Выпуск: 2018-2 (23)
Рубрики:
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-7-12
Ключевые слова: образовательный мониторинг, управление по результатам, показатели оценки результативности управления, эффективность труда персонала.
Аннотация: В статье с помощью методов регрессионного анализа исследуются данные международного образовательного мониторинга PISA. Установлено, что Россия показывает результаты выше, чем средние по всем странам-участницам исследования и приближается к средним результатам по группе стран ОЭСР. Паритет со странами ОЭСР реально достижим в среднесрочной перспективе. Предлагается использовать результаты участия российских школ в мониторинге PISA в качестве показателей оценки результативности управления общеобразовательными учреждениями. В частности, результаты мониторинга могут учитываться в системе оплаты труда педагогов. Предлагаемый принцип управления по результатам повысит эффективность труда педагогического персонала общеобразовательных учреждений и создаст предпосылки успешного освоения выпускниками школ дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов при последующем обучении в вузах.
Результаты международного образовательного мониторинга PISA как инструмент проведения анализа трудовых показателей педагогических работников
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-13-18
Ключевые слова: управление по результатам, проведение анализа трудовых показателей, эффективность труда персонала, качество образования, система оплаты труда педагогических работников.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы применения принципа управления по результатам в системе оплаты труда в общем образовании. Автором предложено использовать результаты международного образовательного мониторинга PISA в качестве индикаторов эффективности труда педагогического персонала при проведении анализа трудовых показателей. Показано, что результаты, показанные российскими школьниками, примерно соответствуют средним результатам по исследованию в целом, однако пока остаются ниже, чем в среднем по группе стран ОЭСР. Улучшение показателей возможно за счет организации факультативных занятий, за проведение которых педагогам должна начисляться стимулирующая надбавка к зарплате, размер которой зависит от результатов, показанных учениками в исследовании PISA. Предлагаемый подход существенно повысит качество общего образования и эффективность труда педагогического персонала.
Проецирование национального характера в обзоре этнопсихологических исследований
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-19-25
Ключевые слова: этнос, национальный характер, этностереотип, национальное самосознание, проецирование.
Аннотация: В статье рассматриваются идейно-исторические истоки и современные особенности проецирования национального характера в этнопсихологии. Выделяются особенности и способы изучения национального самосознания и этностереотипов на данной основе. Делается вывод о перспективности данного метода исследования этносов и возможности его использования в качестве методологической базы для ряда междисциплинарных научных направлений, объектом исследования которых являются межнациональные и межкультурные отношения. Обосновываются междисциплинарные связи в проблемном поле исследования национального характера и этностереотипов на психологическом и социальном уровнях.
Мобильные электронные устройства как объективные предпосылки нового этапа развития дидактики в 2010–2020 годах
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-26-32
Ключевые слова: дидактика, мобильное устройство, средство обучение, педагогический потенциал, информация.
Аннотация: В статье рассматриваются возможности электронных цифровых устройств как средств обучения. Оценивается педагогический и методический потенциал портативных устройств в образовательном пространстве. Приводится анализ основных работ последнего времени, посвящённых роли мобильных компьютерных устройств в жизни человека и в образовательном процессе. Приводятся данные опроса студентов на предмет эффективности и пользы мобильных устройств в образовательном пространстве. Делается вывод о возможности переноса эффективности мобильной техники из повседневной жизни в образовательное пространство и объективных признаков новой парадигмы в дидактике и методике, где ключевым является вопрос о направлении потенциала мобильной электронной техники в нужное русло при решении образовательных задач.
Моделирование содержания обучения профессиональному иностранному языку в программах бакалавриата на основе оптимизации его источников
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-33-38
Ключевые слова: профессиональная лингводидактика, гуманитаризация обучения, содержание обучения, коммуникативная ситуация, социокультурные установки,, профессиональная терминология.
Аннотация: В статье рассматривается проблема содержания обучения профессиональному иностранному языку. Обосновывается важность внедрения его компонентов на уровне бакалавриата. Рассматривается гуманитаризация содержания обучения как основной принцип оптимизации его компонентов и источников, позволяющий одинаково качественно готовить бакалавров как технического, так и гуманитарного профиля для взаимодействия в социально-коммуникативном пространстве. Рассматриваются методические возможности моделирования содержания обучения на данной основе.
Структура трудового потенциала руководителя местного самоуправления
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-39-43
Ключевые слова: трудовой потенциал, структура трудового потенциала, руководитель местного самоуправления, муниципальные служащие, муниципальное управление.
Аннотация: В статье рассматривается трудовой потенциал руководителя местного самоуправления. Проведен социологический опрос и обработаны полученные результаты. Выстраивается иерархичная структура трудового потенциала. Проранжированы характеристики трудового потенциала руководителя местного самоуправления в порядке их приоритетности. Проанализировано отношение подчинённых (муниципальных служащих и работников местного самоуправления) к трудовому потенциалу руководителя и к отдельным его характеристикам.
Обучение иноязычной диалогической речи как основа подготовки к межкультурной коммуникации средствами педагогического процесса
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-44-48
Ключевые слова: диалог, форма коммуникации, условия общения, речевая ситуация, культура общения, социальное взаимодействие.
Аннотация: В статье раскрывается потенциал диалога в обучении иностранному языку на начальном этапе. Раскрываются и систематизируются лингвистические и психологические черты диалогической речи. Обосновывается роль диалога в формировании общей коммуникативной культуры личности. Делается вывод о значимости диалога как промежуточного звена от простейших реплик к сложным формам коммуникации.
Иноязычная информационная компетенция в образовательном пространстве цифрового века: структурно-содержательный и методический анализ
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-49-59
Ключевые слова: мобильный интернет, информация, компетенция, компетентность, иноязычная компетенция, коммуникация, информационное общество.
Аннотация: В статье актуализируются вопросы изучения информационной компетенции как с педагогической, так и с социальной точки зрения. Приводится структурно-содержательный анализ понятия «информационная компетенция» и рассматривается специфика её иноязычной парадигмы. Рассматриваются конкретные методические примеры повышения эффективности формирования иноязычной информационной компетенции.
Фантомная полиэдральная среда закрытых организационно-технических систем
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-60-66
Ключевые слова: информационная сфера, системы управления, облачные вычисления, информатизация.
Аннотация: В работе рассмотрены и определены компоненты и принципы формирования фантомной полиэдральной среды системы управления (информационно-управляющей системы) закрытого типа с применением технологий виртуализации и программно-конфигурируемых сетей.
Модельно-ориентированное проектирование интеллектуальных технических систем в среде MATLAB
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-67-72
Ключевые слова: модельно-ориентированное проектирование, верификация программного кода, трассируемость результатов разработки исходным требованиям.
Аннотация: В работе рассматривается научно-практическая задача по расширению класса решаемых задач в области модельно-ориентированного проектирования с применением современных инструментальных средств. Рассматриваются функциональные особенности интеллектуальных технических систем с точки зрения модельно-ориентированного проектирования. Проводится анализ возможности всесторонней проверки выполнения требований технического задания для результатов проектирования сложной технической системы инструментальными средствами разработки MatLab. Необходимость указанной проверки обусловлена современной концепцией оценки качества информационных систем и регламентирована отечественными и международными стандартами. Особенность интеллектуальных технических систем заключается в разнородности и нечеткости алгоритмов построения логических выводов, формирования управляющих воздействий и их реализации, что затрудняет проверку выполнения требований технического задания на этапе проектирования. Рассматривается возможность комплексного применения инструментария MatLab для решения нетиповых проектных задач.
Формирование пилотных каналов в сверхширокополосных системах с ортогональным частотным мультиплексированием для снижения пик-фактора в условиях частотных ограничений
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-73-77
Ключевые слова: радиосигнал, пик-фактор сигнала, сверхширокополосный сигнал, ортогонально-частотное мультиплексирование.
Аннотация: Рассмотрены вопросы максимального использования частотного ресурса сверхширокополосных сигналов с ортогонально-частотным мультиплексированием для последующего резервирования тона и уменьшения пик-фактора сигнала.
Использование web-технологий в формировании аудиовизуального контента на внутреннем телевидении вуза: преимущества и недостатки
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-78-86
Ключевые слова: внутреннее телевидение, сеть цифровых дисплеев, каскадные таблицы стилей, система управления контентом, открытые web стандарты, Smart TV, «интернет вещей».
Аннотация: Статья посвящена обобщению опыта управления web-контентом, который используется в качестве аудиовизуального источника на внутреннем телевидении вуза. Предлагается методика визуализации контента, позволяющая автоматизировать процесс вывода информации с корпоративного сайта вуза на внутренние ТВ-экраны и «интерактивный киоск», а также избежать избыточного дублирования контента. Рассматриваются возможности открытых стандартов для web-технологий, которые предлагаются в качестве отсутствующей альтернативы для систем Digital Signage. Рассматриваются результаты апробации предложенной методики использования web-технологий в формировании аудиовизуального контента на внутреннем телевидении вуза. Формулируются методические рекомендации по оптимизации и реализации автоматизированного вывода информационного контента на внутреннем телевидении вуза (Indoor TV) и возможности использования единого источника контента и единой системы управления web-контентом, объединяющей сайт и Indoor TV вуза.
Трансформация организационной идеологии в аспекте развития образовательной организации
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-2-87-94
Ключевые слова: идеология, организационная культура, организационная идеология, управление образовательной организацией, ценности, организационное развитие, развитие образовательной организации.
Аннотация: В данной статье поднимается проблема идеологии в образовательной организации, которая является важным элементом организационной культуры и управления образовательным учреждением. В статье раскрывается содержание понятия организационной идеологии, ее особенности в образовательной организации и роль в процессе организационного развития. На основе типологии организационной культуры К. Камерон и Р. Куинна выделены типы организационной идеологии в образовательной организации, описаны их характеристики, преимущества и недостатки. В статье представлены результаты эмпирического исследования организационной идеологии, проведенного на базе двух образовательных организаций, на основе которых сделаны выводы о характере существующих в данных организациях идеологиях и обоснована необходимость принятия управленческих мер по их трансформации. Также по результатам проведенного исследования разработаны рекомендации по возможным направлениям развития организационной идеологии для повышения конкурентоспособности образовательного учреждения, укреплению сплоченности педагогического коллектива, совершенствованию системы управления образовательной организацией.