Выпуск: 2021-2 (35)

2021-2 (35)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Профессионально-интегрированное обучение английскому языку для специальных целей: опыт реализации международного проекта

Стр: 7-11

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-2-7-11

Аннотация: Статья обращена к проблеме поиска новых технологий в преподавании английского языка для профессиональных целей, поскольку навыки межкультурной коммуникации у выпускников вузов как никогда ранее востребованы на рынке труда. Цель данного исследования заключается в описании альтернативной модели преподавания английского языка студентам нелингвистических специальностей, которая была реализована в рамках экспериментального международного проекта с особым акцентом на профессиональной социализации студентов в конкурентной среде. Полученные результаты продемонстрировали, что трансграничное сотрудничество и нацеленность на профессиональную социализацию в процессе обучения английскому языку ускоряет развитие универсальных «мягких навыков», погружает студентов в квазипрофессиональную атмосферу, закладывает фундамент для формирования профессиональной идентичности, усиливает значимость личной конкурентоспособности учащихся как стимулирующего фактора и создает оптимальные условия для развития не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и универсальных компетенций, которые потребуются будущим выпускникам в их профессиональной деятельности.

Использование потенциала социальных сетей в организации автономии студентов в процессе онлайн-обучения английскому языку

Стр: 12-19

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-2-12-19

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации автономии студентов в процессе онлайн-обучения английскому языку. Теоретически обоснованы методы и приемы активизации автономии студентов в режиме онлайн-обучения английскому языку. Авторами рассмотрены такие аспекты темы, как автономия студента, специфика онлайн-обучения английскому языку в вузе. Описанные результаты обзора научной литературы с выделением основных научных концепций современных исследователей позволили раскрыть особенности организации автономии студентов в процессе онлайн-обучения английскому языку. Особое внимание в статье уделяется активизации мотивационно-смысловой сферы студентов на развитие автономии в процессе онлайн-обучения. На основе анализа результатов внедрения в практику методов педагогического воздействия сделан вывод, что автономия студентов, как фактор эффективного онлайн-обучения, обеспечивается специально организованной самостоятельной деятельностью обучающихся, что способствует развитию их мотивационно-смысловой сферы. Эффективность организации такой образовательной среды реализуется за счет использования современных средств обучения, которые доступны и соответствуют интересам студентов, изучающих английский язык.

Организация самостоятельной работы студентов на основе использования рефлексии в педагогической практике

Стр: 20-25

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-2-20-25

Аннотация: Статья посвящена исследованию использования рефлексии в педагогической практике при организации самостоятельной работы студентов. Рефлексия может быть определена как процесс, направленный на осмысление своих действий, который позволяет обучающимся остановиться и задуматься о том, что происходит в их образовательном пространстве. Данное исследование представляет собой теоретический анализ существующих предпосылок о значении и роли рефлексии обучающегося в образовании. На основе результатов анализа постулируется тот факт, что рефлексия может естественным образом активизировать взаимодействие обучающихся с учебным материалом, углубить понимание темы и укрепить независимое мышление, и тем самым создать эффективную учебную среду. В данной работе обосновывается рефлексивная практика как совокупность четырех основных компонентов: описание опыта; анализ опыта; создание новых смыслов и понятий; действия по изменению поведения. Также обсуждается перспектива развития рефлексии через написание рефлексивного дневника, рассматривается вклад в осознание обучающимися рефлексивного письма как средства саморазвития. Предложены возможные варианты практической работы с рефлексивным дневником при изучении дисциплин гуманитарного цикла.

Образовательные технологии в профориентационной работе на творческих специальностях

Стр: 26-31

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-2-26-31

Аннотация: На фоне усиливающейся коммерциализации системы высшего образования необходима разработка действующих стратегий по привлечению потенциальных абитуриентов в вузы и презентации широкому кругу потребителей комплекса образовательных услуг.  Если теория журналистики необходима для формирования базовых принципов журналистской деятельности, то медиаобразование помогает осознать как эта деятельность и продукт этой деятельности интегрируются коммуникативными процессами в обществе. Поэтому целью статьи является анализ медиатехнологий на этапе подготовки абитуриентов в выборе творческой специальности, к которой принадлежит профессия журналист. Кафедра журналистики ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», отслеживая и анализируя актуальные вопросы современной концепции медиаобразования, с 2007 г. организовала и внедрила в практику своей работы «Школу молодого журналиста», служащую экспериментальной площадкой апробации медиаресурсов. Материалы статьи демонстрируют направления профориентационной работы кафедры, в частности, и вуза в целом.

Музейная педагогика как основа деятельности музеев образовательных учреждений (на примере г. Казани)

Стр: 32-37

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-2-32-37

Аннотация: Статья посвящена анализу роли и места музейной педагогики как научной дисциплины в образовательной системе. Раскрываются содержание и подходы к музейной педагогике с учетом ее междисциплинарного характера на примере музеев образовательных учреждений. Рассматривается роль музеев в воспитании обучающихся на примере образовательных учреждений г. Казани как части общего городского культурного пространства. Отмечается, что музеи образовательных учреждений как часть музейного пространства Российской Федерации и Республики Татарстан представляют собой феномен отечественной культуры и образования. Обращается внимание на специфику школьных музеев, их роль как центров патриотического воспитания и развития личности. Анализируются основные подходы к музейной педагогике как научной дисциплине на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающей музей как образовательную систему. На конкретных примерах музеев образовательных учреждений г. Казани подчеркивается, что музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология. В качестве вывода отмечается, что музеи всех профилей решают важные педагогические задачи, будучи наиболее доступными учреждениями культуры для обучающихся.

Научно-методические аспекты развития индивидуальной образной выразительности у обучающихся хореографическому искусству

Стр: 38-41

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-2-38-41

Аннотация: Статья посвящена развитию методических приемов в формировании индивидуальной образной выразительности у обучающихся хореографическому искусству. Актуальность исследования обусловлена необходимостью постоянного совершенствования методики формирования у обучающихся образной выразительности на основе научного анализа обобщенного педагогического опыта и особенностей современного танца. В качестве методов исследования выступают общелогические методы (анализ и синтез), а также идиографический метод, призванный подчеркнуть характерные особенности современного танца. В статье рассматриваются методы, приемы и средства хореографического искусства, применяемые при обучении исполнительскому мастерству танцовщика. Проводится анализ хореографических аспектов содержания индивидуальной образной выразительности танцовщика современного танца, формулируются научно – методические рекомендации его воплощения у обучающихся. Отмечается значительная роль педагога-хореографа в приобретении исполнительского мастерства танцовщика, поскольку именно он способствует выработке стиля исполнения и выразительности пластики. Сформулированы научно-методические рекомендации, которые позволяют повысить результативность обучения современным танцам и способствуют раскрытию потенциала обучающихся в области хореографического искусства.

Преобразования в геоинформационном поле

Стр: 42-49

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-2-42-49

Аннотация: Статья исследует преобразования в геоинформационном поле. Рассмотрен морфизм в геоинформационном поле как обобщение многих преобразований. Показано различие между преобразованием в поле и информационным взаимодействием. Вводится понятие “геоинформационное поле” как деривация понятия информационного поля. Раскрывается содержание геоинформационного поля, которое находится в реальном пространстве и в котором осуществляются следующие операции и функции: детектирование, фиксация и измерение физических и пространственных характеристик, а также сбор семантической информации об объектах исследования. Показано сходство между информационным полем и геоинформационным полем, отмечается их принципиальное отличие в отношении с координатным пространством. Рассмотрен морфизм в геоинформационном поле как обобщение преобразований. Рассмотрено понятие морфизма применительно к теории категорий. Показано, что морфизм в геоинформационном поле является средством формального описания и обобщения ряда информационных и геоинформационных процессов. Приведены примеры морфизмов в геоинформационном поле и категорий в геоинформационном поле.

Информационные потребности как отношения в информационном поле

Стр: 50-56

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-2-50-56

Аннотация: Статья исследует свойства информационных  потребностей субъектов и способы их представления в информационном поле. Социальная система или человек являются субъектами информационного поля и имеют информационные потребности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития научно-методических основ построения информационных моделей потребностей субъектов. В статье рассматриваются различные виды потребностей и выделяются их характерные признаки. Выделены универсальные механизмы возникновения потребностей: сигнальный, мотивационный, реализационный, оценочный. Раскрывается содержание этих механизмов. Дается три варианта дефиниции понятия «информационная потребность», раскрываются особенности их отражения в информационном поле. Показано наличие закона возрастающих информационных потребностей. Определены условия удовлетворения потребностей и информационных потребностей. Раскрывается содержание понятия «потребность в информационных ресурсах». Показано, что ресурс является необходимым фактором удовлетворения потребности.

Принятие решения индивидом с учетом его отношения к риску

Стр: 57-64

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-2-57-64

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме принятия решений индивидом с учетом его отношения к риску. Предполагается, что поведение индивида подчиняется определенным законам. Данное допущение позволяет использовать количественные методы принятия решений на основе использования методов выпуклого программирования. При решении задач оптимизации показатели риска оказывают решающее влияние на значение целевой функции. Рассмотрены свойства функции полезности в неоклассическом приближении. Важнейшим свойством таких функций является их вогнутость (выпуклость) на всей области определения. Сформулированы характеристики вогнутости: через вторую производную, через хорду и через тангенс. Рассмотрены варианты измерения неприятия риска и соответствующие данным вариантам пути поиска экстремума ожидаемой функции полезности. Исходной посылкой проведенного анализа является аксиома, утверждающая, что действия индивида всегда направлены на достижение максимума его индивидуальной функции полезности. Делается вывод о влиянии неприятия риска на выбор индивида.

Моделирование локальных систем промышленного экологического мониторинга

Стр: 65-71

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-2-65-71

Аннотация: В статье исследуется проблема создания и развития комплексной системы промышленного экологического мониторинга. Сложность проблемы заключается в наличии неопределенности при решении задач оценки и прогнозирования экологической ситуации. Показана сложность структуры и функционала гетерогенных систем промышленного экологического мониторинга, обоснована актуальность моделирования локальных систем на различных уровнях. Исследованы методы математического обеспечения программных комплексов систем промышленного экологического мониторинга, выделены характерные особенности. Сравнительный анализ методов, используемых в моделях, позволил сделать вывод, что в определенных случаях часть методов не может быть использована, часть будет требовать адаптации к заданному объекту путем эмпирического уточнения коэффициентов уравнений, лежащих в основе метода. Выделена еще одна группа методов, которая не предполагает учет географической специфики местности или, с ее учетом, дает значительные погрешности расчета, соизмеримые с исходными значениями концентраций. Для решения проблемы нивелирования указанных недостатков предложена информационная модель моделирования и мониторинга экологической ситуации. Сформулированы рекомендации по созданию и развитию локальных систем промышленного экологического мониторинга на основе совершенствования численных методов моделирования, усиления интеграции с платформами информационных систем предприятия, расширение функционала удаленной передачи данных, усиления аналитического функционала программных средств.

Информационная синергетика

Стр: 72-78

DOI: DOI 10.21777/2500-2112-2021-2-72-78

Аннотация: Статья исследует синергетику в информационном поле как инструмент моделирования сложных реальных объектов и процессов. Дано новое понятие “информационная синергетика”, раскрывается его теоретическое и практическое значение для исследования систем. Проведен анализ свойств и особенностей информационной синергетики в сравнении с общей синергетикой как междисциплинарным направлением науки, изучающим динамику и самоорганизацию в открытых системах. Выделено два модельных представления синергетических процессов. Первое модельное представление описывает реальные процессы, связанные с синергетикой реального пространства. Второе модельное представление описывает информационные процессы, происходящие в информационном поле. Модельные представления рассматриваются в контексте объединяющего подхода – синергетического подхода к оценке состояний и свойств системы. Приводится схема структурных элементов информационной синергетики, формирующей базис для системологии решений по преодолению информационного хаоса информационными методами. Рассматривается применение информационной синергетики на примере мехатроники.

«Основной вопрос философии» для современных студентов: мировоззренческий и дидактический аспекты

Стр: 79-93

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-2-79-93

Аннотация: Учебная дисциплина «Философия», как правило, изучается и в средних, и в высших учебных заведениях, независимо от специальности, или направления подготовки. Какова роль и значение философии, как учебной дисциплины, в содержании среднего и высшего образования? Для чего и зачем ее нужно или можно изучать студентам? Каким образом философские знания могут быть связаны с профессиональной и частной жизнью выпускника вуза или колледжа. Может ли изучение философии влиять на формирование мировоззренческой позиции человека? Если может, то, как минимум, учащемуся должно быть понятно, о чем идет речь в учебном курсе философии. Если же ему ничего не понятно, или он видит, что философия - сухая и отвлеченная премудрость, никак не связанная с ним и его жизнью, то ее изучение является совершенно бессмысленным занятием, напрасной тратой времени и сил. В статье предпринимается попытка показать, как изучение философии, во-первых, связано с человеческими проблемами, вопросами, желаниями, ожиданиями, надеждами и формированием мировоззрения личности, а, во-вторых, - как преподавать философию таким образом, чтобы учащиеся видели, что она совсем не оторвана от их жизни, но имеет к ним самое непосредственное отношение. Авторы стараются раскрыть и первое, и второе на примере изучения такого важного элемента, или раздела философской области знания, как «основной вопрос философии» и связанные с его решениями противостоящие друг другу мировоззренческие позиции и системы жизненной навигации человека.