Выпуск: 2013-1
Рубрики:
Содержание:
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Магистратура, Компетентностный подход, Компетенции, Научно-исследовательская работа студентов, Научно-исследовательский семинар, Научно-исследовательская практика.
Аннотация: В статье обосновывается компетентностный подход в организации научно-исследовательской работы с магистрантами. Раскрываются концептуальные подходы к реализации требований ФГОС ВПО по осуществлению научно-исследовательской работы с магистрантами, в том числе обучающимися с применением дистанционных образовательных технологий. Особое место уделяется изложению инновационных подходов к организации научно-исследовательских семинаров с магистрантами, получивших применение в Московском университете имени С.Ю. Витте.
Компетентностный подход и качество образовательного процесса в вузе
Ключевые слова: компетентностный подход, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, качество образования, высшее профессиональное образование, стандарты качества образования, Московский университет имени С.Ю. Витте.
Аннотация: В статье излагаются характеристики современного образовательного процесса в ву-зах, обусловленные его построением на основе компетентностного подхода и анализи-руемые с позиций стандартов качества образования. На материале локальных норма-тивных актов Московского университета имени С.Ю. Витте раскрыта система обеспечения качества образовательного процесса в конкретном вузе.
А.С. Макаренко: к дискуссии о творческом наследии
Ключевые слова: А.С. Макаренко, Педагогическая деятельность, История педагогики, Советская педагогика, Социальная педагогика, Воспитание, Педагогический идеал, Коллектив.
Аннотация: В статье раскрывается мировое значение творческого наследия А.С. Макаренко, его основные идеи, актуальные для современной социально-педагогической практики. Анализируются современные ревизии ведущих концептуальных основ педагогики А.С. Макаренко, представлена попытка встроить наследие великого педагога в российское историко-педагогическое наследие. Обосновываются основные идеи и положения, создающие ориентировочный вектор ценностного социального восприятия войны подрастающим поколением.
Интерпретация роли династии Романовых в укреплении российского государства на уроках истории в общеобразовательной школе
Ключевые слова: История России, Преподавание отечественной истории, Самодержавие, Российская империя, Государственные интересы, Социально-экономическая политика, Государственное устройство, Модернизация, Методика проведения урока по истории, воспитательный потенциал урока.
Аннотация: В статье обосновывается идея преемственности истории России, говорится о важном месте в ее комплексном осмыслении деятельности представителей Романовых на протяжении нескольких столетий. Внимание учащихся предлагается акцентировать на основной социокультурной идее о том, что ценностной основой деятельности династии Романовых является укрепление российского государства.
Девиантное поведение личности как социально-психологический феномен: анализ проблемы, типология форм и возможности профилактики
Ключевые слова: Социальные девиации, Девиантное поведение личности, Типология форм девиаций поведения, Психологическая профилактика.
Аннотация: В статье анализируются психологические аспекты девиантного поведения личности в различных социальных средах, представлены основные подходы к анализу, типологизации и генезису девиантного поведения, рассматриваются пути организации и методы психологической профилактики социальных девиаций в поведении сотрудников организации.
Философия воспитания как специфическая отрасль знания
Ключевые слова: Философия воспитания, Онтологический аспект воспитания, Социальный аспект воспитания, Антропологический аспект воспитания, Эволюция воспитания, Ценности воспитания, Потенциал образования для формирования личности.
Аннотация: Данная статья представляет собой рефлексивный срез философии воспитания как особой отрасли знания, которую можно исследовать в онтологическом, логико-гносеологическом, аксиологическом, социальном, антропологическом и методологическом аспектах. Автор ограничивается лишь обращением к онтологическому, социальному и антропологическому аспектам.
Междисциплинарная интеграция как методологическая основа современного образовательного процесса
Ключевые слова: Междисциплинарная интеграция, Содержание высшего профессионального образования, Предметная структура научного знания, Логика и структура формирования личности, Комплексное обучение, Обучающие ситуации, Сетевые учебно-методические комплексы.
Аннотация: Междисциплинарная интеграция рассматривается как процесс взаимного согласования учебных дисциплин с точки зрения единого, непрерывного и целостного развития профессиональной деятельности. С позиций формирования компетенций междисциплинарная интеграция становится логическим основанием саморазвития будущего специалиста. Раскрываются основные особенности междисциплинарного взаимодействия в учебном процессе, условия успешного осуществления междисциплинарной интеграции в образовательной практике вузов.
Гуманитарная среда вуза как фактор формирования и развития личности
Ключевые слова: Гуманитарная среда, Высшее образование, Социокультурный институт, Гуманитаризация образования, Формирование и развитие личности, Социализация личности.
Аннотация: Раскрыты и обоснованы характеристики гуманитарной среды вуза в качестве важнейшего фактора, ускоряющего или сдерживающего процесс самореализации личности, и необходимого условия успешного развития этого процесса. Рассмотрены соотношение гуманитарной среды и гуманитарного образования, подходы к построению модели эффективной гуманитарной среды.
Культурное самоопределение студентов в языковой образовательной среде вуза
Ключевые слова: Культурное самоопределение, Языковая образовательная среда, Обучение иностранному языку, Культурная идентификация личности, Глобализация, Студенты вузов.
Аннотация: В статье рассматриваются содержательно-целевые компоненты культурного само-определения студентов в языковой образовательной среде вуза, обоснованные в работах российских и зарубежных ученых. Потенциал языковой образовательной среды вуза обосновывается в составе аудиторных занятий по иностранному языку и внеаудиторных мероприятий. Особое внимание акцентируется на культурном компоненте содержания языкового образования.
Профессиональная подготовка тьюторов для системы дополнительного образования детей
Ключевые слова: Дополнительное образование детей, Педагог дополнительного образования, Воспитание, Воспитательное пространство детства.
Аннотация: В статье актуализируется подготовка педагогов дополнительного образования к выполнению функций тьютора воспитательного процесса, подготовка педагога как воспитателя для системы дополнительного образования детей на основе теоретического обоснования особенностей дополнительного образования детей как воспитательного пространства детства.
Развитие воспитательной компоненты образовательного процесса в высшей школе
Ключевые слова: Воспитание, Социализация, Воспитательная компонента образовательного процесса, Пространство воспитания, Учреждение высшего профессионального образования, Профессиональная компетентность.
Аннотация: В контексте приоритетов государственной политики в области воспитания в статье раскрываются подходы к развитию воспитательной компоненты образовательного процесса в учреждении высшего профессионального образования, включая актуальные проблемы научно-методического обеспечения воспитательной деятельности преподавателей, подходы к проектированию моделей социализации студенческой молодежи, вопросы формирования профессиональной компетентности преподавателей вуза в области воспитания и социализации
Полисубъектная коммуникативно-познавательная среда и ее роль в развитии личности детей старшего дошкольного возраста
Ключевые слова: Личность ребенка, Старший дошкольный возраст, Субъектность, Полисубъектное взаимодействие, Полисубъектная коммуникативно-познавательная среда.
Аннотация: В статье рассматриваются внутренние предпосылки развития субъектности ребенка старшего дошкольного возраста сквозь призму понятия «полисубъектная коммуникативно-познавательная среда» (О.В. Суворова). Анализируются система и результаты мониторинга инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения, основным содержанием которой является создание полисубъектной развивающей среды в ДОУ как в наибольшей мере способствующей развитию субъектности ребенка дошкольника.
Построение математической модели для анализа и оценки уровня угроз безопасности персональных данных в информационных системах
Ключевые слова: Информационная система, Персональные данные, Математическая модель, Уровень угроз безопасности, Экспертные оценки.
Аннотация: Излагается построение расширенной математической модели для анализа и оценки уровня угроз безопасности персональных данных в информационных системах с применением формализованных экспертных знаний.
Оценка влияния факторов на эффективность обучения студентов с позиций их будущей профессиональной конкурентоспособности
Ключевые слова: Конкурентоспособность выпускников вуза, Рынок труда, Инновационная активность, Квалификация профессорско-преподавательского состава, Научно-исследовательская активность.
Аннотация: В работе производится оценка основных факторов, влияющих на качество получаемых студентами знаний в вузе и показатели их будущей профессиональной конкурентоспособности. Обоснованию подвергаются такие факторы, как: способность выпускников применять на практике полученные в вузе знания; уровень квалификации профессорско-преподавательского состава; способность выпускников к непрерывному обучению на базе фундаментальных знаний; мотивация профессорско-преподавательского состава; состояние материально-технической базы; качество учебно-методического обеспечения; внедрение и использование вузом инноваций; научно-исследовательская активность; качество студентов.
Информационные технологии в формировании компетенций у будущих учителей
Ключевые слова: Модернизация образования, Будущий учитель, Общекультурные компетенции, Профессиональные компетенции, Информационные технологии.
Аннотация: В статье анализируются проблемы модернизации современного образования, сопряженные с использованием информационных технологий в образовательном процессе. Акцентируется внимание на формировании профессиональных компетенций будущего учителя на основе применения информационных технологий.
Гуманитарное образование как основа преемственности духовно-нравственных ценностей
Ключевые слова: Гуманитаризация образования, Гуманитарная культура, Духовно-нравственные ценности, Традиции, Преемственность, Модернизация общества, Духовная общность, Человечность, Религия.
Аннотация: В статье представлена проблема необходимости сохранения российским обществом интеграционного и мобилизационного потенциалов духовных традиций, поиска путей их обновления. Отмечается, что снижение уровня гуманитарного образования в российских вузах определяет необходимость пересмотра условий реализации образовательного и воспитательного потенциалов гуманитарной культуры. Автор подчеркивает важность гуманитарной составляющей образования как основы духовного формирования личности, сохранения и приумножения духовно-нравственных ценностей.