Выпуск: 2025-3 (47)

2025-3 (47)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Фактор религиозности в современном государствоведении

Стр: 7-13

DOI: 10.21777/2587-9472-2025-3-7-13

Аннотация: Целью исследования является рассмотрение места религиозности и веры в самосознании современного российского общества, в российском конституционализме и государствоведении. Религиозность предлагается различать как духовную традицию, как ритуал и как социальную ценность. Как духовная традиция религиозность на протяжении веков формировала русскую культуру и русский образ жизни многонационального российского общества. Как ритуал религиозность выступает внешней оболочкой духовной традиции, но порой оказывается оторванной от искренней веры. Религиозный фанатизм, тем более, экстремизм свидетельствует не о глубине веры, а о греховной нетерпимости. Однако без ритуалов жизнь человеческая вряд была бы возможна. Религиозность выступает социальной ценностью, поскольку является основой архетипов, основой традиционной нравственности и культуры. Как социальная ценность она важна ещё и потому, что требует преодолевать индивидуалистические недуги человеческого духа, начиная с такого греха ума как гордыня.
По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Роль религии и духовно-нравственных ценностей в формировании национальной идеологии России

Стр: 14-20

DOI: 10.21777/2587-9472-2025-3-14-20

Аннотация: Автор рассматривает значимость религии и духовно-нравственных ценностей в формировании национальной идеологии России. Современная Россия сталкивается с серьезными вызовами. Отсутствие ясного образа справедливого будущего делает страну уязвимой. В работе предложена система ценностей, которая, по мнению автора, может стать основой новой суверенной идеологии.
1. Социальная справедливость – идея о необходимости равенства всех граждан перед законом, государственного контроля над стратегическими отраслями экономики и ответственности чиновников, что должно привести к благосостоянию народа.
2. Православная нравственность – обращение к основам христианского учения и моральным ценностям, а также к общественным добродетелям как факторам обеспечения духовной силы нации.
3. Ответственность перед будущими поколениями – акцент на важности передачи исторической памяти и воспитания граждан с осознанием своих обязанностей перед обществом и родиной.
4. Образование и семья – ключевые институты, требующие реформирования. Автор предлагает повысить статус учителя, сделать образование национальным приоритетом и усилить поддержку и защиту семьи как основы государства.
По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

К вопросу о понятии, признаках и особенностях финансово-правовых норм

Стр: 21-26

DOI: 10.21777/2587-9472-2025-3-21-26

Аннотация: Данная статья посвящена анализу понятия «норма финансового права» как основного регулятора общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, то есть деятельности по созданию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов для материального (денежного) обеспечения задач и функций публично-правовых образований. В предлагаемой читателю публикации рассматриваются сущность норм финансового права, особенности их структуры, классификация, анализируются взгляды ученых-юристов на признаки, характеризующие финансово-правовые нормы, а также выявляются основные отличия финансово-правовых норм от норм других отраслей российского права. Рассмотрение данных вопросов представляется актуальным, поскольку в отечественной научной и учебной литературе существует сравнительно немного исследований, посвященных непосредственно финансово-правовым нормам. В качестве итога данного краткого исследования сформулировано авторское определение понятия «норма финансового права», а также выделены основные признаки, присущие данному виду правовых норм и имеющие важное значение.
По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

К вопросу о правовой природе превентивной самозащиты гражданских прав

Стр: 27-31

DOI: 10.21777/2587-9472-2025-3-27-31

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу, не получившему однозначного разрешения как в научной литературе, так и в действующем гражданском законодательстве. Институт самозащиты гражданских прав занимает особое место в системе гражданско-правовых способов защиты благодаря относительной простоте и универсальности своей правовой конструкции. В самом общем виде самозащита права представляет собой такой способ противодействия уже имеющемуся в наличии противоправному посягательству, который в своем содержании должен соответствовать характеру такого посягательства, а именно – быть соразмерным.
Между тем, правовая конструкция самозащиты права с точки зрения действующего законодательства, необходимо предполагает наличие противоправного посягательства. Такое положение дел неизбежно приводит к необходимости разрешения вопроса о правовой природе так называемой «превентивной самозащиты», определяемой в юридической литературе как разновидность самозащиты права.
Общим итогом рассуждений авторов является вывод об относительно самостоятельной правовой природы института превентивной самозащиты и необходимости обособления данного института в системе средств гражданско-правовой охраны прав и законных интересов.
По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Личность женщины-преступницы

Стр: 32-38

DOI: 10.21777/2587-9472-2025-3-32-38

Аннотация: В настоящей статье подвергается анализу криминологическая характеристика личности женщины- преступницы по социально-демографическим, уголовно-правовым, нравственно-психологическим, социально-ролевым, а также уголовно-исполнительным признакам. Автором установлено, что в настоящее время криминологи склонны искать объяснение преступной личности и ее противоправного поведения не в физиологии и психиатрии, а в социальной психологии и психологических теориях личности. В отечественной криминологии используется понятие социальный тип личности женщины-преступницы, который включает значимые социально-психологические характеристики в виде устойчивых способов ее поведения при взаимодействии с окружающей социальной средой. Социальный тип женщины представляет собой единство ее индивидуальных особенностей личности с типичными характеристиками тех социальных групп, в которые она оказывается включенной. Устойчивость способов ее поведения позволяет выделять ее типы преступного поведения. С учетом этого, отмечается, что в отечественной криминологии существуют различные подходы к определению критериев, по которым целесообразно раскрывать черты и особенности, присущие той или иной категории женщин-преступниц.
По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Криминологические аспекты преступных нарушений тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

Стр: 39-47

DOI: 10.21777/2587-9472-2025-3-39-47

Аннотация: В статье на основе статистических данных ГИАЦ МВД России и Судебного департамента при Верхов- ном Суде Российской Федерации проводится анализ состояния и динамики преступных нарушений тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений в России за последние 10 лет (2015–2024). Отмечено, что преступление по ст. 138 УК РФ не является распространенным в следственно-судебной практике. Определены факторы, способствующие латентности указанных преступлений. Рассмотрены примеры соответствующей следственно-судебной практики. На основе анализа демографических признаков осужденных по ст. 138 УК РФ составлен типичный портрет личности преступника, совершающего преступные деяния как по основному, так и по квалифицированному составу преступления. Определено, что совершение преступления во многом предопределяет попадание лица в криминогенную ситуацию, приведшую к совершению преступления. Также рассматриваются обстоятельства, способствовавшие совершению преступления с использованием служебного положения.
По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Дискуссионные вопросы характеристики предмета и объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ

Стр: 48-57

DOI: 10.21777/2587-9472-2025-3-48-57

Аннотация: Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы дать  характеристику de lege lata и de lege ferenda предмету и объективной стороне преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ, с учётом существующих дискуссионных вопросов. Важным признаком предмета преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 312 УК РФ является то, что имущество должно быть в установленном порядке вверено потенциальному субъекту преступления. В статье приведены случаи, связанные с нарушением порядка вверения имущества. Рассмотрены отдельные проблемные вопросы наложения ареста на имущество, находящееся в общей долевой собственности. Проанализированы дискуссионные вопросы, касающиеся способов совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 312 УК РФ. Автором исследуется вопрос, как рассматривать действия лица, растратившего вверенное имущество, подвергнутое описи или аресту, по неосторожности. Приведены примеры, когда при совершении преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ, может образовываться идеальная совокупность преступлений. Рассмотрено соотношение норм, содержащихся в ч. 1 ст. 312 УК РФ и ст. 160 УК РФ. Кроме того, автором даны предложения по редакционному уточнению ст. 312 УК РФ.
По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Допрос несовершеннолетних участников уголовного процесса в России и в Израиле (сравнительно-правовые аспекты)

Стр: 58-64

DOI: 10.21777/2587-9472-2025-3-58-64

Аннотация: Актуальность темы научной статьи заключается в необходимости соблюдения международных стандартов защиты прав ребенка, особенно в контексте допроса несовершеннолетних. Следует подчеркнуть, что права ребенка также находятся и под защитой государства, что закреплено в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ1.
В статье анализируются особенности проведения допроса несовершеннолетних в России и в Израиле, его тактические методы и этические аспекты. Проводится сравнительный анализ правового регулирования и практических подходов в обеих странах. Особое внимание уделяется личному опыту одного из авторов как следователю по работе с несовершеннолетними в Израиле, что позволяет точнее осмыслить особенности израильской системы проведения допроса и её отличие от российской. Авторами обосновываются необходимость внесения изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство России и Израиля.

Методология деятельности по составлению уголовно-процессуальных актов

Стр: 65-70

DOI: 10.21777/2587-9472-2025-3-65-70

Аннотация: Данная статья посвящена достаточно интересной и малоизученной области уголовно-процессуальной науки, а именно – методологии деятельности по составлению уголовно-процессуальных актов. В предложенной читателю работе автором обосновывается актуальность рассматриваемых вопросов, анализируются основные понятия, такие, как: «методология», «методика» и «метод». Производится их сопоставление и соотношение применительно к уголовно-процессуальной деятельности. Своей целью автор избрал исследование возможности применения методологии в деятельности по составлению уголовно-процессуальных актов и определение ее сущности. При выполнении работы использованы диалектический метод, методы анализа и синтеза, системный подход в логико-юридической и юридической интерпретации. В результате проведенного исследования в работе обоснована теоретическая и практическая значимость научных поисков и разработок, касающихся изучения вопросов, связанных с уголовно- процессуальными актами и методологией деятельности по их составлению; выработано определение понятия «методология» и его соотношение с терминами «методика» и «метод».
По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Сроки в механизме реализации контрольно-надзорного производства по соблюдению обязательных требований

Стр: 71-77

DOI: 10.21777/2587-9472-2025-3-71-77

Аннотация: Контрольно-надзорная деятельность как вид процессуальной деятельности состоит из различного рода процедур, каждая из которых определена сроками, имеющими важное значение. Временные границы, в рамках которых участники контрольно-надзорного производства совершают процессуальные действия, упорядочивают контрольно-надзорную деятельность, обеспечивая открытость, понятность и предсказуемость контрольного процесса. В представленной вниманию читателей статье рассмотрены вопросы определения сроков и их непосредственного соблюдения участниками контрольно-надзорного производства. В ходе исследования авторами сделан вывод о том, что контрольно-надзорная деятельность осуществляется в сроки, установленные Законом о государственном контроле, а также иными правовыми актами. В случае если сроки не установлены, они назначаются контрольным (надзорным) органом с учетом оценки риска возможного причинения вреда охраняемым законом ценностям и принципа оперативности, который задает скорость и интенсивность контрольному процессу для достижения наилучшего результата деятельности, реализуемой органами публичной власти.
По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

К вопросу о взаимосвязи мотивированности и обоснованности судебного постановления

Стр: 78-84

DOI: 10.21777/2587-9472-2025-3-78-84

Аннотация: Актуальность рассматриваемой темы заключается в важности определения и сравнения отдельных свойств выносимых судами правоприменительных актов, обеспечивающих достижение цели гражданского процесса. Немотивированное и необоснованное судебное постановление не может считаться актом правосудия, поскольку в нём отсутствуют определённые мотивы, которыми обоснованы изложенные в мотивировочной части выводы суда. Целью исследования является определение сущности, процессуального значения мотивированности и обоснованности судебных постановлений, а также сравнительный анализ указанных свойств. Автором используются методы научного познания общего характера (логический и системный анализ, синтез), частноправовые методы познания (юридико-технический, сравнительный).
В результате сделан вывод о том, что судебный акт по гражданскому делу не должен быть немотивированным и (или) необоснованным, принимая во внимание, что указанные свойства в равной мере обеспечивают процессуальное правовое действие судебного постановления, определяя его в качестве правосудного акта и влияя на его законную силу, определяемую иными свойствами – такими, как обязательность, неизменность, неопровержимость, исключительность, преюдициальность, исполнимость.
По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.

Правовые механизмы оспаривания сделок в процедуре банкротства

Стр: 85-92

DOI: 10.21777/2587-9472-2025-3-85-92

Аннотация: Банкротство на протяжении последних десятилетий заняло важную нишу в жизни общества. В подтверждение данного вывода свидетельствует преобладание в картотеке арбитражных дел именно категория дел, связанных с несостоятельностью хозяйствующих субъектов и физических лиц. Целью процедуры банкротства является или восстановление платежеспособности должника, или наиболее эффективный расчет по долгам перед кредиторами, достижение этих обеих целей возможно посредством реализации имущества должника, в связи с чем особый интерес для цивилистов представляют инструменты пополнения конкурсной массы, среди которых наиболее выделяется субсидиарная ответственность и оспаривание недействительных сделок. В настоящей статье автором проводится исследование механизмов оспаривания недействительных сделок в деле о несостоятельности (банкротстве) на основе теоретических и практических источников. Последовательный анализ позволил определить три ключевых модели оспаривания, среди которых: внеконкурсное оспаривание, конкурное оспаривание, а также оспаривание требований кредиторов при включении их в реестр. Выявлены пробелы в правовом регулировании, устранение которых критически важно для формирования однообразной судебной практики, а также стабильности правовых отношений, правопорядка.
По тексту статьи Российская Федерация сокращенно указывается – РФ.