Выпуск: 2021-2 (37)

2021-2 (37)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Цифровизация государственных услуг: кейс Пенсионного фонда РФ

Стр: 7-14

DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-7-14

Аннотация: Актуальность статьи обусловлена проводимыми процессами цифровизации государственного управления. Перевод государственных услуг и реализация принципов доступности, экстерриториальности и проактивности призвана не только оптимизировать государственные расходы, но и, в первую очередь, качественно изменить процессы взаимодействия государства и общества. Целью исследования стал анализ результативности и изучение эффекта от внедряемых электронных сервисов и цифровизации сферы предоставления госуслуг Пенсионного фонда России на основе эмпирических данных. Для достижения цели исследования использовался анализ данных годовой отчетности фонда, открытых данных и данных официальных источников информации. Анализ данных продемонстрировал взрывной рост исследуемых показателей результативности работы фонда. По мнению автора, дальнейшая цифровизация государственных услуг, оказываемых фондом, будет направлена на реализацию принципа проактивности при предоставлении наиболее востребованных и актуальных услуг.

Кибероперации как инструмент межгосударственной военно-экономической конкуренции

Стр: 15-21

DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-15-21

Аннотация: В статье представлено исследование, целью которого является уточнение сущностных признаков (предпосылок, субъектов, их целевых установок, сфер, объектов, средств) кибероперации как инструмента межгосударственной военно-экономической конкуренции. Актуальность темы исследования обусловлена как важной ролью киберопераций в обострившейся в настоящее время межгосударственной военно-экономической конкуренции США и РФ, так и недостаточной разработанностью соответствующих теоретических положений, а также практической значимостью исследований, связанных с разработкой и обоснованием перспективных направлений снижения эффективности деструктивного воздействия киберопераций на национальный хозяйственный комплекс РФ. Автором применялись такие методы исследования, как диалектический, системный, сравнительно-аналитический, а также методы научной абстракции, индукции и дедукции, нормативного и позитивного анализа и синтеза. Основными результатами исследования выступают авторские определения категорий «кибероперация», «кибератака», «кибероружие», «киберпространство», авторская классификация киберопераций-инструментов межгосударственной военно-экономической конкуренции, а также перечень перспективных направлений снижения эффективности деструктивного воздействия киберопераций на национальный хозяйственный комплекс РФ.

Оценка состояния потребительского сектора экономики Вологодской области

Стр: 22-33

DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-22-33

Аннотация: В статье обобщены методические подходы к анализу состояния потребительского сектора экономики и разработаны основные направления по стимулированию его дальнейшего роста на примере Вологодской области. Информационной базой послужили труды отечественных специалистов, занимающихся вопросами регулирования потребительского сектора, а также сведения органов государственной статистики. Анализ опирался на общенаучные (дедукция, сравнение, анализ, синтез) и экономико-статистические методы (средних величин, элементарные методы обработки расчётных данных, индексный метод). В качестве объекта исследования, характеризующегося отрицательной динамикой в структуре использования валового регионального продукта, была выбрана Вологодская область. В ходе систематизации научных знаний о методике анализа состояния потребительского сектора были выявлены основные индикаторы, посредством которых происходила дальнейшая оценка уровня его развития на примере конкретного региона. К числу таких индикаторов были отнесены оборот розничной торговли, сегментированный по продовольственным и непродовольственным группам товаров, оборот общественного питания и объём и структура платных услуг, оказанных населению. По результатам исследования был сделан вывод о наличии резерва роста потребительского сектора экономики в Вологодской области, который возможно использовать путём проведения мероприятий по стимулированию внутреннего потребительского спроса. В рамках таких мероприятий были предложены следующие направления развития потребительского сектора: стимулирование конечного потребления домашних хозяйств и инвестиционной активности, способствующей развитию сферы производства, а также выбор бюджетной политики, соответствующей экономической ситуации в данном регионе.

Методы и критерии оценки покупателей организации в целях формирования кредитной политики

Стр: 34-41

DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-34-41

Аннотация: В статье поднимается вопрос создания соответствующей оценочной методики покупателей организации в целях формирования кредитной политики. В настоящее время широкое распространение получила практика предоставления торгового кредита с целью привлечения покупателей, увеличения объемов продаж. К нежелательным для организации-дебитора последствиям – замедлению платежного оборота, росту дебиторской задолженности – может привести отсутствие четких стимулов контрагентов для исполнения договорных обязательств. Поэтому важным моментом в данном случае считается выбор и формирование кредитной политики. В статье основное внимание уделяется одной из основ формирования эффективной кредитной политики – оценке покупателей. Далее дается краткая характеристика применяемых методов оценки платежеспособности организации. В результате установлено, что существующие методы не предоставляют возможности комплексной оценки потенциальных покупателей. Однако каждое предприятие в первую очередь заинтересовано в платежеспособности, ответственности покупателей, в их умении быстро и эффективно устранять возникшие трудности, поэтому в данной статье предлагается применение метода комплексной оценки покупателей организации на основе рейтинговой оценки и разработанной шкалы балльных оценок выбранных критериев. В методике используется оценка кредитной политики, показателей финансовой устойчивости предприятия, в итоговом значении рекомендуется учесть качественные показатели. Для ускорения и удобства оценки платежеспособности организации предлагается использование автоматизированной технологии с применением компьютерной программы. В статье даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию методов оценки покупателей. Предлагается дальнейшее исследование и разработка нормативных значений и диапазонов отклонения финансовых показателей с учетом специфики отрасли, а также рекомендуется формализовать качественные показатели оценки и разработать методику их дальнейшего применения.

Перспективы совершенствования Российской государственной тарифной политики в сфере водоснабжения

Стр: 42-52

DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-42-52

Аннотация: В отрасли водоснабжения осуществляется государственное регулирование тарифов. Его цель – одновременно обеспечить интересы потребителей (качество и цена) и развитие отрасли. Статистические данные 2010–2018 годов свидетельствуют о недостижении этих целей: отсутствует значимое улучшение технического состояния водопроводной сети, ежегодный удельный вес замененных водопроводных сетей в их общем объёме в России составляет 1,1 % (рекомендованный норматив – 4 %), а чистый убыток водоснабжающих компаний – 11,75 млрд руб. В первую очередь, такое положение в отрасли определяет используемые методы регулирования. В то же время от стабильного функционирования сферы водоснабжения напрямую зависит здоровье и благополучие порядка 120 млн человек в Российский Федерации. Поэтому авторы рассматривают возможность изменения способа регулирования: внедрение эталонного ценообразования на услуги водоснабжения. В его основе находятся механизмы стимулирования операционной и инвестиционной деятельности. Это повысит эффективность функционирования отрасли. Однако предварительным условием внедрения эталонного ценообразования в сфере водоснабжения должна являться модернизация системы сбора и раскрытия информации о показателях деятельности, структуре и величине расходов предприятий водоснабжения. В частности, в статье определена необходимость внесения изменений в нормативно-правовые акты и состава раскрываемых показателей, использование системы ФГИС ЕИАС в качестве площадки для раскрытия. В заключении авторы дали рекомендацию о необходимости пересмотра финансирования инвестиционных программ организаций водоснабжения отдельно от их операционных издержек.

Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения защиты лесов

Стр: 53-59

DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-53-59

Аннотация: В статье выявлены проблемы развития государственной политики Российской Федерации в области обеспечения защиты лесного фонда и способы их разрешения. Актуальность исследования заключается в возрастающей роли защиты лесного хозяйства в контексте страны и всего мира. Сегодня использование лесного фонда не только обеспечивает формирование части ВВП, но и выполняет экологическую, социальную функции, выраженные в средообразовании, почвозащите, рекреации, туризме, а также в обеспечении охотничьего хозяйства и животноводства. В связи с этим, а также в целях обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, соответствующую экономическому и экологическому развитию, особое значение приобретает государственная политика Российской Федерации в области защиты лесов. Основным методом исследования выступил ретроспективный анализ развития государственной политики защиты лесного фонда, а также анализ современного состояния отрасли. Результатом исследования выступает разработка решений выявленных проблем и определение направлений дальнейшего развития политики защиты лесного хозяйства.

Оценка условий экстенсивного использования мелиорированных земель в разрезе федеральных округов РФ

Стр: 60-68

DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-60-68

Аннотация: В статье представлено исследование, ведущей целью которого стало выявление особенностей современных тенденций расширения мелиорированных земель, связанное с необходимостью повышения рентабельности и продуктивности сельскохозяйственных угодий. По мнению исследователей, человеческие ресурсы, основной капитал ФГБУ Департамента мелиорации, земельной политики, госсобственности МСХ РФ и инвестиции в мелиоративную отрасль являются ее основными точками роста, способными увеличить отдачу от проводимых отраслевых работ. Так как в основе активного развития современной экономики, прежде всего, лежат инвестиционные механизмы, авторами были проанализированы инвестиционные потоки в ФГБУ Департамента мелиорации, земельной политики, госсобственности МСХ РФ на техническое перевооружение и мелиоративные работы по федеральным округам РФ. В ходе исследования были использованы методы теоретического и практического анализа, разработки и систематизация информационно-аналитических материалов, логический и ситуационный анализ, методы статистического анализа, методы обработки и обобщения результатов. В результате проведённого исследования была конкретизирована структура вовлечения мелиорированных земель в эксплуатацию и инвестиций в мелиоративную отрасль по регионам Российской Федерации.

Иерархия целей и приоритетов в развитии таможенного дела Российской Федерации

Стр: 69-79

DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-69-79

Аннотация: В статье проанализированы цели стратегического развития таможенного дела в соответствии с иерархией их формирования. Согласно теории таможенного менеджмента, таможенное дело рассматривается как институт, существующий в условиях непрерывно меняющейся действительности. В связи с этим выделены наднациональный, национальный и ведомственный уровни, которые последовательно формируют ключевые вехи в развитии ведомства. Основное внимание уделено рассмотрению стратегических документов, так как именно они представляют собой базу для последующих действий таможенных органов. Отмечено, что области развития последовательно конкретизируются в цепочке документов интеграционного объединения, национальных программ, а также Стратегии развития ФТС России до 2030 года и соответствующих планов мероприятий. В данных документах оставлены без внимания важные моменты проведения таможенной политики, а ведь именно переориентация экономики в сторону создания несырьевых преимуществ является главным триггером устойчивого развития российской экономики. Таможенные органы обладают необходимым набором механизмов, технологическими резервами для создания новых точек приложения экономических усилий. Существующие подходы к эволюции таможенного дела как института подвергаются критической оценке. К тому же, российская действительность обладает специфичными чертами, которые должны найти своё отражение в документах стратегического развития. Возможные пути выявления нереализованного потенциала России содержатся в материалах экспертов международных организаций. Такие направления, как финансовый сектор, логистика, вовлеченность в глобальные цепи поставок и инвестиционная привлекательность пока в полной мере не используются для создания открытой и конкурентоспособной российской экономики. Принимая во внимание теорию институционального развития и практические замечания аналитиков Всемирного банка, автором сформулированы выводы и предложения по решению вышеперечисленных вопросов.

Международный опыт управления: анализ лучших практик для возможности имплементации в Казахстане

Стр: 80-86

DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-80-86

Аннотация: В статье рассмотрены лучшие практики, направленные на повышение эффективности государственного управления и произведена оценка возможностей имплементации этих практик в систему государственного управления в Республике Казахстан. Достижение поставленных целей возможно посредством анализа влияния цифровизации на систему регионального управления, изучения международного опыта в процессе оптимизации расходов и снижении транзакционных издержек. С учетом серьезности ситуации, в которой оказались государства в период пандемии, интерес представляет оценка того, как происходит процесс принятия решений и эффективного дизайна организационных структур. Для ответа на поставленные исследовательские вопросы использован метод case-study. Сделаны выводы о том, что в посткризисный период основным направлением развития регионального управления станет необходимость пересмотра моделей социально-экономического развития.

Решение проблем развития территорий в условиях пандемии COVID-19: роль социальных инноваций

Стр: 87-95

DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-87-95

Аннотация: Пандемия коронавируса оказала воздействие на все сферы жизнедеятельности общества. Обострились проблемы безработицы, неравенства, падения выручки предприятий и снижения доходов, уязвимости отдельных категорий населения, усилилась нагрузка на системы здравоохранения и социального обеспечения, многие отрасли были вынуждены уйти в «онлайн» и т.д. В статье актуализируется роль социальных инноваций в решении проблем развития территорий в условиях пандемии COVID-19. Показано, что как действующие, так и созданные под влиянием эпидемиологического фактора проекты внесли значительный вклад в преодоление последствий распространения коронавируса. Особое внимание уделено социальному предпринимательству как одному из основных проводников социальных инноваций, оперативно отреагировавшему на вызовы новой реальности. Рассмотрены ключевые аспекты его развития и способы трансформации деятельности в период пандемии. Определено, что в целом социальные предприятия смогли адаптироваться к происходящим изменениям. Обозначена роль и основные меры поддержки социальных инноваций и социального предпринимательства в России и за рубежом. Отмечена необходимость адресной поддержки социальных предпринимателей.

Информационное обеспечение маркетинговых решений в области формирования имиджа региона

Стр: 96-103

DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-96-103

Аннотация: В статье представлены основные подходы к информационному обеспечению маркетинговых решений с точки зрения регионального аспекта, а в частности, формирования имиджа региона. Особое внимание в данной статье уделяется проблемам формирования и использования интегрированных систем маркетинговой информации. В статье проанализированы основные проблемы и направления информационного обеспечения. Дана характеристика основным подходам к формированию систем поддержки принятия решений, исследуются направления интеграции информационных систем. Рассматриваются направления
интеграции маркетинговых информационных систем, примеры практического применения систем поддержки принятия решений. В статье описывается технология оценки основных факторов, влияющих на формирование имиджа региона, представлена технология кластеризации целевых аудиторий. Описывается процедура кластерного анализа. Интерпретация результатов проведенного анализа позволяет сделать выводы о наиболее важных факторах, которые необходимо учитывать при разработке плана формирования имиджа региона.

Пути повышения конкурентного потенциала корпорации ИТ-отрасли

Стр: 104-109

DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-104-109

Аннотация: В статье исследуются вопросы эффективного управления конкурентным потенциалом корпораций ИТ-отрасли. Отмечается, что конкурентный потенциал является одной из важнейших задач совершенствования механизмов конкурентоспособности предприятий ИТ-отрасли, которые осуществляют влияние на деятельность всех субъектов хозяйствования экономики государства. Анализируется проблема развития конкурентоспособности корпораций ИТ-отрасли, связанная с недостаточными правительственными стратегиями, которые рассматривают только отдельные задачи, решаемые с помощью информационных технологий. Обращается внимание на ключевые этапы формирования механизма управления потенциалом корпорации ИТ-отрасли. Целью статьи является обоснование основных направлений повышения конкурентного потенциала корпорации ИТ-
отрасли. Основные результаты: в статье обозначены пути повышения конкурентного потенциала корпорации ИТ-отрасли. В исследовании делается вывод о том, что основная цель повышения конкурентного потенциала заключается в выявлении и анализе составляющих конкурентоспособности, разработке методов управления.