Выпуск: 2019-3 (30)

2019-3 (30)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Сущность устойчивого развития: определение ключевых понятий и качественная целостность

Стр: 7-14

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-7-14

Аннотация: Цель статьи заключается в выявлении сущности устойчивого развития, а также в конкретизации трактовок соответствующих модифицированных форм. Подчеркивается, что успешный анализ проблем устойчивого развития возможен лишь в рамках системной методологии, требующей выявления и отдельного исследования внутренних и внешних условий и факторов, детерминирующих динамику данного феномена. Научная новизна статьи заключается в определении сущности устойчивого и неустойчивого развития, авторской трактовке устойчивого прогрессивного развития и характеристике его качественной целостности. Научно-практическое значение положений статьи заключается в доказательстве того, что современное российское общество и экономика находятся в состоянии неустойчивого регрессивного развития, что предопределяет императив разработки и реализации релевантных политико-экономических решений.

The purpose of the article is to identify the essence of sustainable development, as well as to concretize the interpretations of the corresponding modified forms. It is emphasized that a successful analysis of sustainable development problems is possible only within the framework of a systematic methodology that requires the identification and separate study of internal and external conditions and factors determining the dynamics of this phenomenon. The scientific novelty of the article is to determine the essence of sustainable and unstable development, the author’s interpretation of sustainable progressive development and the characteristic of its qualitative integrity. The scientific and practical significance of the article lies in the proof that the modern Russian society and economy are in a state of unstable regressive development, which predetermines the imperative of development and implementation of relevant political and economic decisions.

Об институциональных и правовых проблемах государственного аудита и финансового контроля

Стр: 15-20

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-15-20

Аннотация: В статье рассмотрены институциональные и правовые проблемы государственного аудита и финансового контроля государства. Проблема поиска эффективных инструментов повышения качества управления финансовыми ресурсами государства является актуальной для Казахстана, особенно в бюджетной политике. Как известно, одним из составляющих элементов управления финансовыми ресурсами государства является система государственного аудита и финансового контроля. В статье выявлено отсутствие на законодательном уровне четкого разграничения и отнесение одних и тех же функций и полномочий на внешний и внутренний уровни государственного аудита и финансового контроля приводит к дублированию деятельности органов, снижению эффективности их деятельности и результатов, увеличению административной нагрузки на объекты контроля. Недостаточный уровень теоретической и практической профессиональной подготовки специалистов в области государственного аудита и финансового контроля также является одной из ключевых проблем. На современном этапе развития государственного финансового контроля в Республике Казахстан особую актуальность приобретает изучение новых методов и форм его осуществления, среди которых практический интерес представляет изучение вопросов мировой практики осуществления контроля с полным охватом бюджетных средств.

The article deals with institutional and legal problems of state audit and financial control of the state. The problem of finding effective tools to improve the quality of management of financial resources of the state is relevant for Kazakhstan, especially in the budget policy. As you know, one of the constituent elements of the management of financial resources of the state is the system of state audit and financial control. The article revealed the lack at legislative level a clear delineation and assignment of the same functions and powers on the internal and external levels of public audit and financial control leads to the duplication of organs, reducing the effectiveness of their activities and results, increase the administrative burden on the facilities control, as well as insufficient level of theoretical and practical training of specialists in the field of public audit and financial control is one of the key problems. At the present stage of development of state financial control in the Republic of Kazakhstan, the study of new methods and forms of its implementation is of particular relevance, among which the study of the world practice of control with full coverage of budgetary funds is of practical interest.

Особенности международного сотрудничества россии в сфере таможенного дела

Стр: 21-27

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-21-27

Аннотация: Целью статьи является выявление особенностей международного таможенного сотрудничества России в последние десятилетия. В статье раскрываются основные формы и факторы, способствующие развитию более тесного сотрудничества России и международного сообщества по внешнеэкономической деятельности. К основным формам сотрудничества следует отнести: создание и регулирование деятельности международной организации по вопросам таможенного дела и внешнеэкономической политики; работа по регулированию внешнеторговой политики на базе организаций и различных сообществ, результатом которой является последующее заключение международных соглашений; дискуссионные площадки, где могут обсуждаться вопросы международной торговли в виде форумов и конференций. В исследовании анализируются статистические данные, характеризующие внешнеторговый оборот России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Выявлены политико-экономические тенденции развития внешнеэкономических связей, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Но в целом динамика внешнеторгового сотрудничества показывает, что за последнее время произошли ускорение роста торговли, увеличение экспорта товаров, активизация движения капиталов между участниками ВЭД, укрепление позиций стран-участниц Таможенного союза. Рассматриваются актуальные политико-экономические проблемы, повлиявшие на развитие внешнеторговых и таможенных связей Российской Федерации. В статье делается вывод о том, что налаживание эффективного международного таможенного сотрудничества будет способствовать максимально эффективному развитию внешнеторговых и таможенных связей.

The purpose of the article is to identify the features of international customs cooperation of Russia in recent decades. The article reveals the main forms and factors contributing to the development of closer cooperation between Russia and the international community in foreign economic activity. The main forms of cooperation include: the creation and regulation of the activities of an international organization on customs affairs and foreign economic policy; work on the regulation of foreign trade policy on the basis of organizations and various communities, the result of which is the subsequent conclusion of international agreements; discussion platforms where international trade issues can be discussed in the form of forums and conferences. The study analyzes statistical data characterizing the foreign trade turnover of Russia with the countries of near and far abroad. The political and economic trends in the development of foreign economic relations, which have both positive and negative sides, are revealed. But in general, the dynamics of foreign trade cooperation shows that recently there has been an acceleration in trade growth, an increase in the export of goods, an intensification of capital flows between participants in foreign economic activities, and the strengthening of the position of member countries of the customs union. Actual political and economic problems that affect the development of foreign trade and customs relations of the Russian Federation are considered. The article concludes that the establishment of effective international customs cooperation will contribute to the most effective development of foreign trade and customs relations.

Государственная политика поддержки и направления развития транспортной отрасли российской федерации

Стр: 28-34

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-28-34

Аннотация: В работе проводится анализ государственных мероприятий, политики, инструментов и форм поддержки развития транспортной инфраструктуры в Российской Федерации. Реализуемые целевые программы и иные подходы к повышению эффективности сравниваются с динамикой и результирующими показателями развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Проведенный графический анализ демонстрирует, что в отдельных сферах транспорта пока не удается остановить снижение качества дорожного покрытия. В работе особое внимание уделено государственно-частному партнерству как будущему ключевому инструменту развития объектов транспортной инфраструктуры в Российской Федерации. Требуется расширение возможностей компаний, работающих в рамках государственно-частного партнерства. Выявленные перспективные направления развития и совершенствования транспортной инфраструктуры Российской Федерации и института государственно-частного партнерства как основного элемента успешного квази-рыночного развития инфраструктурной сферы России отражают потребность в интенсивной работе над рядом проблем. Это требует сконцентрировать внимание властей на уровнях управления, более близких к населению регионов и муниципальных образований. Обращают на себя и требуют особого внимания регионы, центром которых являются города-миллионники, поскольку настолько крупные мегаполисы с одной стороны дают дополнительные ресурсы для развития транспортной инфраструктуры региона, с другой требуют в разы больше, для создания необходимых транспортных артерий для магистрального грузового транспорта и расширения транзитного потенциала данных территорий.

The paper analyzes government measures, policies, tools and forms of support for the development of transport infrastructure in the Russian Federation. The implemented target programs and other approaches to increase of efficiency are compared with dynamics and resulting indicators of development of transport infrastructure of the Russian Federation. The graphical analysis shows that in some areas of transport is not yet possible to stop the decline in the quality of the road surface. The paper focuses on public-private partnership as a future key tool for the development of transport infrastructure in the Russian Federation. There is a need to expand the capabilities of companies working in the framework of public-private partnerships. The identified promising directions of development and improvement of the transport infrastructure of the Russian Federation and the Institute of public-private partnership as the main element of successful quasi-market development of the infrastructure sector of Russia reflect the need for intensive work on a number of problems. This requires focusing the attention of the authorities and financial resources on the levels of government closer to the population of the regions and municipalities. Regions, the center of which are cities with millions of people, attract and require special attention, because such large megacities on the one hand provide additional resources for the development of transport infrastructure in the region, on the other hand they require many times more to create the necessary transport arteries for the main freight transport and expand the transit potential of these territories.

Современное состояние и проблемы развития рынка аудиторских услуг в России

Стр: 35-40

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-35-40

Аннотация: Современное состояние рынка аудиторских услуг привело к формированию предпосылок для его качественных преобразований. В статье дана общая оценка аудита как профессиональной деятельности в России. Представлен обзор изменений федерального законодательства в сфере аудиторской деятельности, носящих принципиальный характер. Эти изменения касаются законодательного регулирования института «независимости» аудита, вступления в силу международных стандартов аудита. Отдельно обозначены принципы независимости аудита. При этом нововведения касаются не только непосредственно аудита, но и сопутствующих ему услуг. Отражены также изменения в сфере обязательного аудита, требования к руководителю аудита общественно значимых организаций. Дана оценка современного состояния рынка аудиторских услуг. Авторы обозначили ряд проблем, характерных для отечественного аудита, наметили направления их решения. В качестве мер по повышению качества аудита предлагается усилить внешний контроль и разработать комплекс мероприятий, направленных на поддержку малых и средних российских аудиторских компаний. В статье обосновано увеличение ответственности аудиторов в результате изменений законодательства. Отдельное внимание уделяется мерам государственного регулирования аудиторской деятельности. Приоритетным направлением в поставленных задачах должно стать повышение конкурентоспособности российских аудиторских организаций.

Особенности аудита и проблемы его проведения в строительных организациях

Стр: 41-47

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-41-47

Аннотация: На сегодняшний день в России развитие системы учета и аудита создает острую нуждаемость ее анализа в отдельных сегментах отечественной экономики. Совершенствование международного аудита и увеличение объемов строительного сектора требуют непрерывного участия не только органов государственной власти, но и специализированных организаций в формировании общих основ нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Актуальность данной статьи заключается в том, что аудит строительных организаций во всех государствах реформируется с большой скоростью. Данный фактор вытекает из того, что меняются объективные критерии реализации строительства, включая активный механизм интеграции к решениям задач глобального характера, его распространением в страны с более современной экономикой и к международным объединениям, с применением инновационных технологий и увеличением аспекта действия международных стандартов аудита. Таким образом, можно сказать о том, что и в нашей стране нужен современный взгляд на сущность бухгалтерско-финансовой функции управления и ее главного элемента – аудита. На современном этапе как отечественные, так и международные строительные предприятия развиваются достаточно быстрыми шагами. Наблюдается существенное увеличение капиталовложений, что стимулирует строительный сектор, переустройство и реконструкцию объектов различного типа. Впоследствии ужесточаются критерии к качеству бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее достоверности и аудиторской деятельности.

Роль технологии в предотвращении процессов опустынивания в израиле

Стр: 48-66

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-48-66

Аннотация: Израиль, который на 97 % состоит из засушливых земель, был одной из первых стран, приступивших к решению проблемы опустынивания. Меры по борьбе с опустыниванием были начаты на ранней стадии развития страны и усилились до сегодняшнего дня. Профилактика процессов опустынивания основана на рациональном использовании почвенных и водных ресурсов, агролесоводстве на базе временного поверхностного стока, контролируемой среде пустынного земледелия (тепличном земледелии), органическом земледелии, контроле за выпасом скота. Устойчивость сельского хозяйства в засушливых районах Израиля и его относительный успех в предотвращении опустынивания зависят от водной политики. Около 90 % ресурсов пресной воды в Израиле объединены в единую систему, которая обеспечивает реализацию единой национальной политики получения воды и регулярного снабжения различных секторов потребителей (сельское хозяйство, бытовая и промышленная деятельность). Дефицит воды и ухудшение качества водных ресурсов диктуют необходимость повышения эффективности и экономии воды в Израиле. В сельскохозяйственном секторе существенная экономия водных ресурсов была достигнута благодаря технологическим усовершенствованиям способов орошения, включая дождевание, капельное орошение, повторное использование пресной воды, очистку сточных и опреснение соленых подземных и морских вод, что позволило значительно снизить риск опустынивания. Стратегическое планирование и политика по борьбе с опустыниванием, кроме улучшения устойчивого управления водными ресурсами и устойчивого развития сельского хозяйства в уязвимых регионах на основе активных программ борьбы с эрозией, регулирования кочевого выпаса скота и продвижения водосберегающих и солеустойчивых культур, предусматривает управление пастбищами, облесение и расширение охраняемых территорий.

Состояние и особенности экологического учета в казахстане

Стр: 67-74

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-67-74

Аннотация: В работе рассмотрены следующие задачи исследования: изучение экологических мероприятий; выявление возможных затрат по устранению экологического ущерба; изучение классификации расходов по устранению ущерба окружающей среде. Измерение устойчивости и учет могут применяться к областям социального воздействия, особенно для тех предприятий, которые занимаются международной торговлей, где соображения, касающиеся материалов и рабочей силы, становятся предметом общественного контроля. Аудит и оценка являются основой экологического и социального учета, поэтому принятие проверенных стратегий для изучения основных метрик поможет бухгалтерам провести эффективный анализ. Рассмотрены возможности создания оценочного резерва на основе вероятности погашения обязательств и надежной оценки суммы обязательства. Методики определения обязательств по экологическому ущербу имеют на сегодняшний день практическое значение. При признании активов или обязательств, в связи с производственным процессом, каждый бухгалтер должен применить свой опыт, знания соответствующих стандартов финансовой отчетности, требования законодательства страны, в которой компания осуществляет свою деятельность, а также профессиональное суждение. В результате изучения проблемы учета экологических издержек авторы сделали вывод о необходимости грамотного и профессионального подхода к учету затрат в области охраны окружающей среды.

Брейнсторминг как производительно-функциональная форма креативного капитала

Стр: 75-81

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-75-81

Аннотация: Цель статьи заключается в позиционировании брейнсторминга как производительной формы креативного капитала экономического агента. Для этого конкретизируются основные положения, характеризующие содержание деятельности субъекта управления по подготовке и проведению брейнсторминга как ключевой функции корпоративного креативного капитала в цифровой и поведенческой экономике. Подчеркивается, что брейнсторминг есть энергичная форма развивающего обмена-общения, которая становится важнейшим фактором производства новых идей и знаний в системе масштабных и непрерывных инноваций. Методологией исследования является комплексный и междисциплинарный подход к названной проблеме. Научная новизна статьи заключается в системном анализе наиболее известных форм брейнсторминга с целью создания интегральной концепции его организации и проведения. В связи с этим рассмотрены технологические модели творческого мышления, такие как метод объемного мышления, метод ассоциаций со случайными явлениями, метод ролевого мышления, а также метод раздельного анализа определенной проблемы. Научно-практическое значение статьи состоит в том, что в системе корпоративного самообучения предлагается целенаправленно осуществлять подготовку модераторов, а также фиксировать наиболее успешные команды «мозговых штурмов», превращая их в действующие социально-сетевые и микрокорпоративные сообщества. Кроме того, предлагаются выводы и рекомендации по становлению релевантного, брейнстормингового стиля управления воспроизводством, прежде всего, непередаваемых неявных корпоративных знаний.

К вопросу о кадровом обеспечении государственной думы федерального собрания российской федерации

Стр: 82-89

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-82-89

Аннотация: В статье рассмотрены особенности кадровой политики Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Кадровая политика является неотъемлемой частью управления любым государственным органом. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации также не является исключением и нуждается в управлении кадрами на базе комплексного планирования и оценки кадрового потенциала государственных служащих. Порядок поступления граждан Российской Федерации на федеральную государственную гражданскую службу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации регламентируется нормативно-правовыми актами. В связи с реформированием работы государственных служб возникает необходимость совершенствования кадровой политики и управленческой оценки состояния кадрового потенциала, обоснования механизмов регулирования кадровых процессов, разработки организационно-нормативных моделей управления ими.

К вопросу о сущности предпринимательской деятельности

Стр: 90-94

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-90-94

Аннотация: Актуальность темы статьи обусловлена как недостаточной теоретической разработкой вопросов о сущности и содержании предпринимательской деятельности, так и объективной потребностью в анализе современного состояния и основных тенденций развития российского предпринимательства. Целью исследования является определение и обоснование сущности и содержания предпринимательской деятельности. В процессе анализа сущности и содержания предпринимательской деятельности автором использовались такие методы исследования социально-экономических явлений, как диалектический, системный, структурно-функциональный, институциональный, историко-логический, сравнительно-аналитический, а также методы научной абстракции, индукции, дедукции, нормативного и позитивного анализа и синтеза. Особое внимание при исследовании сущности предпринимательской деятельности автор уделил уточнению, применительно к современным российским реалиям, и обоснованию ее субъектов, ключевых сущностных признаков, основных составляющих системы мотивов и целевых установок субъектов. Основным результатом исследования являются авторские определения предпринимательской деятельности и индивидуального предпринимателя, содержащие элементы научной новизны.

Способы повышения эффективности использования основных средств

Стр: 95-101

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-95-101

Аннотация: Статья посвящена анализу способов повышения эффективности использования основных средств. Актуальность работы обусловлена важностью основных средств в составе активов предприятия практически любой отрасли. Повышение эффективности их использования – перманентная задача менеджмента компании. В статье приводится обзор работ отечественных авторов относительно исследуемой тематики, рассмотрено определение основных средств, проанализирована федеральная статистическая информация. Выделены четыре группы основных факторов, влияющих на эффективность использования основных средств, определена их основная направленность (достижение заданных финансово-экономических и организационно-технических параметров производства) и классификация (экстенсивные и интенсивные способы совершенствования использования основных средств). Детально описана система повышения эффективности использования основных фондов, состоящая из трех базовых элементов (техническое совершенствование средств труда, увеличение времени функционирования оборудования и улучшение процессов организации и управления производством). Указаны конкретные способы повышения эффективности использования основных средств, описаны основные факторы выбора конкретного способа. На основании проанализированных материалов автором предложена оригинальная методика управления основными средствами.

Стратегические направления цифровой трансформации и потенциал применения цифровых технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве города москвы

Стр: 102-107

DOI: 10.21777/2587-554X-2019-3-102-107

Аннотация: В современных условиях активными темпами идет процесс цифровой трансформации всей совокупности сфер бытовой и деловой жизни домохозяйств, фирм и органов государственной и муниципальной власти. Одной из важнейших сфер, где увеличиваются темпы внедрения цифровых технологий, является жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы. Диффузия цифровых технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы обеспечивает повышение транспарентности в процессе оказания жилищно-коммунальных услуг населению при помощи использования технологии интернета вещей, блокчейн, обработки больших данных и искусственного интеллекта. Кроме того, внедрение цифровых технологий в деятельность организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, способствует внедрению передовых организационных преобразований в организационные структуры этих организаций, что приводит к увеличению возможности измерения личного трудового участия каждого сотрудника и привязки результатов его труда к уровню оплаты. В статье исследованы ключевые направления цифровой трансформации жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Выявлен потенциал использования BIM-технологий в процессе эксплуатации объектов ЖКХ и жилищной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла. Актуальным становится использование искусственного интеллекта в процессе создания интегрированной системы управления и расчетов по тарифам ЖКХ. Другим направлением является использование интернета вещей для получения данных о состоянии объектов ЖКХ и объемах потребляемых ресурсов. С целью осуществления организационных преобразований важным является внедрение технологии блокчейн и информационно-аналитических инструментов в систему управления отраслью и организациями ЖКХ города Москвы. Также в статье исследован потенциал применения цифровых технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.