Выпуск: 2022-1 (38)
Рубрики:
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-7-13
Ключевые слова: студенческая вовлеченность, дистанционные образовательные технологии, учебная мотивация, электронная информационно-образовательная среда.
Аннотация: Статья посвящена вопросу повышения степени вовлеченности в учебный процесс студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Студенческая вовлеченность представляет собой совокупность прилагаемых усилий, направленных на достижение положительных результатов обучения, обеспечивающих высокий уровень академических достижений, а также готовности применять полученные знания в реальной жизни. Целью работы является исследование факторов, влияющих на студенческую вовлеченность, а также возможностей ее стимулирования педагогом в условиях дистанционного обучения. Вовлеченность студентов в обучение включает когнитивные, эмоциональные и поведенческие проявления. Анализ литературных источников позволил выделить ряд показателей, а также факторов студенческой вовлеченности в учебный процесс. К последним относятся учебная мотивация, чувство принадлежности к студенческому сообществу, способность к самоорганизации в электронной информационно-образовательной среде, взаимодействие с другими студентами, а также с преподавателями. В статье приведены педагогические приемы, позволяющие стимулировать вовлеченность студентов в обучение, организованное с применением дистанционных образовательных технологий. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования обучения, организованного с применением дистанционных образовательных технологий.
Интеграция интернет-ресурсов в процесс обучения иностранному языку
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-14-22
Ключевые слова: английский язык как иностранный, коммуникативная компетенция, информационно-коммуникационные технологии, система управления обучением Moodle, интернет-ресурсы в обучении, интернет-ресурсы в преподавании иностранного языка, мотивация.
Аннотация: Быстро изменяющаяся образовательная среда требует от преподавателя иностранного языка постоянного поиска и интегрирования в учебный процесс новых источников информации и технологий обучения. Широкое применение интернет-ресурсов способствует оптимизации языкового образования, делая процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся более гибким и творческим. В статье исследуется дидактический потенциал интернет-ресурсов в контексте обучения иностранному языку студентов высших учебных заведений неязыковых направлений подготовки. Авторами статьи проведен обзор современных исследований, посвященных вопросам использования интернет-ресурсов в языковом образовании, описаны характерные черты основных видов интернет-ресурсов. Особое внимание уделено критериям отбора интернет-ресурсов для учебных целей, а также анализу преимуществ использования интернет-контента в учебно-воспитательном процессе. Практическая значимость исследования заключается в описании опыта интеграции интернет-ресурсов в учебный курс «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов магистратуры Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Мехатроника и робототехника».
Когнитивная технология дистанционного профессионального технического обучения с использованием унифицированной искусственной иммунной системы
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-23-30
Ключевые слова: когнитивная технология, дистанционное техническое обучение, унифицированная искусственная иммунная система, модифицированные алгоритмы.
Аннотация: Цифровизация общества, а также стремительный прогресс в области информационных технологий и исскусственного интеллекта предъявляют новые повышенные требования к сфере образования. Мировые тенденции современного образовательного процесса указывают на огромную роль и важность дистанционного обучения, особенно по техническим специальностям. Исследования посвящены актуальным вопросам разработки когнитивной технологии персонализированного профессионального технического дистанционного обучения с использованием унифицированной искусственной иммунной системы. В предлагаемой технологии применяются не классические алгоритмы искусственного интеллекта, а модифицированные алгоритмы на основе клональной селекции, негативного отбора и иммунных сетей. Унификация направлена на снижение многообразия модифицированных алгоритмов с целью выделения наиболее эффективных для конкретного набора данных. Предлагаемая технология позволяет учитывать когнитивные и физиологические особенности обучающегося при разработке траектории обучения с целью получения качественного технического образования. Рассмотрены основные этапы функционирования дистанционной когнитивной технологии. Представлены результаты экспериментов, полученные на базе Казахстанско-Британского технического университета с участием студентов факультета информационных технологий.
Квиз как игровая технология преподавания философии в вузе
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-31-39
Ключевые слова: геймификация образования, эдьютейнмент, игровые технологии, философский квиз, цифровые инструменты.
Аннотация: Статья посвящена анализу возможностей игровых технологий преподавания философии в вузе. Обосновывается необходимость обновления образовательных технологий с учетом трендов эдьютейнмента, геймификации образования, тотальности игры как характеристики человеческой культуры и специфики самого философского знания. Квиз рассматривается как одна из инновационных технологий, позволяющих реализовать игровой подход, преодолеть догматизм и крайний академизм в преподавании философии. Представлены результаты апробации данной технологии на базе Московского университета им. С.Ю. Витте и Екатеринбургской академии современного искусства. Задания квиз-игр разработаны авторами с помощью цифровых инструментов Kahoot, Quizizz, Learnis и LearningApps. Делается вывод о том, что в условиях цифровизации высшего образования, распространения дистанционного и смешанного форматов обучения и популяризации BYOD-подхода (Bring Your Own Device), не запрещающего, но поощряющего интеллектуальное партнерство студентов и гаджетов, онлайн-викторины позволяют актуализировать философское знание в среде Digital Natives, мотивировать студентов и эмоционально вовлекать их в процесс философствования, самостоятельного поиска, выбора и творчества.
Методологические аспекты обеспечения обратной связи в процессе сопровождения самостоятельной работы обучающихся
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-40-46
Ключевые слова: обратная связь, профессиональная педагогическая рефлексия, профессиональное самообразование, субъектная позиция обучающегося.
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению методологических аспектов обеспечения эффективной обратной связи в процессе сопровождения самостоятельной работы обучающихся. Обратная связь определена как необходимый инструментарий, повышающий качество самостоятельной работы обучающихся. Раскрываются основные методологические принципы реализации обратной связи и ее особенности в условиях электронной информационно-образовательной среды. Аргументирована необходимость переосмысления значимости и функций обратной связи для оптимизации данного вида работы. Систематизированы основные понятия, определяющие формы обратной связи. Проанализирована методика формирования обратной связи в контексте организации и сопровождения самостоятельной работы обучающихся. Раскрываются конкретные действия преподавателя высшей школы по формированию осознанного отношения к возможностям обратной связи в процессе приобретения студентами опыта профессионального самообразования. Сформулированные методологические принципы направлены на применение в процессе самостоятельного изучения дисциплин целесообразных, адекватных их концептуально-ориентированному содержанию способов и форм обратной связи.
Научно-методические аспекты создания актуального киносюжета студентами киновузов
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-47-53
Ключевые слова: драматургия, сценарная структура, круг Хармона, тональность, аудиовизуальная продукция.
Аннотация: В статье рассматриваются научно-методические аспекты создания актуального киносюжета обучающимися по направлению «Режиссура кино и телевидения». Целью работы является развитие инструментария для поддержки аттрактора в творческой работе обучающихся. На основе анализа научных источников и обобщения режиссерских сценариев известных мастеров киноиндустрии выделяются критерии оценки творческих работ студентов. Предлагаются методические приемы создания современной и востребованной на рынке аудиовизуальной продукции. На примере современных кино- и видеоматериалов разбирается то, как подобрать нужную тему, где черпать вдохновение, какие критерии должны обязательно учитывать в работе студенты – будущие сценаристы и режиссеры. Формулируются методические рекомендации по созданию видеопродукции разного формата, в том числе ориентированной на современные платформы. Изложенная систематизация знаний в области драматургии направлена на повышение качества и обоснованности оценки творческих студенческих работ.
Методологические аспекты формирования личностных компетенций учащихся в контексте социально-антропологической теории 10 степеней свободы
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-54-60
Ключевые слова: личная польза, общее благо, постсоветское общество, степени свободы, моделирование будущего.
Аннотация: Представлена оригинальная попытка философско-методологического осмысления и практического моделирования личностных компетенций учащихся средних специальных и высших учебных заведений России с помощью новой социально-антропологической теории 10 степеней свободы, которая была разработана автором статьи. Данная теория степеней свободы основана на эволюционном механизме постепенного восхождения человека и конкретного общества от базовых условий выживания к высшим степеням свободы – политической, нравственно-религиозной и творческой. Применяя эту теоретическую модель к моделированию личного будущего молодых людей в постсоветском обществе, мы можем утверждать, что без достижения социально-экономической самостоятельности стремление к высшим уровням свободы будет ограниченным и даже случайным. Прежде всего, речь идет о политической самостоятельности, которая во многом предназначена определять перспективу жизни конкретного человека и всего социума с помощью практического принципа «от личной пользы к общему благу».
Профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов к предупреждению семейного и детского неблагополучия
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-61-67
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональное образование, компетенция, семейное неблагополучие, детское неблагополучие.
Аннотация: Актуальность практической значимости профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к предупреждению семейного и детского неблагополучия связана с объективными социальными факторами, происходящими в обществе, а также с фактором необходимости формирования позитивной модели детско-родительских отношений. В статье приведен теоретический обзор подходов и психолого-педагогических технологий по предупреждению семейного и детского неблагополучия. Представлен обобщенный практический опыт разработки содержания профессионального образования педагогов-психологов. Рассмотрены целевой, содержательный компоненты психолого-педагогического образования на примере направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование с направленностью (профилем) «Семейное воспитание». Предложен новый практико-ориентированный подход к интеграции форм и технологий работы с семьями и детьми в структурно-содержательный контент основной образовательной программы. Отмечается, что важным аспектом является определение профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов с учетом четких дескрипторов. Основными методами исследования являются: анализ и синтез полученного практического опыта в Московском педагогическом государственном университете, а также педагогическое наблюдение, педагогическое прогнозирование. Результаты педагогического исследования могут быть использованы в разработке основных образовательных программ профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьями.
Информационные единицы в науках об информации
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-68-75
Ключевые слова: информационное поле, информационные единицы, информационный язык, пространственное моделирование.
Аннотация: Исследуется категория информационных единиц в части их применения в сложных моделях предметной области. Многообразие задач, решаемых с применением информационных единиц, порождает многообразие их видов и групп. При информационном моделировании предметной области важным является построение единой комплементарной системы информационных единиц. В связи с этим обобщение и систематизация способов формирования и представления информационных единиц в сложных моделях являются актуальными. Показывается трансформация категории информационных единиц по мере развития наук об информации и технологий их практического применения. Приводится эмпирическая систематика информационных единиц. Отмечается, что комплементарная система информационных единиц, связанная с правилами синтаксиса, задает информационный язык. Описываются семантические информационные единицы, которые служат основой интерпретации и передачи знаний. На примерах выделяются направления применения семантических информационных единиц в зависимости от природы моделируемого объекта.
Машинное обучение в двухуровневой системе принятия решений с применением функций ядра Мерсера
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-76-82
Ключевые слова: классификация, ядро Мерсера, равновесие по Нэшу, разделяющая функция, дифференциальная игра, потенциальная функция.
Аннотация:
Приводится методика машинного обучения с использованием теории игр в форме иерархической дифференциально-разностной игры N+1 лиц в двухуровневой системе принятия решений. Рассматриваются вопросы машинного обучения на основе нелинейных ядер применительно к дифференциальным или дифференциально-разностным двухуровневым кооперативным играм. Предлагается использовать ядровые функции близости типа ядер Мерсера в качестве потенциальных функций обучения на обоих уровнях дифференциальной иерархической игры. В силу существования неподвижной точки у такого типа ядер алгоритм обучения всегда будет сходиться к решению дифференциальной иерархической двухуровневой игры в точке равновесия по Нэшу. Это дает возможность получить устойчивый алгоритм обучения. Показано, что с помощью не
которых нелинейных преобразований ядерных функций Мерсера типа радиально базисных удается решить задачу классификации для двух классов с применением метода потенциальных функций. Показан пример применения методики машинного обучения с использованием ядрового подхода и нелинейной полезности (функции предпочтения). Полученные результаты могут найти применение при построении математических моделей иерархических многоуровневых динамических систем с целью исследования их свойств.
Дихотомическое деление и дихотомический анализ в исследовании разнородных объектов
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-83-90
Ключевые слова: дихотомическое деление, дихотомический анализ, информационное поле, аналитическая база знаний, разнородные объекты.
Аннотация: Рассматриваются свойства дихотомического деления и дихотомического анализа, проводятся их систематизация и обобщение применительно к исследованию разнородных объектов. Описываются логические правила, которые используются при дихотомическом делении, позволяющие проводить структурную оптимизацию. Приводится сравнительный дихотомический анализ, основанный на качественном делении и качественном сравнении. Дихотомический анализ рассматривается как метод, направленный на выявление новых знаний. Выделяется важное свойство дихотомического анализа – возможность деления объектов информационного поля вплоть до элементов или информационных единиц. Данное свойство в сочетании с логическими правилами, реализованными для эталонных дихотомий, присутствующих в научных теориях исследуемой проблематики, рассматривается как ядро аналитической базы знаний. Предлагается функциональная структура базы знаний на основе процедур информационного моделирования, логических правил для эталонных дихотомий, процедур сравнительного дихотомического анализа. Предложенная структура аналитической базы знаний представляет комплексный инструмент для исследования разнородных объектов.
Эмерджентность и эволюция систем
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-91-97
Ключевые слова: системный анализ, сложные системы, эмерджентность, эволюция, живые системы.
Аннотация: Раскрываются особенности системной эволюции и трансформация понятия эмерджентности сложных систем. Исследуются принципы эволюции систем. С позиций эволюции описываются характеристики живых систем. Рассматриваются модели эволюционирующих систем, выделяются такие их особенности, как рекурсия, вариативность цели, многоцелевое управление, делимость. Отмечается, что немаловажное значение в анализе систем имеют структурное моделирование, латентный анализ, выявление неявных знаний. Показывается, что эволюция систем может привести к проявлению свойств эмерджентности. Дан анализ некоторых точек зрения на понятие эмерджентности. Раскрывается подход к рассмотрению материи как стратифицированной сущности, которая порождает эффект эмерджентности. Изучаются внутриординарные и трансординальные законы развития и эволюции систем. Проведенная систематизация и обобщение научных положений и точек зрения в области системной эволюции и эмерджентности сложных систем направлены на развитие методологического базиса в данной области знаний. Это может стать платформой для последующих научных исследований.