Выпуск: 2019-1 (26)
Рубрики:
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-7-12
Ключевые слова: Дистанционное обучение школьников, Преподавание математики, Контрольные тесты, Анкетирование.
Аннотация: Различные формы дистанционного образования широко внедряются в школьную практику. Однако их эффективность еще недостаточно изучена. Цель данного исследования: выяснить, насколько успешно учащиеся осваивают тему, предложенную для дистанционного изучения, и как относятся к этому новому для себя опыту. В статье исследована активность учащихся при изучении темы повышенного уровня сложности по математике, результаты обучения по этой теме, а также динамика изменения результативности учащихся в ходе освоения отдельных вопросов темы по мере увеличения объема новых знаний. На основе детального анализа результатов освоения учебного материала с применением дистанционных образовательных технологий и анкетирования учащихся сформулированы методические рекомендации к построению учебно-методического комплекса и форме его представления в электронной образовательной среде основной школы, обозначены направления дальнейших исследований в данной области.
Использование теории карла поппера для модернизации современной школы
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-13-19
Ключевые слова: Образование, Теория Карла Поппера, Философия образования, Критическая теория, Проблемное обучение.
Аннотация: В статье предлагается описание и критическая оценка использования концепции Карла Поппера в условиях современного обучения. Утверждается, что обучение включает в себя те же действия, что и решение проблем, то есть процесс проб и ошибок. Несмотря на модернизацию, современная система образования, работает в основном по модели передачи знаний. Сегодня использование модели передачи знаний представляется экономически выгодным и эффективным, но современность ставит задачу формирования личности, которая способна критически мыслить. Именно поэтому школьной системе необходимо выйти за рамки модели передачи знаний, чтобы предоставить ученикам возможность ставить проблемы, проверять свои гипотезы и решать их методом проб и ошибок. В статье подчеркивается актуальность проблем в образовании, которые поднимает К. Поппер, и предлагаются пути повышения эффективности учебного процесса на основе теории решения проблем.
Разработка вариативной части профессиональной образовательной программы с использованием профессиограммы на примере подготовки менеджеров по продажам
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-20-25
Ключевые слова: Профессиограмма, Функциональная карта профессии и преподавателя, Вариативная часть программы, Дополнительные профессиональные компетенции, Активные методы обучения.
Аннотация: Квалификационные характеристики, используемые для создания рабочих программ профессиональной подготовки, содержат обобщенную информацию и не позволяют в достаточной степени учитывать особенности профессиональной деятельности будущих специалистов. Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от качества рабочих программ учебных дисциплин, в связи с этим возникает необходимость описания конкретных результатов обучающихся, что представляет собой плохо структурированную задачу. В статье рассматриваются вопросы разработки и применения профессиограммы, позволяющей систематизировать детальное описание профессиональных компетенций и структурировать функциональную карту преподавателя и обучающегося. Представлен опыт разработки и применения профессиограммы на примере вариативной части профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.04 – Коммерция (по отраслям). Проведенный анализ профессиональной деятельности менеджеров по продажам в современных условиях позволил наиболее полно раскрыть в профессиограмме содержание их деятельности, а также условия, квалификационные требования, средства деятельности и требования к профессионально важным качествам.
К вопросу о социокультурном подходе в преподавании иностранного языка
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-26-29
Ключевые слова: Социокультурная теория, Социокультурный подход, Субкомпетенция, Компетенция, Страноведение.
Аннотация: Целью данной статьи является анализ тех возможностей, которые социокультурный подход предоставляет для повышения эффективности обучения английскому языку в непрофильном вузе. Для достижения данной цели в статье приводятся различные модели социокультурного контекста в обучении иностранным языкам, рассматривается социокультурная компетентность как сложное образование, включающее в себя несколько субкомпетенций, а именно: страноведческой (культурологической); социолингвистической (поведенческой); психологической и лингвосоциокультурной. Овладение каждой из указанных субкомпетенций предполагает развитие у обучающихся не только определенных знаний, умений и навыков, но и качеств личности. Повышение социокультурной компетентности обучаемых предлагается в данной статье как один из возможных вариантов ответа на остро стоящий перед современной высшей школой вопрос о преподавании в непрофильных вузах иностранного языка как средства общения, а не как набора дискретных знаний и навыков. Особенное внимание в статье уделяется способам развития страноведческой субкомпетенции, т.е. включению элементов страноведения в преподавание иностранного языка в непрофильных вузах. К ним могут быть отнесены сведения об истории, географии, традициях, культуре, экономических и политических системах стран изучаемого языка.
Реализация компетентностного подхода в преподавании дисциплины «маркетинг» в вузе
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-30-34
Ключевые слова: Компетенция, Компетентностный подход, Маркетинг, Формы обучения, Методы обучения.
Аннотация: Статья посвящена актуальному для современной системы высшего профессионального образования вопросу – компетентностному подходу в реализации образовательных программ, в частности в преподавании отдельных дисциплин. Для информационного общества XXI в. усвоение студентом теоретических и эмпирических знаний представляется недостаточным, поэтому в преподавание дисциплин добавляется значительная доля креативности, которая позволяет формировать компетенции, связанные с умением генерировать новые идеи, творчески мыслить. В статье внимание уделяется конкретным формам и методам обучения, формирующим общепрофессиональные и профессиональные компетенции, предусмотренные учебным планом по дисциплине «Маркетинг», такие как развитие способности анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний, анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли. Автор в выводах опирается не только на исследования современных ученых, но и собственном многолетнем опыте.
Обучение иностранному языку студентов экономических специальностей с применением технологии clil
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-35-40
Ключевые слова: Высшее образование, Иностранный язык, Коммуникативная компетенция, Предметно-языковое интегрированное обучение, Технология, CLIL, Мотивация.
Аннотация: Вопросы эффективности обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей не теряют своей актуальности в современном обществе, поскольку свободное владение иностранным языком значительно повышает конкурентоспособность специалиста любого профиля. Пристальное внимание уделяется выбору педагогических технологий, которые будут способствовать более эффективному освоению студентами иностранного языка. В данной статье рассматриваются особенности и возможности применения технологии CLIL (Content and Language Integrated Learning – предметно-языковое интегрированное обучение), позволяющей оптимизировать процесс языковой подготовки студентов бакалавриата благодаря интеграции иностранного языка и профильных предметов. В статье раскрыта сущность и даны основные характеристики технологии CLIL, изложен опыт практического применения технологии CLIL при обучении студентов бакалавриата Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика». В заключение перечислены достоинства технологии CLIL при обучении иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, а также возможные сложности, с которыми на практике может столкнуться преподаватель.
Хакатон как способ реализации проектного обучения в высшей школе
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-41-47
Ключевые слова: Образование, Научные знания, Практические знания, Проектный метод, Хакатон, Педагогический метод.
Аннотация: В статье рассматривается хакатон как новый способ проектного обучения. Проводится анализ хакатона как интерактивного метода обучения с опорой на соответствующую академическую литературу и обобщение опыта работы в системе образования. Проектная деятельность направлена на приобретение необходимых компетенций студентами, их мотивацию к освоению современных информационных и коммуникационных технологий, формирование навыков командной работы. В статье представлены правила и принципы организации проектной деятельности студентов, дана характеристика метода проектов с точки зрения развития современного специалиста. Продемонстрированы возможности организации проектной деятельности студентов с использованием хакатона. Раскрываются условия использования хакатона как педагогического метода, позволяющего студентам повысить эффективность самообучения и формирования знаний о конкретных профессиональных задачах и одновременно приобретать необходимые навыки для практической деятельности. В заключение представлены рекомендации о необходимых педагогических условиях для более стабильной институционализации проектного метода в высших учебных заведениях.
Сопровождение саморазвития и актуализации потенциала жизнетворчества студентов: опыт рефлексивной практики
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-48-54
Ключевые слова: Рефлексивная практика, Рефлексодрама, Художественный образ , Актуализация, Саморазвитие, Жизнетворчество.
Аннотация: В статье представлен опыт рефлепрактики в целях актуализации потенциала жизнетворчества и саморазвития студентов. Обосновывается и описывается программа рефлепрактики «Актуализация потенциала жизнетворчества». Содержание и логика построения программы открывает возможность участникам групповых занятий провести собственную рефлексию жизненного пути во временной перспективе «прошлое–настоящее–будущее». Включенная в программу процедура рефлексодрамы предполагает психодраматическую импровизацию с использованием художественных образов, которая позволяет осуществить художественную самоактуализацию: создается особое психологическое пространство бытия – рефлексивный “иной мир”, в котором участники погружаются в мир образов, мир своего воображения, чтобы в дальнейшем осуществить рефлексивный анализ собственных жизненных ситуаций. В ходе групповой работы предполагаются следующие этапы работы: рефлексивная диагностика, этап психодраматизации, включающий: «погружение» – «присвоение образа» – «проигрывание образа» – «выход из образа», последующий рефлексивный анализ. Рефлепрактика призвана побудить участников к самоанализу жизненного пути, позволяет определить свои возможности выхода на активную стадию жизнетворчества.
Способ идентификации параметров модели аналоговых информационных сообщений
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-55-63
Ключевые слова: Информационное сообщение, Математическая модель, Идентификация параметров, Итерационная регуляризация.
Аннотация: В работе предлагается подход к оценке неизвестных постоянных параметров математической модели аналоговых сигналов, применяемых в современных измерительных системах. Учет физических особенностей подобных моделей приводит к уравнениям состояния в виде уравнений Лагранжа второго рода. Дальнейшая идентификация требует построения функционала невязки, минимум которого обеспечивается действительными значениями неизвестных параметров. Сформулированная задача – обратная некорректная по Адамару. Ее решение сводится к поиску стационарной точки, в которой обеспечивается минимум сглаживающего функционала. С этой целью применяется аппарат асинхронного варьирования траектории и игольчатого варьирования возмущения. Поиск условий минимума методом последовательного приближения к стационарной точке, а затем метода инвариантного погружения к двухточечной краевой задаче приводит к итерационному алгоритму идентификации параметров. Эффективность предложенного аппарата подтверждается численным моделированием в среде MathCad, сравнение полученных результатов оценки неизвестных параметров модели аналогового сигнала с результатами фильтра Калмана демонстрирует преимущество данного подхода.
Вероятностный анализ характеристик восстановительного цикла сложной технической системы
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-64-74
Ключевые слова: Эффективность, Восстановительный цикл, Стохастический процесс, Остаточный ресурс, Прогнозирование, Управление, Сложная техническая система.
Аннотация: Рассмотрена проблема эффективности управления восстановительным циклом сложной технической системы. В процессе эксплуатации сложных технических систем происходят отказы некоторых элементов, и ухудшается качество функционирования системы в целом. При этом характер затрат на обеспечение и восстановление качества функционирования систем является антагонистическим. Для каждой конкретной системы необходимо исследование взаимосвязи параметров восстановительного цикла и показателей качества ее функционирования во взаимосвязи с комплексным показателем экономической эффективности функционирования системы на всех этапах ее жизненного цикла. В статье рассматриваются вопросы оценки и обеспечения эффективности управления восстановительным циклом сложных технических систем на примере гражданских зданий. Как известно, в жилищном хозяйстве, при постоянно растущих материальных затратах на техническую эксплуатацию зданий, качественный уровень качества их функционирования изменяется крайне незначительно. Предложено адаптировать и дополнить современный аппарат управления эффективностью восстановительным циклом сложных технических систем, разработанный для высокотехнологических отраслей народного хозяйства для эксплуатации гражданских зданий с учетом их особенностей, как непроизводственных систем, имеющих очень высокий социальный статус. Первоочередными дополнениями, определяющими эффективность управления восстановительным циклом гражданских зданий, предложено использовать следующие показатели: частоту (повторяемость) возникновения неблагоприятных ситуаций у пользователей зданиями и совокупность общественно значимых затрат на обеспечение качества функционирования здания в течение продолжительного времени. Предлагаемые дополнения обеспечивают теоретическое обоснование применяемых методов управления восстановительным циклом сложных систем, основанных на вероятностном анализе сложившихся методов технической эксплуатации зданий.
Основание центральных школ и традиций дзэн - буддизма
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-75-80
Ключевые слова: Чань-буддизм, Дзэн-буддизм, Школа дзэн-буддизма, Просветление, Религия, Коан, Школа чань-буддизма.
Аннотация: Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое исследование заданных вопросов. Так же актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, немалым интересом к теме традиций буддизма в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. В статье исследуются этапы буддийской религиозности, как культурно-исторический феномен, характеризующий собой антропологический аспект. Рассматриваются факторы оказывающие влияние на изучение философских и исторических особенностей буддизма, так же происходит рассмотрение структурных компонентов национальной культуры буддизма на примере традиционных школ дзэн-буддизма. Дальнейшее внимание к вопросу о данной проблеме будет рассмотрено более глубоко, с точки зрения обоснованного решения частных актуальных проблем данной тематики. Для понимания развития исторических процессов следует определиться в основных направлениях буддийской традиции, которые мы рассматриваем, на примере становления школ дзэн-буддизма. В данной работе показаны пути формирования основных школ дзэн-буддизма, проводится анализ их становления, и выявляются главные тенденции развития школы чань и дзэн-буддизма в современных условиях. Объектом предлагаемого исследования является анализ условий формирования школ дзэн-буддизма.
Глобальные вызовы университетам
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-81-85
Ключевые слова: Университеты, Неравенство, Информационное общество, Унифицированные глобальные вызовы.
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению социокультурных и экономических процессов, формирующих в обществе знаний новые реалии университетского бытия в глобальном мире, которые связаны, прежде всего, с нарастанием коммерциализации и конкуренции в академическом сообществе, а также с ростом неравенства в преподавательской среде. Статья состоит из двух разделов: первый посвящен месту и роли высшей школы в глобальном мире и тем унифицированным вызовам современности, с которыми сталкивается ныне фактически любой крупный университет. Здесь рассмотрены базовые противоречия между вузовской конкурентоспособностью и стремлением к социальной справедливости. Во втором разделе уточнена специфика университетских реалий в странах блока БРИКС. В нем в контексте методологии сравнительного анализа с вузовскими реалиями промышленно развитых стран проанализирована текущая университетская ситуация в странах БРИКС, а также даны социокультурные рекомендации по ее дальнейшей эволюции, особенно в России.
К вопросу о государственном регулировании туризма в россии
DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-86-90
Ключевые слова: Мультипликативный эффект, Законодательство в туризме, Туристско-рекреационный комплекс, Туристическая инфраструктура, Культурный туризм, Потребитель, Въездной туризм, Межотраслевое взаимодействие.
Аннотация: В статье обосновывается необходимость подробного анализа и осмысления форм и принципов взаимодействия органов исполнительной власти различных уровней и организаций, работающих в сфере туризма. В ней также представлен детальный анализ данной деятельности данной структуры, который позволяет определить особенности ее функционирования. Структурный анализ Федерального агенства по туризму предполагает, что приоритеты его развитие реализуются только в гостиничной индустрии. Помимо этого не существует исполнительного органа с функциями контроля и надзора. Таким образом, государственное управление в данной сфере не применяется для решения задач регулирования.