Выпуск: 2020-4 (33)
Рубрики:
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-7-16
Ключевые слова: образовательные технологии, информационный морфизм, информационное взаимодействие, информационное поле, смешанная реальность, дополненная реальность, виртуальная реальность.
Аннотация:
В статье исследуется информационный морфизм как ключевая технология создания смешанной реальности. Раскрывается содержание смешанной реальности как новой образовательной технологии. Показано сходство и различие смешанной реальности, виртуальной реальности и дополненной реальности. Показано, что смешанная реальность реализуется средствами мультимедиа. Раскрывается многообразие информационного морфизма как технологии информационного взаимодействия. Формулируются требования, необходимые для реализации этой технологии. Рассматривается преобразование теоретической концептуальной модели в информационном поле в модель информационной конструкции, которая служит основой для построения информационных моделей объектов и процессов. Информационные модели процессов и объектов дают возможность построения виртуальной реальности. Показывается, что смешанная реальность строится как синтез виртуальной реальности, информационной ситуации и пространственной реальности. Приводится структура взаимосвязанных информационных моделей объектов и процессов при конструировании смешанной реальности.
Раскрываются преимущества применения смешанной реальности в учебном процессе, обусловленные свойствами вариативности, высокой адаптации к нововведениям, представления ретроспективных фактов и моделей в процессе обучения.
Выбор веб-сервисов для организации дистанционного обучения в учреждениях среднего и высшего образования в период пандемии
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-17-24
Ключевые слова: веб-конференция, веб-сервисы, дистанционное образование, интерактивные технологии, методические приемы, образовательный процесс, организация учебного процесса.
Аннотация:
Целью статьи является обоснование выбора веб-сервисов для проведения занятий в дистанционном формате в учебных заведениях в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Актуальность темы обусловлена тем, что в связи с резким ростом количества заболевших COVID-19 в 2020 году практически все российские учебные заведения вынуждены были перейти на удаленное обучение, что в свою очередь вызвало необходимость искать, осваивать и интегрировать сервисы для проведения веб-конференций в образовательный процесс.
В работе проведено эмпирическое исследование и педагогический эксперимент на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. По результатам проведенных исследований определены основные положения методики выбора веб-сервисов для проведения занятий в дистанционном формате в учебных заведениях.
Описаны и интерпретированы результаты опроса преподавателей учреждений среднего и высшего образования о выборе предпочтительного веб-сервиса и инструментов. Сделаны выводы о достоинствах и недостатках веб-сервисов для дистанционного образования, имеющихся на рынке; в соответствии с разными критериями даны рекомендации по выбору веб-сервиса с учетом специфики занятий и учебного учреждения.
Технология комплексного развития языковой и речевой компетенции при обучении русскому языку как иностранному (на материале работы с текстами профессиональной направленности)
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-25-32
Ключевые слова: методика преподавания РКИ, коммуникативная компетенция, речевой навык, учебно-профессиональная коммуникация, коммуникативно-функциональная стратегия обучения, образовательная среда.
Аннотация: Статья обращена к проблемам, не теряющим своей актуальности для преподавателей русского языка как иностранного: эффективного развития речевых навыков, устранения дисбаланса между формированием языковых и речевых умений и навыков, эффективного использования текстов профессиональной направленности. Цель статьи – разработка технологии для комплексного формирования языковых и речевых навыков на основе коммуникативно-функциональной стратегии обучения, предполагающей изучение грамматики в аспекте ее функциональности. Предложена модель обучения на основе заданий, отражающих реальные учебно-профессиональные коммуникативные ситуации. Ее применение показано на примере работы с текстами профессиональной направленности. Предложенная система заданий позволяет, опираясь на коммуникативно-функциональную стратегию обучения, активизировать речевую деятельность. Система заданий направлена на продуцирование речи: диалогов, отдельных высказываний, связных текстов на заданную профессиональную тему. Выполняя задания, обучаемый не проходит этапы от пассивной рецепции текста до построения собственных высказываний, а уже сразу начинает работать в коммуникативном режиме.
Особенности жизнестойкости и самоотношения у студентов-психологов
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-33-39
Ключевые слова: личность, субъект, субъектность, жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, самоотношение, смысложизненные ориентации, личностный потенциал.
Аннотация:
В статье проанализировано понятие жизнестойкости как интегративной характеристики личности, которая несет ответственность за успех в преодолении жизненных трудностей. Приведены результаты исследования особенностей жизнестойкости студентов-психологов, согласно которым у студентов преобладает средний уровень жизнестойкости по диагностическим шкалам методики С. Мадди: «вовлеченность», «контроль» и «принятия риска». Эмпирически доказана статистическая взаимосвязь вышеуказанных показателей жизнестойкости со шкалами методики, используемыми для диагностики самоотношения субъекта: цель и процесс жизни, результативность жизни, внутренний и внешний локус
контроля (шкалы СЖО, Д.А. Леонтьев), открытость, самоуверенность, саморуководство, самоотношение, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность и самообвинение (шкалы МИС, С.Р. Пантилеев), моральная нормативность, нервно-психическая устойчивость и коммуникативные особенности (шкалы МЛО-АМ, А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин). На основе анализа эмпирических взаимосвязей между жизнестойкостью и переменными диагностики самоотношения субъекта сформулировано заключение, что показатели жизнестойкости имеют значимую связь как с управляемостью собственной жизнью, так и личностными характеристиками респондентов.
Функциональный анализ каузативных глаголов группы совета в научном тексте (на примере статей по методике)
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-40-44
Ключевые слова: каузативность, каузативный глагол, научный текст, функциональный анализ языка научных статей.
Аннотация:
Статья посвящена анализу функционирования каузативных глаголов группы совета в научной речи на основе материала методических статей журнала «Мир русского слова» за 2015–2018 гг. Каузативные глаголы в русском языке, как и семантическая категория каузативности, в отечественной лингвистической литературе изучались с 1980-х гг., в том числе и на уровне кандидатских диссертаций, однако каузативные глаголы в научном тексте до сих пор не были предметом исследования. Так, актуальность исследования каузативных глаголов в научном тексте обусловлена потребностью их системного представления и выявления их функций в языке науки. Целью данной работы является изучение системных связей и функций каузативных глаголов в научном тексте. Из 60 методических статей методом сплошной выборки были выделены 216 употреблений каузативных глаголов (всего 67 глаголов). Глаголы группы совета описаны и прокомментированы. Сделан вывод
о том, что каузативные глаголы используются во всех частях методических статей: введении, основной и заключении. Наиболее частотно употребление глаголов в основной части при представлении проведенного исследования. В ходе работы были использованы такие методы как аналитический, сплошной выборки, систематизации данных, статистический, функционального анализа языка научных статей.
Проектирование образовательных программ по направлениям подготовки УГСН «Управление в технических системах» с учетом профессиональных стандартов
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-45-53
Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, образовательная программа, содержание образовательной программы, результат обучения, профессиональная компетенция, паспорт компетенции, управление в технических системах.
Аннотация:
В работе авторы обсуждают вопрос разработки образовательных программ высшего образования в соответствии с профессиональными стандартами. Проанализированы федеральные нормативно-правовые акты, регламентирующие применение профессиональных стандартов при разработке основных профессиональных образовательных программ. Особое внимание уделено укрупненной группе специальностей и направлений 27.00.00 «Управление в технических системах». Рассмотрены особенности формулирования профессиональных компетенций. На основе соответствия между требованиями образовательного стандарта и профессиональных стандартов определены перечень и содержание профессиональных
компетенций. Приведен практический пример паспортизации компетенции для направления подготовки бакалавров 27.03.04 «Управление в технических системах». Представлен процесс определения структуры и содержания профессиональных компетенций, сформулированы индикаторы компетенций. Для оценки уровня сформированности компетенции определены соответствующие дескрипторы. Сформирована методическая база для проектирования образовательных программ по направлениям подготовки УГСН 27.00.00 «Управление в технических системах» с учетом профессиональных стандартов и актуальных требований регионального рынка труда.
Проблемы самоактуализации субъектов образовательного процесса вуза в условиях онлайн-обучения
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-54-61
Ключевые слова: самоактуализация, преподаватель, студент, коммуникативная функция, взаимодействие, общение, личность, индивидуальные особенности, онлайн-обучение.
Аннотация:
Статья посвящена выявлению факторов, препятствующих самоактуализации преподавателя в коммуникативной функции профессиональной деятельности в условиях онлайн-обучения. Актуальность исследования связана с тем, что самоактуализация педагога является ведущим условием повышения его профессионального мастерства, обеспечивающим становление самоактуализирующейся личности студента. Однако в ситуации онлайн-обучения существуют проблемы, препятствующие их эффективной коммуникации, которые требуют изучения и решения. Особое внимание в работе уделено сущности гуманистической стратегии общения как условию самоактуализации партнеров по взаимодействию.
В результате исследования удалось установить, что к основным проблемам самоактуализации преподавателя в профессиональной деятельности относится обезличивание коммуникации между педагогом и студентами в процессе онлайн-взаимодействия, что требует разработки и внедрения новых эффективных образовательных технологий. На основе систематизации актуальных научных фактов, показано, что реализация гуманистической стратегии позволяет преподавателю стать эффективным фасилитатором процесса обучения и профессионального воспитания студентов. Обозначены
векторы дальнейшего развития методов самоактуализации субъектов образовательного процесса вуза в условиях онлайн-обучения.
Работа с информационными ресурсами в высоконагруженных приложениях
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-62-72
Ключевые слова: информационные ресурсы, высоконагруженные приложения, макромедиа системы, реинжинирг, базы данных, качество информационных ресурсов.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением и упорядочением современных методов и средств работы с информационными образовательными ресурсами. Этими ресурсами являются базы данных и базы знаний в сочетании с высоконагруженными приложениями и интенсифицированными макромедиа системами. В статье раскрывается содержание высоконагруженных приложений и причины появления высокой нагрузки в приложениях баз данных и информационных систем. Исследуются вопросы интенсификации работы с базами данных в интегрированных системах. Исследуются причинно-следственные связи и отношения в этих системах. Даны предложения по повышению эффективности высоконагруженных приложений за счет их масштабируемости и интероперабельности. Для интегрированного снижения нагрузок на приложения предлагается комплексное решение, основанное на системном подходе и учете в единой системе качества данных, качества программного обеспечения и качества технологий. Полученные результаты представляют интерес для инжиниринга и реинжиниринга баз данных и информационных систем, в частности, при осуществлении регенерации баз данных
и регенерации программного обеспечения информационных систем.
Сложность алгоритмов первого рода
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-73-80
Ключевые слова: алгоритмы, классы сложности, виды сложности, алгоритм первого рода, алгоритм второго рода, вычислительная модель, машина Тьюринга.
Аннотация:
Статья проводит анализ сложности алгоритмов первого рода. Анализируются признаки, по которым алгоритм можно отнести к алгоритму первого рода. Вводится новое понятие «результативность алгоритма» в теорию сложности вычислений. Показано различие между алгоритмами первого и второго рода на примере детерминированной и недетерминированной машины Тьюринга. Вычислительная модель раскрывается на примере машины Тьюринга. Дана обобщенная модель алгоритмов первого рода. Раскрывается содержание и обосновывается необходимость понятия асимптотическая сложность. Основной анализ выполняется с классами и видами временной сложности. Приведены примеры и дан анализ алгоритмов постоянного времени и линейного времени. Отмечена условность некоторых видов сложности. Она состоит в том, что алгоритмы, которые относятся к одному классу или виду сложности физически используют разное время вычислений. Отмечена ситуация, при которой более простой вид сложности затрачивает больше времени на вычисления, чем более сложный. Отмечен недостаток существующей теории алгоритмической сложности – исключение из анализа сложности когнитивного фактора и когнитивной сложности. Это обусловлено исключением понятия результативности алгоритма при анализе или оценки сложности. Существующая теория сложности акцентирует внимание на вычислениях и времени вычислений. Но главным в вычислениях является результат. Если результат вычислений не качественный или нечеткий, то время вычислений теряет свою важность. Соответственно
оценка классов сложности должна привязываться не только ко времени, но и к качеству результата. Намечены результаты дальнейших исследований.
Креативная индустрия в эпоху цифровой трансформации общества
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-81-87
Ключевые слова: гуманитарные проблемы, интеллектуальная деятельность, информационное общество, креативная индустрия, научно-технологическая революция, расслоение общества, общество знаний, цифровая трансформация.
Аннотация: Рассмотрены основные тенденции, задачи и перспективы развития интеллектуальной деятельности в условиях современной научно-технологической революции. Ее основным результатом должен стать переход общества к новому, шестому технологическому укладу, который радикальным образом изменит все сферы жизнедеятельности человека. Показано, что в этих условиях социальная значимость новых технологий и гуманитарных аспектов их широкого практического использования существенным образом возрастает. При этом основной задачей научных работников, инженеров и других специалистов сферы интеллектуальной деятельности является создание эффективных механизмов внедрения социально значимых инноваций в практику и содействие свободному доступу населения к новым благам научно-технологического прогресса. Именно это становится сегодня важнейшим средством для решения ряда глобальных проблем современности. В их числе наиболее острыми проблемами являются нарастание бедности и социального неравенства, которое происходит даже в экономически развитых странах мира.
Зарубежные стратегии анализа качества научных документов (европейские страны)
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-88-98
Ключевые слова: научная работа, оценка качества, исследование, стандарт, рецензирование, экспертный анализ, показатели цитируемости.
Аннотация: Для большинства западных стран оценка качества исследований стала необходимой составляющей их политики в области развития науки и технологий. Особенное внимание при этом уделяется исследовательской деятельности в университетах, так как именно там достижение новых научных результатов сопряжено с разработкой инноваций и подготовкой высококвалифицированных кадров. Несмотря на важность данной задачи и наличие многолетнего опыта, практика оценки научных работ по-прежнему связана с рядом методологических и организационных проблем. В статье проведен анализ различных подходов к оценке качества научных исследований, рассмотрен опыт ряда западных стран в данной области. Выделены особенности процедуры рецензирования научных публикаций, отмечены субъективные и объективные факторы, влияющие на качество рецензии. Рассмотрены проблемы использования библиометрических показателей для оценки качества научных публикаций. Приводится обоснование применения традиционной экспертной оценки качества исследований в сочетании с применением специализированного компьютерного обеспечения.
Цифровизация высшего образования: позиция технореализма
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-99-107
Ключевые слова: цифровизация высшего образования, антропопрактический подход, технооптимизм, технопессимизм, технореализм, цифровые образовательные практики.
Аннотация:
В статье раскрываются основные подходы к трактовке и реализации цифровизации высшего образования – редукционистский, технократический и антиредукционистский, антропопрактический. Цифровизация высшего образования рассматривается автором в рамках антропопрактического подхода – как многомерный процесс (не сводимый к внедрению дистантных образовательных технологий), где центром и самоцелью выступает преобразование человека и человеческих отношений в образовательных средах, а цифровые технологии выполняют лишь инструментальную роль. При этом если технооптимизм или
прогрессивизм полагает, что цифровизация отвечает интересам человека и запросам на саморазвитие, то технопессимизм или консерватизм, напротив, рассматривает цифровизацию как дегуманизирующий процесс. Сравнивая полярные подходы к оценке антропологических рисков и перспектив цифровизации высшего образования, автор обосновывает значение технореализма как мировоззренческой и методологической основы разработки и реализации конструктивных практик «медленной науки» и «медленной учебы», образования «равный равному», краудсорсинга, DIY и коллаборации, эдьютейнмента и геймификации высшего образования.