Выпуск: 2021-4 (37)
Рубрики:
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2021-4-7-13
Ключевые слова: универсальные компетенции, электронная информационно-образовательная среда, цифровые инструменты, дидактические возможности.
Аннотация:
В статье представлено исследование, направленное на развитие научно-методического обеспечения электронной информационно-образовательной среды вуза, на основе которой реализуется основная профессиональная образовательная программа (ОПОП). Акцентируется внимание на формировании универсальных компетенций, определяемых в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и характеризующих надпрофессиональные качества специалиста. Надпрофессиональные качества специалиста создают основу для его успешной деятельности в профессиональной и социальной сферах. Проведено эмпирическое исследование и педагогический эксперимент на базе электронной информационно-образовательной среды Нижегородского государственного педагогического университета им. К.
Минина (Мининский университет). Рассмотрены применяемые в проектной деятельности обучающихся цифровые инструменты с целью выявления их дидактических возможностей в рамках направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Полученные результаты продемонстрировали, что организация учебной, проектной, научно-исследовательской, внеаудиторной деятельности обучающихся с помощью современных цифровых инструментов позволяет придать образовательному процессу развивающий характер, сформировать необходимые компетенции, подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Результаты проводимого эксперимента могут быть использованы для оценки времени освоения модулей ОПОП и учета этих оценок в рабочих программах дисциплин, совершенствования учебно-методических комплексов и материально-технической базы ОПОП, а также для расширения функциональных компонентов электронной информационно-образовательной среды вуза.
Неявные знания в информационном поле
DOI: 10.21777/2500-2112-2021-4-14-22
Ключевые слова: информационное поле, неявные знания, латентная информация, модели латентных переменных, извлечение знаний, системность.
Аннотация: В статье рассматривается метод выявления неявных знаний в информационном поле. Информационное поле представляется как отражение и носитель неявного знания. Информационное поле определяется как система. Раскрываются особенности неявных знаний и механизм переноса неявных знаний в информационное поле. Отмечается, что сравнительный анализ и селективный анализ информационного поля создает возможность извлечения неявных знаний. В статье вводится новое понятие «латентная информационная ситуация». Предлагается метод построения латентной информационной ситуации и постепенной ее трансформации в явную информационную ситуацию. Явная информационная ситуация создает явное знание. В статье описывается топологический метод получения явного знания из неявного знания. Представлено сравнение статистического метода и латентного метода. Предложенный метод извлечения неявных знаний в информационном поле основан на применении принципов системного анализа. Это позволяет использовать системно-структурные методы для описания объекта исследования и формирования системы знания. Предложенный метод извлечения неявных знаний в информационном поле может применяться для повышения эффективности работы масштабируемых алгоритмов с большими массивами данных.
Применение метода сравнительного анализа исторических источников на примере исследования событий осады Троице-Сергиева монастыря в начале XVII века
DOI: 10.21777/2500-2112-2021-4-23-31
Ключевые слова: метод сравнительного анализа исторических источников, Смутное время, Троице-Сергиев монастырь, хронологический и нарративный методы.
Аннотация: В научной работе и в преподавательской деятельности историки зачастую сталкиваются с проблемой противоречивых данных, содержащихся в различных исторических источниках. Задачей исследователя выступает работа по отделению подлинных исторических фактов от вымышленных и не допущение, чтобы субъективные оценочные суждения современников искажали объективную историческую реальность. Для выполнения данной задачи одним из важнейших исследовательских методов является метод сравнительного анализа исторических источников. Его применение является обязательным для восстановления событий, связанных с политическими конфликтами, когда в распоряжении исследователя имеются данные оставленные представителями противоборствующих сторон. Примером применения данного метода могут служить источники XVII в., относящиеся к событиям Смутного времени, в частности, осаде Троице-Сергиева монастыря. Предметом исследования данной статьи выступают такие документы, как Сказание Авраамия Палицына и Дневник Яна Сапеги. Цель работы – сравнение сведений из указанных источников и восстановление хода реальных событий. В качестве ключевых методов работы помимо сравнительного анализа исторических источников применялись хронологический и нарративный методы. В заключении делаются выводы о степени достоверности исследуемых источников и содержащихся в них фактов. Материалы статьи носят историко-краеведческий характер и могут быть использованы в рамках преподавания дисциплины «История России» по теме Смутного времени в России начала XVII в.
Об основах кинорежиссуры, необходимых к изучению на 1 курсе обучения
DOI: 10.21777/2500-2112-2021-4-32-38
Ключевые слова: кинорежиссура, сценарное ремесло, профессиональная подготовка, второй режиссер, творческий поиск.
Аннотация:
Современная высшая школа готовит специалистов, способных работать в широком спектре экономики. Однако это не относится к узконаправленным творческим специальностям, в том числе, режиссуре кино- и телефильма. В соответствии с действующей системой образования предполагается, что выпускник сразу начнет работать на полнометражной картине в качестве режиссера-постановщика. Но изменения рынка труда в этой области сегодня диктуют другие условия. Молодому специалисту практически невозможно попасть в киностудийную систему на руководящую должность. План обучения
по специальности 55.05.01, а именно курс, который автор читает студентам – «Режиссер игрового кино- и телефильма», необходимо перестроить под более широкие запросы рынка труда в сфере видеопроизводства, мультимедиа, масс-медиа, рекламы, ивента и т.п.
Неготовность преподавателей показать студентам смежные области режиссуры ведет к неспособности студентов работать в любой другой сфере кроме кино. И как следствие – появление самоучек на режиссерских должностях в смежных отраслях, рождение депрессивно-маргинальной прослойки общества из невостребованных выпускников, снижение качества продукции.
В статье выделяются наиболее важные аспекты режиссуры, рекомендуемые к изучению студентами первого курса, исходя из современных условий функционирования медиапространства.
Дидактические аспекты использования геймификации в обучении иностранному языку студентов транспортного вуза
DOI: 10.21777/2500-2112-2021-4-39-43
Ключевые слова: геймификация, образовательная технология, процесс обучения, иностранный язык, компьютерная игра, мотивация, достижение, игровая механика.
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению дидактических аспектов имплементации в учебный процесс одного из наиболее актуальных направлений современного образования – геймификаци. В методике преподавания под геймификацией понимается образовательная игра, в которой участники следуют заранее оговоренным преподавателем правилам. Как правило, такого рода игры являются вспомогательным инструментарием и дополнением к традиционным методам обучения. Как технология адаптации игровых методов к неигровым процессам, в том числе обучению иностранному языку, геймификация имеет многолетнюю историю развития в связи с тем, что игра представляет собой естественный способ обучения. Нами была проанализирована история развития обучающих компьютерных игр, выявлены требования, которым должна соответствовать эффективная игра, а также представлены игры, используемые нами при обучении иностранному языку будущих инженеров. Исследование показало, что геймификация обладает высоким дидактическим потенциалом. Рациональное использование элементов игры в учебном процессе оказывает положительное влияние на мотивацию обучающихся, обеспечивает мгновенную обратную связь, фиксирует прогресс обучения и подтверждает овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Вместе с тем, геймификация не лишена недостатков, которые также перечислены в работе.
Инкрементное обучение
DOI: 10.21777/2500-2112-2021-4-44-52
Ключевые слова: инкрементное обучение, алгоритм обучения, образование, лекционно-семинарский метод, информационный ресурс, системные принципы, система обучения.
Аннотация: Статья исследует инкрементные образовательные технологии и образовательные алгоритмы. Введено понятие «алгоритм образования» и раскрывается его содержание. С позиций информатики обучение рассматривается как информационное воздействие и взаимодействие. Показано, что алгоритм обучения существенно отличается от вычислительных алгоритмов. Проведен анализ концептуальных схем лекционно-семинарского и инкрементного методов обучения. Рассмотрены системные аспекты алгоритмов обучения, выделены системные принципы их построения. Отмечено, что интеллектуальные способности учащегося влияют на результат инкрементного обучения. Показано, что инкрементное обучение можно рассматривать как ресурсное обучение, групповое инкрементное обучение может создавать эффект эмерджентности. Это дает основание считать такое обучение синергетическим. Статья раскрывает содержание информационных образовательных ресурсов с точки зрения инкрементного обучения. Эти ресурсы включают информационные, когнитивные и интеллектуальные компоненты. На структурных моделях показано различие между деятельностью преподавателя при лекционно – семинарском и инкрементном методах обучения, а также различие в результатах обучения с точки зрения ресурсного подхода.
Визуальные модели и их семантика
DOI: 10.21777/2500-2112-2021-4-53-60
Ключевые слова: визуальная модель, семантика образа, информационное поле, когнитивное поле, информационная семантика, когнитивная семантика.
Аннотация: Статья исследует семантику визуальных моделей. Рассматривается процесс представления образов в информационном и когнитивном поле в виде визуальной модели. Показано различие при преобразовании образа и его интерпретации по информационному и когнитивному каналам. Вводятся новые понятия «семантика визуальных моделей», «визуальные образные модели», «визуальные геометрические модели». Эти понятия позволяют более полно и точно раскрыть процесс преобразования образов в визуальные модели разных типов. Раскрывается содержание «визуальных образных моделей», «визуальных геометрических моделей». Показано, что визуальная геометрическая модель играет роль карты для визуальных образных моделей и может их связывать. Это дает основание применять в обработке серию снимков разных плотностей для лучшего изучения деталей исследуемого объекта. На примерах показано, что кроме реальных образов визуальные модели могут отражать то, что в природе в виде образов не существует. Предложенный семантический подход к созданию визуальных моделей расширяет методы их анализа не только в диагностике, но и при обработке различных изображений.
Развитие инфологии
DOI: 10.21777/2500-2112-2021-4-61-69
Ключевые слова: информатика, инфология, инфологические категории, инфологическая триада, семантические разрывы.
Аннотация: Статья исследует состояние и развитие инфологии, представляющей науку об информации как явлении во всех видах деятельности общества. В качестве ключевой задачи инфологии рассматривается обучение людей наиболее продуктивной работе с информацией. Выделяется базовая триада инфологии, на которой строятся все рассуждения. Базовая триада включает информационное поле, информационные объекты, информационные единицы. Информационное поле является отражением реального мира и связывает в единую модель разрозненные информационные объекты. В информационном поле выделяются инфологические категории, которые возникают при решении научных, инженерных и образовательных задач. Информационный объект – это обобщенное понятие, которое включает информационные модели, информационные ситуации, информационные конструкции, информационные метамодели. Информационные единицы представляются как неделимые элементы информационного объекта и информационного поля. Они позволяют осуществлять структуризацию информационных объектов и формировать информационное описание картины мира. Рассматриваются ситуации семантического разрыва в информационном поле в следствии применения противоречивых категорий в отображении исследуемых объектов или возникновении новых объектов реального мира. Раскрываются концептуальные основы инфологии в устранении семантических разрывов. В целом статья направлена на систематизацию базовых понятий и категорий инфологии как науки и как практики в динамично развивающейся сфере информационной деятельности.
Ситуационное вычисление и биоаналоги
DOI: 10.21777/2500-2112-2021-4-70-77
Ключевые слова: ситуационные вычисления, биоаналоги, управление вычислениями, встроенные системы, кибер-физические системы.
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы, вызвавшие необходимость развития ситуационных вычислений. Появились альтернативные парадигмы классическим вычислениям: ситуационная (техническая) и нейроморфная (биологическая), а также их объединение. Появилась альтернативная парадигма обработки информации, основанная на моделировании деятельности мозга. Статья анализирует биоаналоги вычислительных процедур и сопоставляет их с ситуационной обработкой информации. Показано, что все биоаналоги являются ситуационными алгоритмами. Рассмотрены разные виды вычислений и вычислительных систем, выделены направления развития ситуационных вычислений. Статья описывает модель ситуации, отражающей изменение внешней среды для моделируемого объекта, и модель вычислительной ситуации, отражающей процесс управления вычислениями или ситуационные вычисления. Статья дает анализ методов ситуационной обработки информации, построенных на биоаналогах. Показано, что современные вычисления в сложных ситуациях должны включать функции управления вычислениями. Это подтверждается системами параллельных и распределенных вычислений. Отмечено, что биоаналоги как ситуационные вычисления необходимы во встроенных системах и в кибер-физических системах с большим количеством датчиков и исполнительных механизмов.
Системно-информационный анализ управления обучением охране труда на предприятии
DOI: 10.21777/2500-2112-2021-4-78-87
Ключевые слова: информационная модель, нечетная когнитивная карта, обучение охране труда, факторы – концепты, управление.
Аннотация:
В статье представлено исследование, целью которого является проведение системно-информационного анализа управления обучением охране труда на предприятии. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что обучение работников и руководителей безопасным приемам работы, требованиям охраны труда, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве является эффективным инструментом снижения производственного травматизма и профзаболеваний. Автором применялись такие методы исследования, как диалектический, системный, сравнительно-аналитический, когнитивного моделирования. Основными результатами исследования являются информационная модель обучения охране труда на предприятии, обеспечивающая комплексный и многофункциональный управленческий подход;
систематизация факторов-концептов, оказывающих влияние на организацию процесса управления обучением охране труда на предприятии; разработанная модель управления обучением персонала охране труда в виде нечеткой когнитивной карты. Информационная модель системы обучения охране труда является унифицированной за счет учета релевантных факторов и унификации образовательного процесса. Данная модель может применяться в системах обучения охране труда на различных предприятиях.
Интерпретации элементов двух интерполяционных классов целочисленных последовательностей
DOI: 10.21777/2500-2112-2021-4-88-96
Ключевые слова: интерполяция последовательностей, T-модели, коды Лемера, числа Каталана, Белла и Стирлинга второго рода, q-аналоги.
Аннотация: По разработанной автором методике в статье вводятся и исследуются два однопараметрических класса целочисленных последовательностей. Первый класс обеспечивает интерполяцию между последовательностью степеней двойки и последовательностью чисел Каталана, а второй – между последовательностью степеней двойки и последовательностью чисел Белла. Для получения разнообразных интерпретаций чисел рассматриваемых классов используются T-модели и коды Лемера перестановок. Эти интерпретации базируются на рекурсивном построении последовательностей числовых таблиц специального вида, определяющих T-модели, и свойствах кодов Лемера перестановок. Используемая методика приводит к простым алгоритмам построения двух классов множеств перестановок, отвечающих введенным классам числовых последовательностей. На полученных классах множеств перестановок удается также задать распределения вероятностей. Представление элементов второго класса числовых последовательностей с помощью чисел Стирлинга второго рода позволяет сопоставить соответствующему классу множеств перестановок класс упорядоченных разбиений множеств на определенное число блоков. Для чисел изучаемых классов последовательностей получены соотношения для их q-аналогов.
Проникновение дзэн-буддизма в пространство отечественной культуры и философии
DOI: 10.21777/2500-2112-2021-4-97-101
Ключевые слова: дзэн-буддизм, буддология, дао, свобода, культура, искусство, традиция.
Аннотация: Данная статья рассматривает традицию дзэн, зафиксированную в текстах, которая сегодня интегрирована в различные сферы деятельности человека – философию, литературу, искусство, психологию. Особое внимание уделяется краткому пересмотру и систематизации текстов на примере переводов и исследований доктора философских наук Евгении Владимировны Завадской. В работах данного автора раскрыты основные идеи дзэн-буддизма, которые могут являться важной опорой для грамотного изложения и интерпретации данного учения в современном обществе, что связывает западную культуру и дзэн-буддизм. Этот аспект просматривается в философии, литературе и искусстве, через который дзэн проникает на просторы Запада, а впоследствии и Советского Союза. Целью исследования является анализ работ Е.В. Завадской как попытка прогноза перспектив развития культур. В работе анализируется процесс интегрирования идей дзэн в европейскую культуру, что рассматривается автором как трамплин между гуманитарным знанием и практическим применением этого знания. Основные методы исследования – герменевтический и диалектический.