Выпуск: 2014-3 (6)
Содержание:
Ключевые слова: Интерсубъективное обучение, Проблемная ситуация, Жизненный мир, Мир систем, Интерсубъективные знания.
Аннотация: В статье излагается концепция интерсубъективного обучения, использующая принципы постнеклассической научной рациональности и феноменологии, которая базируется на осознании и совместном урегулировании учащимися проблемных ситуаций.
Оптимизация процесса преподавания в вузах с учетом особенностей восприятия и усвоения материала современной молодежью
Ключевые слова: Образование, Вуз, Поколение Y, Интернет, Современные технологии, Подходы преподавания.
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания в высшей школе современной молодежи, которая не имеет четкой мотивации, не приучена трудиться. При этом она обладает специфическим мировосприятием, отличным от предыдущих поколений, поскольку в основе его лежит глобальная сеть. Преподаватели вынуждены изменять подходы преподавания, выработанные годами и являющиеся привычными, и не только высшей школе, а уже в образовании маленьких детей.
Компьютеризация процесса отработки материала и оценки знаний студента: проблемы и перспективы
Ключевые слова: КПД учебного процесса, Тестирование, Обучающие упражнения.
Аннотация: В статье рассматриваются возможности повышения КПД учебного процесса при помощи компьютеризации отработки материала и оценки знаний студента. Особое внимание уделяется возможностям использования разнообразных тестов, в связи с чем анализируются различные типы вопросов, приводятся вероятностные оценки их эффективности и даются соответствующие рекомендации.
Визуализация информации: наглядное отображение количественной информации
Ключевые слова: Визуализация информации, Деловая графика, Вид представления данных.
Аннотация: Цель статьи: научиться извлекать из данных первоначальную полезную информацию с помощью их визуализации. Эта тема элементарна в математическом плане, но имеет большое практическое значение. Представлен обзор литературы и описание методов визуализации данных.
Коммуникация как источник педагогического влияния в обучающей среде
Ключевые слова: Интерактивное взаимодействие, Интерфейс, Информационная система, Обучающая коммуникация, Техногенная среда.
Аннотация: Статья посвящена методологическим и теоретическим вопросам проблемы педагогического воздействия и учебной коммуникации. Рассматриваются история вопроса, методологические, теоретические и прикладные аспекты проблемы, особенности ее решения в классической, неклассической и постнеклассической педагогике и психологии. Предложена обобщенная модель ориентирующей кооперации для объяснения процессов обучения в операционально-замкнутых системах, к которым относятся самоорганизующиеся системы человеческого сознания.
Дистанционное обучение и проблема понимания научного текста
Ключевые слова: дистанционное обучение, понимание научного текста, стили обучения, когнитивно-дискурсивная парадигма.
Аннотация: В статье сформулированы основные задачи, стоящие перед разработчиком курса для системы дистанционного обучения, предложен подход в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы, даны предложения по архитектонике курса дистанционного обучения, рассмотрены вопросы индивидуальных предпочтений студентов.
Оценки ресурсов в дробно-линейном программировании и их приложения в рыночной экономике
Ключевые слова: Линейное программирование, Ресурсы, Двойственные оценки, Рентабельность, Оптимальный план, Дробно-линейное программирование.
Аннотация: В данной работе предложен такой метод, при помощи которого удается учесть влияние изменений величин ресурсов на изменение величины дробно-линейной целевой функции в оптимальном плане при помощи теории двойственности линейного программирования.
Проблемные вопросы эксплуатации информационных систем управления в организациях
Ключевые слова: Процесс управления, Информационная система управления, Функционал программного продукта, Период внедрения информационной системы управления, Типовое решение, Функции конфигурации, Оперативный менеджмент, Управленческий учет.
Аннотация: В статье рассматриваются периоды внедрения информационных систем управления, предназначенные для повышения качества управления предприятиями, имеющие свои особенности, наиболее критичной из которых является доработка функционала информационной системы управления, проводимая в связи с расширением деятельности организации. Выполнение этих работ, направленное на повышение экономической эффективности предприятия, зачастую приводит к экономическим потерям. В данной работе показаны и обоснованы причины возникновения этого проблемного вопроса.
Теория взаимодействия. Анализ в условиях синхронизации процесса
Ключевые слова: Теория взаимодействия, Моделирование, Процессы в информационных системах, Системный анализ.
Аннотация: В данной работе обосновывается содержание процесса восстановления взаимодействия, назначения функциональной системы восстановления взаимодействия, а также ставится задача на перспективу исследования процессов взаимодействия.
Культура и цивилизация: диалектика взаимоотношений (методологические аспекты)
Ключевые слова: Культура, Культ, Материальная культура, Цивилизация, Генезис, Эволюция.
Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ двух важнейших составляющих социума – культуры и цивилизации, ставится вопрос о методологических аспектах уточнения самих понятий «культура» и «цивилизация», представлен краткий экскурс в этимологию этих понятий. В заключении указывается, что культура и цивилизация возникают синхронно и функционируют в сложнейшем взаимодействии на протяжении всей человеческой истории.
Гражданско-патриотическое сознание как показатель социального здоровья подрастающего поколения
Ключевые слова: Гражданско-патриотическое сознание, Патриотизм, Гражданско-патриотическое воспитание, Социальное здоровье, Социальная политика, Государственная программа по патриотическому воспитанию, Гражданское общество, Программно-целевой подход.
Аннотация: В статье представлена интегративная характеристика гражданско-патриотического сознания и социального здоровья детей и молодежи. Раскрыта динамика изменений гражданско-патриотических ценностей подрастающего поколения в начале XXI века. Предлагаются меры по развитию гражданско-патриотического со-знания, в том числе по механизмам реализации государственной политики в области патриотического воспитания.
Двадцать лет спустя: конференция по проблемам человеческого фактора «ЭРГО 2014»
Ключевые слова: Эргономика, Инженерная психология, Психология труда, Научные конференции.
Аннотация: В начале июля 2014 года в Санкт-Петербурге в Петербургском энергетическом институте повышения квалификации (ПЭИПК) прошла Международная научно-практическая конференция «Психология труда, инженерная психология и эргономика 2014» (Эрго-2014). Особый статус ей придает то, что это первая международная конференция по проблемам человеческого фактора в Санкт-Петербурге за последние 20 лет с момента проведения в июне 1993 года Международной конференции «Эргономика в России, СНГ и мире: опыт и перспективы», организованной Советской эргономической ассоциацией.
Как российским ученым доказать свою полезность отечеству?
Ключевые слова: Наука, Ученая степень, Ученое звание, Образование, Образовательный процесс, Публикация статей в научных журналах.
Аннотация: В статье исследуются вопросы степени полезности отечественных ученых обществу. Анализируется специфика получения ученых званий и степеней. Вносятся предложения по расширению предметной области ученых, работающих в вузах, и ранжированию российских ученых в зависимости от ученой степени и ученого звания.
Образование как глобальный объект интересов в учебно-образовательной программе «Южноукраинский Еврейский университет «Хабад-Одесса»
Ключевые слова: Образование, Личностно-ориентированное образование, Социализация, Ценности образования, Ценностные ориентации.
Аннотация: В статье рассматриваются особенности учебно-образовательной программы «Южноукраинский Еврейский университет Хабад-Одесса». Анализируются ценности программы и ее образовательная направленность, при этом образование изучается как многоплановый социокультурный процесс.
Исследование образовательных потребностей еврейских организаций в области менеджмента и социального проектирования
Ключевые слова: Повышение квалификации, Социальное проектирование, Менеджмент, Еврейские НКО, Социальная направленность.
Аннотация: В статье приведены результаты исследовательского проекта, цель которого состояла в выработке рекомендаций по формированию актуальных образовательных программ, их содержания и формата. Эти рекомендации должны были явиться результатом проведения социологического исследования потребностей еврейских организаций в повышении квалификации их сотрудников в области социального проектирования и менеджмента. Проект выполнен на базе Благотворительного фонда поддержки и развития еврейской культуры и образования (БФ ПРЕКО) при поддержке благотворительных фондов Genesis, CAF, Джоинт.