Выпуск: 2024-3 (48)
Рубрики:
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-7-17
Ключевые слова: хакатон, идеатон, проектное обучение, конкурсные мероприятия, развитие компетенций, командная работа, междисциплинарность, цифровизация.
Аннотация:
В статье анализируется результативность командных конкурсных мероприятий в рамках проектного обучения. Предметом исследования выступают организационно-методические аспекты проведения хакатонов и идеатонов в контексте высшего образования. В основу исследования положен опыт подготовки и реализации таких мероприятий на базе Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы. Даны определения, рассмотрены виды, форматы организации и проведения конкурсных мероприятий в сфере информационных технологий. Представлены примеры заданий и проектов-победителей. Исследуются факторы, влияющие на качество проведения хакатонов и идеатонов, а также их взаимосвязь с ожидаемыми результатами. Приводятся результаты мониторинга удовлетворенности участников хакатонов и идеатонов на основе опроса и анкетирования. Предлагаются варианты повышения мотивации и привлечения потенциальных участников. Анализируется влияние мероприятий такого рода на формирование и развитие универсальных и профессиональных компетенций студентов.
Рассматривается вопрос включения хакатонов и идеатонов в образовательный процесс вузов.
Использование троичной системы для измерения стихотворного размера поэтического произведения
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-18-24
Ключевые слова: стихосложение, стихотворный размер, ритм, рифма, ямб, хорей, информационная система.
Аннотация: При измерении стихотворного размера поэтического произведения в стихах за основу обычно берутся стопы, которые состоят из ударных и безударных слогов. При этом требуется заранее определиться с размерностью стопы. При дальнейших измерениях также может оказаться, что некоторые строки стихотворения имеют иную последовательность ударных и безударных слогов по сравнению с первой строкой. То есть, некоторые позиции слогов в стихотворении невозможно однозначно отнести ни к ударным, ни к безударным. Такое расхождение может сильно запутать ученика. Для решения этой проблемы предлагается учитывать не два варианта ударений, а три: безударное, неполноударное и ударное. Размер стихотворения предлагается записывать не словами, а цифрами, обозначающими степень ударности. При таком подходе нет необходимости заранее определять длину стопы, а также не вызывает затруднений определение размера стихотворений, в которых не все строки имеют идентичную последовательность ударных и безударных слогов. Для автоматизации измерения стихотворного размера, а также для использования в качестве электронного образовательного ресурса на уроках литературы создана интеллектуальная информационная система “Fet.Online”, которая позволяет не только определить стихотворный размер, но и визуализировать структуру стихотворения, а также сформировать его текстовое описание. Система также включает базу стихотворений из школьного курса литературы, которую ученики могут использовать для самостоятельной работы.
Трансформация педагогической науки в условиях новой нормальности
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-25-34
Ключевые слова: педагогическая наука, социальная система производства научного знания, новая нормальность, трансформация науки.
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению категории «социальная система производства научного педагогического знания» как продукта специализированного научного труда. Выделены факторы, влияющие на формирование и развитие педагогической науки в условиях новой нормальности, для которых характерно быстрое возникновение новых явлений и системных изменений, резко отличающихся от прежних. Дана систематика тенденций в области реформ педагогического образования. Сформулированы базовые принципы трансформации педагогической науки в период становления новой реальности, вызванной нестабильностью социальной обстановки. Предложена научная и методологическая концепция развития педагогической науки как социального института по производству научного педагогического знания, адаптивного перехода к качественно новому состоянию образовательных систем посредством адекватной реакции на изменения внешней среды в условиях новой нормальности. Посредством опроса участников сетевой коллаборации Уральского федерального округа выделены наиболее важные проблемы в реформировании педагогического образования. Результаты исследования дают основания для лучшего понимания процесса трансформации педагогической науки в условиях новой нормальности, уточнения результатов производимых изменений и могут быть использованы в обосновании управленческих решений.
Применение цифровых технологий в обучении: смена парадигмы образования
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-35-42
Ключевые слова: искусственный интеллект, информационно-цифровая грамотность, педагогическая инверсия, парадигма образования, виртуальный наставник, виртуалистика, культуросозидающая функция образования.
Аннотация:
С развитием информационных технологий и растущим интересом к искусственному интеллекту (ИИ) встает вопрос о его применении в образовании. В условиях новой цифровой цивилизации необходимо научиться управлять информационным хаосом и извлекать из взаимодействия с искусственным интеллектом только пользу. Современной основой образовательной коммуникации становится информационно-цифровая грамотность, что кардинально изменяет качество и содержание обучения на всех уровнях образования. В условиях глобальной цифровизации мира происходит изменение научной парадигмы в целом, в частности изменяется парадигма образования. В статье рассматриваются перспективы возникновения фундаментально новой системы образовательных отношений в контексте использования ИИ и машинного обучения. Адаптивные системы обучения на базе ИИ предлагают новые возможности для обогащения учебной среды и повышения эффективности преподавания. В статье обоснованы общие подходы к обучению при поддержке ИИ, что будет способствовать гибкой адаптации к потребностям производства и рынка труда, позволяя обеспечить регулярный анализ результатов непрерывного обучения.
Автоматическая ежедневная актуализация сильных и слабых сторон результатов обучения, возможное сотрудничество, а также принятие коллективных решений позволят пролонгировать образовательную траекторию развития обучающихся с использованием средств ИИ.
Педагогические условия развития цифровой информационной культуры студентов вузов
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-43-53
Ключевые слова: цифровая информационная культура, педагогические условия, педагогическое сопровождение, цифровая среда, цифровые учебные ресурсы, сетевая коммуникация.
Аннотация:
Объектом исследования в настоящей работе выступает развитие цифровой информационной культуры студентов вузов, предметом же – педагогические условия результативности данной деятельности. Основная цель работы, а именно раскрытие данных условий и механизмов их влияния на информационное развитие личности в цифровую эпоху достигается на основе решения следующих задач: 1) обоснование значимости педагогических условий как факторов и одновременно компонента рассматриваемого процесса; 2) анализ трактовок и пониманий категории «педагогические условия» в современном научно-педагогическом дискурсе; 3) группировка педагогических условий с учётом специфики рассматриваемой образовательной деятельности; 4) раскрытие и обоснование механизма влияния исследуемых условий как фактора развития личности студентов.
Особый акцент делается на содержательной и интеллектуальной обусловленности информационной деятельности. В результате автор приходит к выводам о том, что рассматриваемые условия носят содержательно-информационный, организационно-методический и социально- личностный характер, что коррелирует с пониманием цифровой информационной культуры как интегративного качества. Новизна статьи состоит в раскрытии педагогических условий на уровне весьма конкретных эмпирических ситуаций с учетом специфики учебной деятельности студентов цифровой эпохи.
Лингвоэкологические риски в обучении иностранным языкам
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-54-59
Ключевые слова: иностранный язык, эколингвистический подход, эколингвистика, лингвоэкологические риски, национальный язык, культурная идентичность.
Аннотация: В данной статье рассматривается эколингвистический аспект процесса обучения иностранному языку учащихся разных категорий. Целью данной статьи является определение и описание лингвоэкологических рисков в парадигме языкового образования. Представлена характеристика таких лингвоэкологических рисков как модификация языка, языковой нигилизм, утрата самобытности национального языка, а также обозначены негативные последствия, которые могут стать результатом их игнорирования в процессе обучения иностранному языку. Авторы подчеркивают, что в условиях глобализации и доминирования английского языка проблема сохранения языковой идентичности становится особенно значимой, а лингвоэкологические риски, возникающие в процессе обучения иностранным языкам, являются актуальной темой в современном языковом образовании и требуют комплексного подхода к изучению, учитывающего культурные и социолингвистические факторы. В статье предпринята попытка уточнения понятия «лингвоэкологический риск», а также представлена интерпретация лингвоэкологических рисков в лингводидактических координатах и приведены конкретные примеры их функционирования в образовательном процессе. Данное исследование подчеркивает важность изучения лингвоэкологических рисков как приоритетной задачи для педагогов и государственных структур, занимающихся языковой политикой, что позволит сохранить национальный язык и обеспечить гармоничное сосуществование различных культур в условиях глобализации.
Потенциал дисциплины «Психология и педагогика» в формировании универсальных компетенций у курсантов военных вузов
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-60-67
Ключевые слова: военный вуз, курсант, дисциплина «Психология и педагогика», военная психология, военная педагогика, универсальные компетенции, системное и критическое мышление.
Аннотация:
Предметом исследования выступают возможности дисциплины «Психология и педагогика» в формировании универсальных компетенций у курсантов военных вузов. В качестве цели исследования поставлен вопрос: какое содержание и результаты изучения дисциплины будут соответствовать требованиям нормативных правовых документов, реализации курсантами своего внутреннего потенциала и становления общей психолого-педагогической компетентности. В исследовании применены методы педагогического проектирования, прогнозирования и программирования учебного материала дисциплины. В основу методологии исследования положены компетентностный и личностно-деятельностный подходы. В статье актуализируется в качестве главной идеи и основного вывода важность освоения дисциплины в целостном личностно-профессиональном развитии курсанта как будущего офицера. Обосновывается, что контент дисциплины в приоритетном порядке развивает такие универсальные компетенции, как «Системное и критическое мышление», «Командная работа и лидерство», «Самоорганизация и саморазвитие», «Инклюзивная компетентность». В отличие от других, близких по тематике статей, рекомендуется комплексный и целостный подход к формированию универсальных компетенций у обучающихся в высшем образовании по дисциплине «Психология и педагогика». Предлагаются авторские рекомендации по результатам обучения при освоении курсантами универсальных компетенций, обосновываются педагогические условия эффективного программирования изучения дисциплины «Психология и педагогика».
Область применения статьи не ограничивается военными вузами, она представляет интерес для организаторов психолого-педагогического образования в высшем и среднем профессиональном образовании.
Подготовка будущих педагогов-словесников к организации исследовательской деятельности обучающихся
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-68-74
Ключевые слова: педагог-словесник, учебное исследование, исследовательская деятельность школьников, исследовательские умения.
Аннотация: Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей русского языка к организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Объектом исследования является процесс подготовки студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности. Предметом исследования выступает подготовка студентов-словесников к осуществлению руководства учебно-исследовательской деятельностью школьников. Проведено эмпирическое исследование на основе анкетирования студентов филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета. Кроме ожидаемых направлений, интересных для студентов вуза в плане проведения исследований, анкетирование позволило выделить направления из других областей знаний. Результаты анкетирования и обобщенный опыт преподавателей-филологов дали возможность расширить методические рекомендации по организации и проведению учебного исследования для студентов-словесников, а также конкретизировать задачи по их подготовке к осуществлению руководства исследовательской деятельностью школьников. В статье также приводятся методические приемы работы, реализуемые в практике преподавания отдельной дисциплины по основам организации исследовательской деятельности. Развитие методических подходов к формированию исследовательских умений у будущих педагогов-словесников может способствовать повышению эффективности организации учебных исследований в условиях школы, где учитель будет выступать в качестве руководителя, направляющего исследовательский поиск учащихся.
Анализ дефицитов обучающихся педагогического вуза при подготовке к волонтёрской деятельности в школе
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-75-81
Ключевые слова: волонтёрская деятельность, обучающиеся педагогического вуза, профессиональная подготовка, добровольчество, волонтёры.
Аннотация: Данное исследование посвящено анализу дефицитов обучающихся педагогического вуза при подготовке к волонтёрской деятельности в школе. Проведено изучение причин и факторов, снижающих успешность реализации воспитательной деятельности в сфере волонтёрства будущими педагогами при взаимодействии их со школьниками. В результате проведённого интервьюирования и опроса студентов педагогических специальностей были выявлены дефициты в области личной мотивации обучающихся к волонтёрской деятельности и организации её в школе, что в дальнейшем может негативно влиять на их дальнейшую практическую работу в этом аспекте. Выделены перспективные направления для преодоления выявленных затруднений в области подготовки студентов педагогического вуза. К ним относится разработка и внедрение специального образовательного курса в систему профессиональной подготовки будущих учителей для развития умений обучающихся организовывать волонтёрскую деятельность в школе, включение способов мотивирования к волонтёрству в программу данного курса.
Профессиональные пробы при подготовке специалистов по техносферной безопасности
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-82-89
Ключевые слова: техносферная безопасность, деятельность волонтеров, профессиональные пробы, профессионально ориентированная волонтерская организация.
Аннотация: В статье раскрывается значимость применения подхода профессиональных проб при подготовке специалистов по направлению «Техносферная безопасность». Профессии данного направления связаны с условиями чрезвычайных ситуаций и требуют приобретения специальных компетенций. В статье рассматриваются принципы создания и функционирования профессионально ориентированных волонтерских организаций, на базе которых выполняются профессиональные пробы для обучающихся и реализуется опережающее знакомство с практической стороной выбранной специальности. Отмечается важная роль интеграции неформальной деятельности обучающихся в образовательную программу по направлению подготовки. Проведено эмпирическое исследование на основе анкетирования обучающихся. В качестве диагностического инструментария применялся метод сравнительного анализа полученных эмпирических данных. Выполнена сравнительная оценка качественных и количественных характеристик трудоустройства выпускников вуза. Отмечается высокая результативность применения подхода профессиональных проб при подготовке специалистов по техносферной безопасности. Полученные результаты могут найти применение в разработке образовательных технологий, педагогических методов и методик обучения на всех уровнях профессионального образования.
Пари Паскаля – для современных студентов (историко-философский, общетеоретический, мировоззренческий и дидактический аспекты). Часть 2
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-90-102
Ключевые слова: преподавание философии, основной вопрос философии, пари Паскаля, мировоззренческие поиски, метафизическая асимметрия.
Аннотация: Актуальность темы связана с тем, что общий вузовский курс философии имеет огромный мировоззренческий потенциал, который, как показывает педагогическая практика, почти не задействуется в современных образовательных технологиях. Объектом исследования являются дидактические особенности изучения студентами «основного вопроса философии». Предметом исследования является представление обучающимся пари Паскаля как основания мировоззренческого выбора личности. Целью работы является обоснование метафизической асимметричности этого выбора. Методами исследования являются мысленный эксперимент, сравнительный анализ, умозаключения по аналогии и эмпирическое обобщение. Результатом работы и одним из ее выводов является утверждение приоритетности религиозного выбора личности против ее светской мировоззренческой ориентации. Областью применения результатов исследования являются многоплановые образовательные взаимодействия и дидактические стратегии как в средней, так и в высшей школе. Во второй части статьи рассматриваются дидактические и мировоззренческие аспекты изучения студентами в общем курсе философии знаменитого пари Паскаля, представляющего собой почти математически точный ответ на вопрос о том, какую жизненную систему навигации лучше выбирать человеку – ориентированную на материализм и атеизм или на философский идеализм и теизм.
Методика расчета ориентации зеркала гелиостата на основе векторных представлений
DOI: 10.21777/2500-2112-2024-3-103-109
Ключевые слова: гелиостат, положение Солнца, ориентация зеркала, солнечное излучение, векторы направлений, операции с векторами в 3D-пространстве.
Аннотация:
Приводится методика представления и расчета ориентации зеркала гелиостата на основе векторных представлений направлений на Солнце и зеркало относительно неподвижной точки наблюдения. Векторное представление направлений на Солнце и на зеркало гелиостата позволяет получить достаточно наглядное и простое в алгоритмической реализации расчетов описание ориентации зеркала. Операции с векторами существенно упрощаются при использовании проекции в декартовых координатах. В дополнение к выражениям для векторных преобразований направлений дается сводка формул для вычисления положения Солнца в локальной системе координат в зависимости от географических координат, даты и времени.
Полученные соотношения могут быть реализованы в алгоритме управления механизмом зеркала гелиостата по заданному временному графику с помощью двух независимых приводов: по азимуту и углу места.
Разработанная методика расчета ориентации зеркала гелиостата на основе векторных представлений может найти применение в практических задачах контроля характеристик солнечного излучения.