрудников на дистанционный формат. В короткие сроки были переведены специалисты на дистанционные рабочие места, решены вопросы взаимодействия в этих условиях, а также определено взаимодействие со специалистами из вышестоящих структур. Рассмотрен опыт внедрения программного обеспечения и новых технологий для исполнения бюджета в новых условиях. Единый подход к автоматизации процедуры исполнения бюджета во всех муниципальных образованиях Московской области помог справиться со сложностями работы в пандемию. Все участники бюджетного процесса, а именно финансовые органы, главные распорядители и получатели бюджетных средств, работают на одном программном продукте. Изначально внедрение единого программного обеспечения не ставило целью перевести сотрудников финансового органа на дистанционный формат. Оно обеспечивало доступность для отдельных рабочих мест, а также разграниченность доступа к данным и функциям. Опыт городского округа Щелково показал положительный пример решения сложных экономических ситуаций.

Влияние инструмента факторинга на финансовую устойчивость предприятий с позиции ускорения оборачиваемости оборотных средств

Стр: 46-51

DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-46-51

Аннотация: В статье рассматривается особенность влияния факторинговых операций на скорость оборачиваемости оборотных средств на примере 15 компаний отрасли производства тары и упаковки, выбранных из-за особенностей их производственного процесса, характеризуемых минимальными сезонными колебаниями и реализующих продукцию исключительно оптовым покупателям. Компании были сгруппированы по степени вовлечения дебиторской задолженности в факторинговые операции следующим образом: первая группа, включающая 5 компаний, передала фактору около 75 % дебиторской задолженности, вторая группа, включающая 5 компаний, передала фактору около 40 %, и третья группа из 5 компаний передала фактору около 15 % своей дебиторской задолженности. Основная цель исследования заключается в определении степени влияния факторинговых операций на ускорение оборачиваемости оборотных активов организации в зависимости от доли, переданной на факторинг дебиторской задолженности. Результаты проведенного исследования показали, что 67 % выбранных для анализа компаний подтвердили предположение о том, что при увеличении объемов финансирования факторинговых сделок заметно увеличивается скорость оборота оборотных средств, что, в конечном итоге, позволяет определить наличие сильной обратной взаимосвязи между исследуемыми переменными.

К вопросу об эффективности деятельности ФТС РФ в условиях цифровизации экономики

Стр: 52-57

DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-52-57

Аннотация: В статье исследуются вопросы оценки эффективности деятельности таможенных органов в соответствии с законодательством РФ, а также возможное решение проблем в условиях цифровой среды.
Цифровизация экономики России диктует необходимость изучения деятельности таможенных органов
в контексте их функционального назначения на основе новых подходов, которые должны отражать
аспекты бюджетного наполнения, экономической безопасности РФ, информационно-аналитической
деятельности и т.д. в новой информационной среде. Цифровое представление и обеспечение информации
представляет сегодня новый тренд развития мирового сообщества, что становится основой повышения экономической эффективности деятельности любой организации. На сегодняшний день применение
информационных технологий цифрового порядка обеспечивает функциональную составляющую всех
технологических, внешнеэкономических операций таможенных органов. Изучение вопросов цифрового
подхода к содержанию и оценке деятельности таможенных органов закономерно и очевидно, так как
вызвано требованиями современной, уже сложившейся информационной конъюнктуры. Это обусловлено,
прежде всего, тем, что в современных условиях в деятельности таможенной службы увеличивается не
только декларационный поток электронного формата, но и повышаются полномочия непосредственно
центров электронного декларирования. Стремительная интеграция России в мировое экономическое
пространство основана, в том числе, и на цифровизации таможенной службы, что позволит повысить эффективность ее деятельности с положительным эффектом в целом для российской экономики
и всех участников внешнеэкономических сделок. Совершенствование системы оценки эффективности
и результативности деятельности таможенных органов должно учитывать происходящие изменения
и, соответственно, позволит повысить уровень эффективности управления.

Пограничный корректирующий механизм ЕС как фактор влияния на внешнеэкономическую деятельность РФ

Стр: 58-65

DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-58-65

Аннотация: В данной статье рассмотрено воздействие экологической повестки на мировые торговые процессы, в
том числе в сфере нормотворчества, на примере влияния пограничного корректирующего углеродного
механизма ЕС на внешнеэкономическую деятельность РФ. Высказано предположение, что подобные
ограничения становятся предвестником новой глобальной экономической реальности, поскольку пере-
ход нормотворческой инициативы в сфере зеленой экономики к европейским государствам, формально
не запрещенный нормами ВТО, представляет возможность для развития протекционизма и введения
барьеров для товаров, произведенных не в соответствии с экологическими нормами. Исследованы возможные угрозы введения пограничного корректирующего механизма ЕС для России, чья промышленность отличается высокой углеродоемкостью. Среди угроз отмечены как потеря европейских торговых партнеров, так и азиатских рынков. Отмечается неизбежность негативного влияния экологической повестки на устойчивое развитие России в краткосрочной перспективе, равно как и ускорение запуска процесса реструктуризации экономической модели, способной обеспечить долгосрочные выгоды. Анализируются возможные сценарии внедрения пограничного корректирующего механизма ЕС, а также предлагаются меры, способствующие повышению энергоэффективности и конкурентоспособности российских экспортеров с учетом текущего контекста декарбонизации в России.

Малое и среднее предпринимательство как ключевой элемент экономического развития Российской Федерации

Стр: 66-74

DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-66-74

Аннотация: В статье исследуются теоретические и практические аспекты становления и развития малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации. Значимая его роль предопределяется широким набором
социальных и экономических функций, которые оно выполняет. Прежде всего, это повышение уровня
занятости, создание и поддержка конкурентных рыночных условий для ведения хозяйственной деятельности, устранение социального неравенства и другие. В силу обозначенных обстоятельств развитие
малого и среднего бизнеса должно соответствующим образом стимулироваться и поддерживаться
со стороны государства. В Российской Федерации уже имеются правовые и организационные основы
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. На федеральном и региональном
уровнях управления реализуются соответствующие программы. Вместе с тем сохраняется целый ряд
факторов, препятствующих эффективному развитию малого и среднего бизнеса, в том числе относящихся
к внешней среде и внутреннему состоянию его субъектов. Для их решения предлагается ряд направлений
по совершенствованию государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.

Дистанционный труд и особенности оплаты труда в организациях

Стр: 75-80

DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-75-80

Аннотация: Развитие электронных технологий создает почву для использования дистанционного труда. Отмечается,
что одновременно с этим формируются серьезные риски сверхэксплуатации дистанционных работников.
Анализ показал, что в процессе трудоиспользования создаются предпосылки для полного или частичного
закрытия рабочих мест. Отмечается, что удаленный режим работы предполагает исключительно
удаленную работу на дому и является временным, альтернативным способом организации труда. В то
же время тенденция сверхурочной работы в течение недели и в нерабочее время (по окончании рабочего
дня, по вечерам, ночью и в выходные дни) являются основными факторами, делающие работу неудобной
для выполнения семейных обязанностей. Исследование показало назревание гендерной дискриминации и
нестабильных условий труда, включая низкую заработную плату, несмотря на положительную динамику
номинальной заработной платы и оптимистический прогноз сокращения лиц, имеющих доходы ниже
величины прожиточного минимума. В статье отмечается, что в условиях пессимистического сценария
на рынке труда под воздействием экзогенных шоков (COVID-19) количество лиц с низкими доходами, наоборот, увеличится и будет варьироваться в диапазоне от 16 до 25 %, т.е. средний размер сокращения
оплаты труда составит 30 %. Вместе с тем обращается внимание на положительные эффекты, поскольку работники могут быть более продуктивными и результативными, если выполняют свою работу
вдали от офисов, потому чувствуют себя более комфортно и могут самостоятельно и эффективно
выполнять оперативные задачи.

Повышение вовлеченности пользователей в коммуникации с брендом при помощи цифровых маркетинговых инструментов

Стр: 81-86

DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-81-86

Аннотация: В статье представлены теоретические основы коммуникационного продвижения и вовлечения пользователей с помощью цифровых маркетинговых инструментов. Значительные возможности в сфере низкобюджетного продвижения в настоящее время предоставляют современные технологии диджитал-маркетинга, которые представляют собой совокупность методов продвижения при помощи маркетинговых коммуникаций, использующих цифровые каналы. Эти технологии позволяют наладить эффективную обратную связь с целевой аудиторией, детально изучить предпочтения потребителей и особенности их поведения. Правильная стратегия digital-продвижения является одним из ключевых факторов успешного существования на рынке. Именно поэтому актуальность данного вида коммуникации неоспорима. В данной статье рассмотрены этапы и инструменты использования вовлекающих технологий, проведен анализ вовлеченности в проекты на примерах коммерческой и некоммерческой организаций. Сфера цифрового маркетинга является в настоящее время наиболее эффективной и продуктивной методикой вовлечения потребителей. Анализ показал, что благодаря использованию инструментов digital-продвижения возможна популяризация как коммерческого проекта, так и некоммерческого. Таким образом, цифровые маркетинговые технологии, с точки зрения вовлеченности пользователя, являются наиболее действенными, а их использование в интернет-среде этот эффект только усиливает, повышая тем самым эффективность продвижения.

Влияние IoT (интернет вещей) и индустрии 4.0 на процессы снижения затрат и повышение эффективности производства

Стр: 87-92

DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-87-92

Аннотация: На современном этапе развития общества происходит постоянное развитие информационных систем
(далее – ИС), информационных технологий (далее – ИТ). Под термином «Индустрия 4.0» понимается
качественный переход от стандартного производства с вовлечением больших человеческих ресурсов к
полностью автоматизированному цифровому производству, которое управляется ИС в режиме реального времени, а также со внешней средой. Термин «Индустрия 4.0» стали использовать как синоним
четвертой промышленной революции. Суть ее в том, что сегодня материальный мир соединяется с
виртуальным, в результате чего рождаются новые кибер-физические комплексы. Некоторые крупные
цифровые компании начали создавать IoT-платформы и сейчас уже сформирован достаточно большой
рынок этих платформ. Внедрение и использование IoT является большой перспективой для каждой компании, IoT предоставляет огромные бизнес-выгоды, в том числе в области снижения себестоимости
продукции и услуг за счет снижения затрат на производство и возможности развития для организаций,
которые еще не используют данное техническое решение.

Консолидация электросетевого комплекса как инструмент повышения эффективности отрасли

Стр: 93-103

DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-93-103

Аннотация: В рамках статьи рассмотрена консолидация распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации как один из инструментов повышения эффективности отрасли. Выявлены предпосылки необходимости проведения консолидационных мероприятий в электросетевом комплексе. Проведен анализ динамики количества территориальных сетевых организаций в Российской Федерации за 2014–2020 годы с выявлением причин произошедших изменений. В статье рассмотрены тарифные последствия как один из важнейших индикаторов оценки эффективности проводимых консолидационных процессов. Предложена классификация тарифных последствий и выделены факторы, которые определяют степень влияния консолидации на уровень котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии. В ходе проведенного исследования подтверждена гипотеза о существенных различиях тарифных последствий в зависимости от формы консолидации и объекта консолидации. Сформулированы основные подходы к решению вопроса о компенсации расходов на консолидацию различных групп электросетевых активов с точки зрения того, насколько их консолидация способствует достижению положительных социально-экономических эффектов.