Выпуск: 2019-2 (20)

2019-2 (20)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Основы конституционного строя российской федерации: теоретико-правовая модель, состояние и проблемы

Стр: 7-16

DOI: 10.21777/2587-9472-2019-2-7-16

Аннотация: В статье рассматривается теоретико-правовое содержание важнейшего института конституционного права – основы конституционного строя, его состояние и проблемы; дается ретроспектива развития теоретико-правовой модели основ конституционного строя Российской Федерации в период новейшей истории Российского государства; при оценке основ конституционного строя выделяются политико-правовые аспекты, раскрывается их содержание; выявляется основной круг проблем в характеристике демократического, федеративного, социально-экономического, идеологического и гуманистического типов основ конституционного строя; даются рекомендации по развитию основных особенностей конституционного строя Российской Федерации в условиях динамично меняющегося российского общества.

Ценности и интересы государства и общества в федеральных государственных стандартах по юриспруденции

Стр: 17-21

DOI: 10.21777/2587-9472-2019-2-17-21

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам подготовки юридических кадров, совершенствованию Федерального государственного образовательного стандарта. Аргументируются безоговорочная необходимость образовательной деятельности на государственном языке, перевод аспирантуры из структуры образования в структуру подготовки научных кадров, необходимость права получения высшего юридического образования заочно в качестве первого высшего образования.

Конституционно-правовые основы национальной политики и национальных отношений в российской федерации

Стр: 22-30

DOI: 10.21777/2587-9472-2019-2-22-30

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы современного состояния правовой базы, регулирующей национальные отношения. В работе приводятся нормативные правовые акты, которые были приняты в Российском государстве для регламентации межнациональных отношений, акты, направленные на сохранение и развитие культуры и языков народов, проживающих в России, защиту прав коренных малочисленных народов. Отдельную группу правовых актов составляют акты, посвященные реабилитации репрессированных народов. Автор отмечает, что в последние годы в Российской Федерации акцентируется внимание на принятии правовых актов, регулирующих вопросы мониторинга межнациональных отношений и предупреждения межнациональных конфликтов. Автор анализирует новации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, принятые в декабре 2018 года. В работе указывается правовая основа функционирования органов государственной власти, в ведении которых находятся вопросы государственной национальной политики. В заключение автор делает выводы и предложения по совершенствованию правотворчества и правоприменения законодательства в сфере регламентации межнациональных отношений.

Общая характеристика менталитета российского общества

Стр: 31-35

DOI: 10.21777/2587-9472-2019-2-31-35

Аннотация: В статье дается характеристика правового менталитета, который является важнейшей частью правосознания, оказывает влияние на формирование российского права, на его реализацию в государстве. Отмечено, что понимание специфики правового менталитета позволяет успешно развивать правотворчество, формировать высокое правосознание. Знание российского правового менталитета позволяет законодателю учитывать это явление при принятии нормативно-правовых актов, при их реализации. Игнорирование этого явления, как правило, приводит к правовому нигилизму, который не дает возможности государству достичь своей цели. Духовная сфера является той сферой, где формируется правовой менталитет. В статье показаны основные аспекты российского общества, заложенные в национальной культуре, нравственности, праве. Среди этих аспектов автор выделяет моральный, культурологический, философский, психологический, этнический, социологический, религиозный. В статье рассматриваются основные категории, присущие российскому правовому менталитету, которые отражают внутреннюю природу правосознания, являются важными в области правоотношений, имеют аксиологическое значение в правовой реальности Российского государства.

Проблемы совершенствования законодательства об образовании в современной россии

Стр: 36-42

DOI: 10.21777/2587-9472-2019-2-36-42

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые проблемы правового регулирования высшего юридического образования. Особое внимание автор обращает на понятийный аппарат, который дан в действующем законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором высшее образование не называется профессиональным, что, по мнению автора, не верно. На основе законодательства об образовании гражданин России, обучаясь в организации высшего образования, профессию не получает, а учится по направлению «Юриспруденция». В статье поднимается проблема заочного юридического образования, которое гражданин мог получить ранее, но в настоящее время образование по заочной форме возможно только, если лицо получает второе высшее и последующее образование, с чем автор не согласен. Конституция РФ в ст. 43 предоставляет каждому право на образование, а государство поддерживает различные формы образования и самообразования. Ограничение права на получение высшего юридического образования по заочной форме, по мнению автора, не в полной мере позволяет реализовать человеку свое право на получение высшего образования.

Конституционные основы государственного управления здравоохранением в российской федерации

Стр: 43-49

DOI: 10.21777/2587-9472-2019-2-43-49

Аннотация: Публикуемая статья характеризует конституционные основы функционирования системы здравоохранения в Российской Федерации, правовую базу организации здравоохранения, а также дает описание основным проблемам государственного управления сферой здравоохранения на современном этапе. Дается характеристика нормативно-правовых актов, действующих в системе здравоохранения. Раскрываются задачи целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Отмечены основные принципы национальной системы здравоохранения, существующие в Российской Федерации. Даны предложения для проведения единой политики здравоохранения в России, касающиеся современного законодательства. Предлагается восстановление и реформирование вертикали управления, а именно перераспределение финансовых средств выделяемых ресурсов. Отмечен существующий ряд нерешенных организационных проблемных аспектов и определенных структурных диспропорций. Раскрываются признаки современной системы управления здравоохранением в Российской Федерации. Отражены основные направления дальнейшего развития в области управления здравоохранением в Российской Федерации. Отмечаются наиболее важные направления администрирования работы по регулированию взаимодействия органов государственной власти в системе управления здравоохранением в России.

25 лет конституция рф на страже единого экономического пространства и конкуренции

Стр: 50-54

DOI: 10.21777/2587-9472-2019-2-50-54

Аннотация: Уже 25 лет Конституция РФ охраняет единое экономическое пространство Российского государства, создавая ее экономический суверенитет, формируя недискриминационное экономическое пространство. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и элементами конституционного механизма, правовыми конструкциями, направленными на защиту участников экономического оборота, Правительство Российской Федерации принимает определенные меры по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования. Система мер данной стратегии и анализируется в данной статье в контексте развития общеправовой и конституционной модели обеспечения единого экономического пространства. Среди основных принципов конституционного регулирования принцип антимонопольного регулирования является базовым для определения наличия состояния конкурентной среды и защиты экономического пространства. В статье обобщается комплекс организационно-правовых мер по совершенствованию конкурентного законодательства и практики его применения в Российской Федерации, формулируются меры по реализации конституционного принципа на свободное перемещение товаров, услуг, транспортных средств и поддержку конкуренции.

Право налогоплательщика на обжалование актов налоговых органов

Стр: 55-60

DOI: 10.21777/2587-9472-2019-2-55-60

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению одного из прав налогоплательщика – права на обжалование актов налоговых органов о привлечении к ответственности. Права налогоплательщиков установлены Налоговым кодексом РФ. Право на обжалование актов налоговых органов дает возможность налогоплательщику защитить свои права от неправомерных притязаний государства. Несмотря на то, что не всегда позиция налогоплательщика является бесспорной, в налоговом праве действует презумпция добросовестности налогоплательщика, то есть налогоплательщик считается прав, пока не будет доказано обратное. Законодательством установлен двухступенчатый порядок обжалования: сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд. Как правило, вышестоящий налоговый орган поддерживает решение нижестоящего налогового органа, поэтому налогоплательщикам приходится отстаивать свои права в суде. При рассмотрении дел в судах задача судов состоит как в правильном применении законодательства, так и установлении баланса публичных и частных интересов. В некоторых случаях налоговые органы расширительно трактуют положения законодательства, поэтому налогоплательщики должны использовать все возможности для своей защиты.

Гражданско-правовая природа понятия «убытки»

Стр: 61-63

DOI: 10.21777/2587-9472-2019-2-61-63

Аннотация: В статье на основе анализа действующих нормативно-правовых актов, референтной судебной практики, а также научных источников, рассматривается понятие «убытки», являющееся одним из важнейших звеньев цивилистического понятийно-категориального аппарата. В работе автором акцентируется внимание на дискуссионность исследуемого понятия, отмечается, что от верного уяснения дефинитивной смысловой нагрузки «убытков» в теории цивилистики, во многом зависит и успех правоприменительной деятельности. Опираясь на фактические данные, формулируется вывод, что убытки являются универсальной мерой гражданско-правовой ответственности, применяемой как в договорных, так и во внедоговорных обязательствах.

Вина публично-правового образования как условие наступления гражданско-правовой ответственности

Стр: 64-67

DOI: 10.21777/2587-9472-2019-2-64-67

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу вины публично-правовых образований как условию наступления гражданско-правовой ответственности и особенностям возмещения нанесенного публично-правовым образованием ущерба с учетом договорного или деликтного характера вины и ответственности. В статье затронуты вопросы правосубъектности публично-правовых образований в правоотношениях, связанных с возложением ответственности на орган государственной или муниципальной власти как на публично-правовое лицо, сформированное и учрежденное населением, проживающим на соответствующей территориальной единице. Описана степень применимости различных концепций вины субъекта противоправных действий по отношению к субъектам права, представляющим собой коллективные лица в общем, и публично-правовые образования в частности, рассмотрены вопросы, касающиеся разделения вины коллективного и частного лица в процессе осуществления деятельности коллективным лицом, а также вопросы регрессной ответственности в деликтных обязательствах в правоотношениях как в коммерческих организациях, так и в организациях публичной сферы деятельности.

Совершенствование деятельности патрульно-постовой службы полиции

Стр: 68-72

DOI: 10.21777/2587-9472-2019-2-68-72

Аннотация: В настоящее время перед системой МВД России стоит глобальная задача – повысить качество работы по всем направлениям, которые находятся в компетенции Министерства, оптимизировать качественно-количественный состав полиции, внедрить в ее практическую деятельность современные технические и информационные средства. Разработать универсальные критерии эффективности работы полиции в целом и сотрудников патрульно-постовой службы в частности достаточно сложно, поскольку их деятельность носит весьма разносторонний характер. Деятельность подразделений патрульно-постовой службы полиции строится в соответствии с принципами соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Проанализировав правовые нормы в части организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции и Приказы МВД России о денежном довольствии сотрудника полиции, автор статьи пришел к выводу о необходимости внесения дополнений в нормативные правовые акты, которые должны положительно повлиять на эффективность работы сотрудников патрульно-постовой службы полиции.

Исторические аспекты развития миграционного законодательства россии досоветского периода

Стр: 73-77

DOI: 10.21777/2587-9472-2019-2-73-77

Аннотация: В современном обществе миграционные процессы стали довольно распространенным и значительным феноменом. Миграция как явление, исторически свойственное людям, также приобретает новые формы и характер. Институт миграции носит комплексный характер и рассматривается в исторических, демографических, социальных и иных аспектах. Учитывая значение миграционного законодательства в реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, проблемы регулирования миграционных отношений всегда находятся в центре внимания государства. Это обстоятельство выдвигает среди прочих задач и необходимость историко-правового анализа процессов становления и развития миграционного законодательства на различных исторических этапах. В статье подтверждается важность исследований миграции для современного общества, рассматриваются основные аспекты становления и развития миграционного законодательства России досоветского периода. Указаны факторы, влияющие на формирование миграционного законодательства России до октября 1917 года. Краткая характеристика каждого из этапов становления миграционного законодательства России проиллюстрирована наиболее значимыми законодательными актами. Определена взаимозависимость миграционных процессов и историко-политических событий. Использование исторического метода позволило выделить этапы становления миграционного законодательства России досоветского периода, проследить тенденции его развития и совершенствования до 1917 года.