Выпуск: 2023-3 (44)

2023-3 (44)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Анализ научной деятельности учителей в условиях организации взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования

Стр: 7-15

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-7-15

Аннотация: Проблема вовлечения учителей общеобразовательных школ в научную деятельность в условиях быстро меняющейся образовательной среды приобретает все большую актуальность. Статья посвящена исследованию вовлеченности учителей в научную деятельность в условиях внедрения национальной кластерной модели взаимодействия в научной сфере педагогического вуза и института развития образования (в период с 2022 по 2023 год). В рамках исследования проведено анкетирование учителей общеобразовательных школ на разных этапах внедрения модели. В исследовании за период 2022–2023 годов приняли участие 962 учителя Хабаровского края. По результатам анкетирования определены тенденции вовлеченности педагогов в научную деятельность в разрезах по формам и роли участия. Выявлены и типизированы трудности, возникающие у педагогов при организации и выполнении научных исследований в условиях внедрения национальной кластерной модели. Результаты исследования отражают изменения в научной деятельности педагогов в условиях становления взаимодействия педагогического вуза и института развития образования. Полученные результаты могут быть полезны при разработке планов научного (научно-методического) сотрудничества организаций.

Педагогические условия формирования профессионального интереса у студентов IT-профиля

Стр: 16-24

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-16-24

Аннотация: В статье акцентируется внимание на важности профильной подготовки студентов IT-профиля в условиях цифровой трансформации, с учетом их будущей роли в разработке технологий для цифровой экономики. Анализ современных исследований и требований рынка труда в IT-индустрии позволяет сделать вывод о необходимости определения ведущих педагогических условий, способствующих формированию профессионального интереса. Профессиональный интерес является сильным мотивирующим фактором, стимулирующим учебный процесс и определяющим учебно-профессиональные траектории. Особое внимание уделяется определению понятия «педагогические условия формирования профессионального интереса будущих IT-специалистов». Представлен комплекс педагогических условий, разработанный с учетом особенностей познавательной и профессиональной деятельности студентов IT-профиля. Отмечается необходимость практико-ориентированного совершенствования содержания профильных дисциплин, организации проектной самостоятельной работы будущих IT-специалистов и разработки учебного контента на основе иммерсивных технологий. Представлены эмпирические данные, демонстрирующие положительное влияние предложенных условий на формирование каждого из компонентов профессионального интереса будущих IT-специалистов, что позволит усовершенствовать их подготовку в соответствии с требованиями рынка труда.

Применение современных ИТ-инструментов на занятиях по русскому языку как иностранному

Стр: 25-33

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-25-33

Аннотация: Статья посвящена актуальной междисциплинарной проблеме поиска продуктивных форм использования IT-инструментов в преподавании филологических дисциплин. В контексте языкового образования использование ИТ-инструментов стало особенно важным из-за их потенциала для повышения качества обучения, возможности общения в разных форматах и предоставления доступа к аутентичным языковым ресурсам. Кроме того, изучение русского языка приобретает в последние годы все большее значение в связи с растущими экономическими и политическими связями между Россией и другими странами. В результате растет спрос на языковое обучение и потребность в поиске инновационных способов и продуктивных форм использования IT-инструментов в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе русского языка и культуры речи. В статье рассматривается эта потребность путем изучения потенциальных преимуществ и проблем использования ИТ-инструментов на занятиях именно в контексте русского языка. Результаты исследования направлены на решение проблемы в сфере адаптации использования ИТ-инструментов к конкретным потребностям и особенностям в изучении русского языка как иностранного.

Особенности формирования социокультурного типа чувства патриотизма у курсантов образовательных организаций полиции

Стр: 34-40

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-34-40

Аннотация: В данной статье рассматриваются типологические особенности исследования чувства патриотизма у курсантов-полицейских. Автор обосновывает необходимость формирования чувства патриотизма, проявляющегося в любви к своей культуре: традициям, обычаям, искусству своего народа. Раскрывается специфика воспитательного процесса в ведомственной образовательной организации, порядок взаимодействия образовательного учреждения с общественными организациями в деле формирования патриотизма. Описываются особенности формирования социокультурного типа чувства патриотизма: понятие, виды, исследования, специфика воспитания. Приводятся история исследования социокультурного типа чувства патриотизма и схема взаимосвязи социокультурного типа чувства патриотизма с другими типами исследуемого явления. Дается описание перспективных направлений дальнейших исследований по тематике воспитания чувства патриотизма. Перечислены проблемы, которые оказывают значительное влияние на процесс развития социокультурного типа чувства патриотизма. Делается вывод о важности пересмотра подходов к патриотическому воспитанию в педагогической науке, в соответствии с новыми реалиями современного мира, существующего в усложнившейся военно-экономической обстановке.

Педагогические подходы к профессиональной ориентации выпускников школ в условиях рыночной конкуренции

Стр: 41-50

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-41-50

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам профессиональной ориентации школьников в современных рыночных условиях. Доказано, что устаревшие подходы к организации профориентации отстают от реальных экономических и промышленных вызовов. Цель статьи – выявить эффективные инновационные педагогические подходы к профориентации школьников и раскрыть их влияние на конкурентоспособность специалиста. В статье обозначены проблемы в профориентационной работе в России. Определены новые профессии и требования к ним в контексте рыночной конкуренции. Указаны значимые федеральные проекты Российской Федерации в области профобразования и молодежной политики. Новизна исследования состоит в том, что раскрыты эффективные педагогические подходы к профориентации школьников, а именно: познавательный, подготовительный, мотивационный, творческий, географический, прогностический, критический, экзистенциональный, индивидуальный; непрерывное образование и самосовершенствование; подход, основанный на устойчивом профессиональном взаимодействии (родители – обучающиеся, работодатели – обучающиеся, работодатели – родители), практико-ориентированный педагогический подход, консультативный, междисциплинарный, системный или комплексный.

Проект «Гостеприимная Россия» в подготовительной работе инофонов к изучению русского языка

Стр: 51-57

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-51-57

Аннотация: Целью исследования является разноаспектное методическое описание дистанционного проекта знакомства студентов-инофонов с культурным наследием отдельного региона изучаемого языка на занятиях по русскому как иностранному. В качестве предмета исследования выступает методика формирования готовности инофонов к изучению русского языка через проект «Гостеприимная Россия». В педагогической науке признается необходимость реализации дистанционных форм обучения, которые приобретают особую значимость в работе с инофонами. В практике преподавания русского языка в иностранной аудитории необходимо формировать у обучающихся представление об изучаемом языке через систему знаний о культуре страны в целом и отдельном регионе в частности. В ходе исследования авторы обратились к следующим методам: педагогическое наблюдение, эмпирическое обобщение, методический эксперимент. В статье представлена методическая разработка творческого проекта «Гостеприимная Россия» для иностранных обучающихся из Республики Уганда. На основе проведенного экспериментального обучения авторами высказаны предложения по дальнейшей разработке и совершенствованию проекта для его реализации в аудитории обучающихся из стран Африки.

Модель обучения служением (на примере патриотической конференции)

Стр: 58-65

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-58-65

Аннотация: Представлено решение проблемы развития аксиологических установок молодежи посредством обогащения личности национальными ценностями, что предполагает духовно-нравственное воспитание школьников, студентов и курсантов. Как метод обучения и организации образовательных программ рассмотрена модель обучения служением на примере патриотической конференции. Перечислены основные направления социального служения в рамках ориентации на позитивные изменения в обществе. Предложенная модель может быть реализована не только в предметном обучении, но и во внеурочной деятельности. Описаны этапы реализации модели обучения служением. Подчеркнуто, что ценность модели обучения служением заключается в решении противоречия между негативными явлениями общества и задачами образовательных организаций развития духовно-нравственного сознания молодежи. Соответственно, есть проблема: какие проекты возможно реализовать, чтобы мотивировать молодежь на участие в патриотических мероприятиях с целью сохранения истории Великой Отечественной войны, а также на развитие её духовно-нравственных качеств. В заключении представлены планируемые результаты реализации обучения служением в рамках решения вопросов сохранения и передачи знаний о событиях Великой Отечественной войны.

Психологическая лаборатория как системный инструмент формирования личностного и профессионального развития студентов

Стр: 66-72

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-66-72

Аннотация: Статья посвящена вопросу организации психологического сопровождения профессионального развития студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование». Проводится анализ возможностей психологической лаборатории как системного инструмента личностного и профессионального развития обучающихся в условиях организации высшего образования. Представлены теоретико-методологические основы работы психологической лаборатории, раскрыта ее роль в содействии становлению конкурентоспособных, готовых к решению практических задач в предстоящей профессиональной деятельности педагогов-психологов. В статье систематизированы приоритетные направления работы психологической лаборатории: развитие навыков эффективного общения, освоение инструментов работы в области детско-родительских отношений, овладение технологиями постановки и реализации целей, а также основами психологического консультирования. Обозначен круг направлений, представляющих особую актуальность для будущих педагогов-психологов и расширяющих сферу задач, стоящих перед сотрудниками психологической лаборатории. Показано, что системная инновационно-просветительская и образовательная деятельность психологической лаборатории способствует формированию научно-методического и практического фундамента, обеспечивающего психологическое сопровождение развития личности студента.

Анализ подходов к оптимизации запросов в аналитических СУБД

Стр: 73-80

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-73-80

Аннотация: В работе рассматривается задача оптимизации планов выполнения аналитических SQL-запросов с помощью машинного обучения. На текущий момент ни одна из популярных систем управления базами данных (СУБД) не использует оптимизатор, основанный на машинном обучении. В то же время именно машинное обучение может решить известные проблемы стандартных оптимизаторов, используемых в большинстве современных СУБД. В данной работе детально рассмотрены недостатки существующих подходов к планированию аналитических SQL-запросов. Отмечено отсутствие исследований по применению известных подходов на основе машинного обучения к оптимизации SQL-запросов в аналитических СУБД. Показана актуальность решения проблемы оптимизации планов выполнения SQL-запросов для массово-параллельных колоночных СУБД. В работе приводится обоснование выбора конкретных методов на основе машинного обучения. Описаны произведённые модификации, в частности, предложен подход к выбору планов выполнения аналитических SQL-запросов на основе сбора обучающей выборки и выбора целевых значений. Рассмотрена проблема внедрения подхода на основе машинного обучения. Выделены возможные проблемы с обучением модели, её работой в принципиально новых, возникающих при обучении, ситуациях. Предложены способы их решения. Проведены оригинальные эксперименты с различными методами оптимизации SQL-запросов применительно к массово-параллельной колоночной СУБД. Показано, что предложенные модификации существующих решений значительно улучшают скорость выполнения запросов.

Сравнительный анализ методов машинного обучения в оценке кредитных рисков

Стр: 81-92

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-81-92

Аннотация: В статье исследуется сравнительная эффективность автоматизированной оценки кредитных рисков современными методами машинного обучения (наивный байесовский классификатор, k-ближайших соседей, логистическая регрессия, «случайный лес» и глубокая нейронная сеть). Cмоделирована база данных из легальных доступных открытых источников, произведены выборки, предварительная обработка данных. Выполнены обучение и тестирование моделей машинного обучения, их сравнение по метрикам качества. По результатам тестирования оптимизированы параметры модели машинного обучения полным перебором комбинаций статистических моделей (метода на основе правил, метода k-ближайших соседей, логистической регрессии, дискриминантного анализа, наивного байесовского классификатора, нейронных сетей и деревьев решений). Каждый из традиционных классификаторов (наивный байесовский классификатор, метод k-ближайших соседей, логистическая регрессия, «случайный лес», глубокая нейронная сеть) улучшался с применением механизмов стандартизации и снижения размерности методом главных компонент. По итогам сравнительного анализа моделей машинного обучения наилучший результат продемонстрировала модель нейронной сети с оптимизированными параметрами, обеспечившая наилучшие показатели по всем метрикам оценки.

К устойчивому развитию через образование и культуру: кейс нового Европейского Баухауза

Стр: 93-97

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-93-97

Аннотация: Статья посвящена анализу нового концептуального видения устойчивого развития, представленного как социокультурный феномен и предмет междисциплинарного рассмотрения. Целью публикации является обнаружение актуальных тенденций, характеризующих нынешнее видение движения к устойчивому развитию в информационную эпоху через неклассическое, экологически ориентированное представление о культуре и его трансляцию, в том числе посредством образования. Установлено, что ныне культура как феномен искусственного в своем традиционном предназначении расширяется в сторону «первой природы» и биологического. Этому способствуют внедряемые в повседневность сквозные системные инициативы, например, Новый европейский Баухауз. С мировоззренческой точки зрения подобные парадигмы ведут общественное сознание к тотальной перенастройке на биологическую доминанту в образовании в противовес установившимся в прошлом веке приоритетам искусственного/технического. Показано, что с прикладной точки зрения Новый европейский Баухауз способствует формированию экологического стиля/образа жизни. Выявлено, что в парадигме устойчивого развития единство образования и культуры обретает новые грани в ответ на вызовы эпохи. Полученные результаты дают возможность для оригинальной трактовки значимости обратных связей между европейским зеленым курсом и образованием всех уровней.

Апории Зенона – для современных студентов (историко-философский, общетеоретический, мировоззренческий и дидактический аспекты). Часть 1

Стр: 98-114

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-98-114

Аннотация: Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных методик преподавания философских дисциплин, направленных на преодоление учебной демотивации и скепсиса студентов в отношении гуманитарного знания. Для современных студентов характерен прагматический подход, оценка информации с точки зрения пользы и прикладного значения, именно поэтому преподавателю важно обладать набором инструментов, позволяющих раскрыть жизненный, экзистенциальный смысл абстрактных проблем философии и логики, не оторванных на самом деле от человеческих потребностей и запросов повседневности. Объектом исследования являются дидактические особенности ознакомления обучающихся (нефилософских направлений подготовки) с основным содержанием вузовских дисциплин «Философия» и «Логика» как общеобразовательных курсов. Предметом исследования является дидактическая специфика изучения знаменитых апорий Зенона Элейского, которые в качестве учебного материала находятся в смысловом поле как философской, так и логической проблематики. Целью работы является обоснование эвристического и воспитательного потенциала избранной темы и практической значимости ее изучения в вузе с точки зрения формирования позитивной познавательной мотивации, развития критического, многомерного и творческого мышления студентов, самоактуализации и самопознания. Методами исследования выступают эмпирическое обобщение, умозаключения по аналогии, дедуктивно и индуктивно построенные выводы, идеализация, абстрагирование, мысленный эксперимент и сравнительный анализ. Областью применения результатов исследования являются мировоззренческая и философская эвристика, логическая парадоксология, эффективные дидактические стратегии и разноплановые образовательные взаимодействия не только в высшей, но и в средней школе.