Выпуск: 2018-4 (25)

2018-4 (25)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Содержательно-методические основы эффективного проектирования курса "Русский язык и культура речи" для нефилологических направлений

Стр: 7-12

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-7-12

Аннотация: Целью статьи является анализ возможностей повышения эффективности обучения общегуманитарным дисциплинам в непрофильных вузах на примере лингвистической дисциплины «Русский язык и культура речи». Для достижения данной цели решаются следующие задачи: приводится мотивировка эффективности в контексте обучения гуманитарным дисциплинам; раскрывается содержательно-методический потенциал подобных дисциплин; обосновывается содержательное наполнение модульной структуры курса. Методом исследования выступает структурно-содержательный лингводидактический анализ, позволяющий выявлять специфику языкового знания, его межпредметные связи, а также возможности использовать его преимущества для совершенствования образовательного процесса.

Влияние тревожности на конфликтность обучающихся

Стр: 13-22

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-13-22

Аннотация: В статье производится анализ причин конфликтности в образовательном учреждении, а также выделяется ощущение тревожности как фактор нагнетания конфликтного поведения. Описывается связь между воспитанием и накоплением тревожности. Приводятся особенности тревожных детей. Производится вывод о связи тревожности и подавляющей системы воспитания в конфликтных ситуациях в образовательном учреждении.

Влияние педагогических условий на процесс формирования стратегической компетенции студентов неязыкового вуза

Стр: 23-28

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-23-28

Аннотация: Стратегическая компетенция и ее роль в формировании готовности обучающихся к иноязычной коммуникативной деятельности является одним из наиболее значимых условий эффективной иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза к успешной межкультурной коммуникации. Для эффективного межличностного и межкультурного общения, готовность к которому формируется в процессе высшего образования, современный специалист должен обладать не только суммой лингвистических, страноведческих и этикетных знаний об изучаемом языке, но и быть в состоянии выбрать правильную линию речевого поведения и избежать ряда проблем, затрудняющих эффективное взаимодействие партнеров по коммуникации. Однако чтобы подобная коммуникативная деятельность стала возможной, стратегическая компетенция должна приобрести для студента и выпускника неязыкового вуза функциональный характер. Таким образом, цель данной статьи – рассмотреть педагогические условия как один из компонентов педагогической модели формирования стратегической компетенции. Основные задачи данной работы: проанализировать понятие «педагогические условия», а также рассмотреть их классификации;
выделить и описать педагогические условия, оказывающие положительное влияние на процесс формирования стратегической компетенции; раскрыть специфику педагогических условий применительно к процессу формирования стратегической компетенции на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Решение поставленных в работе задач осуществлялось на основе применения общенаучных методов, таких как анализ и синтез, а также описание и моделирование. Результатом проведенного исследования является выделение комплекса педагогических условий, способствующих формированию стратегической компетенции у студентов неязыкового профиля.

Блиц-опрос как дидактическое средство контроля знаний учащихся

Стр: 29-35

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-29-35

Аннотация: Постперестроечные изменения российского общества существенно затронули все сферы жизни, в том числе область образования – как среднего, так и высшего. Образовательные реалии тридцатилетней давности не имеют почти ничего общего с сегодняшним положением дел в этой сфере. Актуальность темы статьи обусловлена тем обстоятельством, что одним из элементов решительного реформирования в области образования является значительное снижение знаниевого компонента в обучении как школьников, так и, особенно, – учащихся высших учебных заведений и ставка на формирование компетенций. Также существенному изменению подверглись образовательные технологии, что про-
явилось во внедрении балльно-рейтинговой системы, тестовых оценочных заданий, дистанционных форм обучения и т.д. В статье предпринимается характеризующаяся научной новизной попытка – на основе наблюдения, эксперимента, общения и анализа – оценить эффективность такого рода
преобразований и их влияния на действительное формирование знаний, умений, навыков и компетенций. Одной из основных задач авторов являлось выяснение роли и значения формирования знаний в системе образовательных взаимодействий и установление на данной основе не только и не столько эффективности деятельности педагога, сколько вообще ее осмысленности в контексте современной системы образования. Одним из основных выводов является утверждение, согласно которому «лучшее – это, скорее всего, враг хорошего», и «шаг вперед – это, обычно, два шага назад»; а пренебрежение к знаниевому компоненту образования, неизбежно ведет к значительному снижению его качества, эффективности и общего уровня. В статье предлагаются практические шаги по «реабилитации» устных форм проверки знаний учащихся, а также – по повышению уровня качества их формирования и контроля с помощью такого дидактического средства, как устный блиц-опрос.

Lesson-Study как инновационная технология развития профессиональных компетенций педагогов

Стр: 36-39

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-36-39

Аннотация: Статья посвящена анализу возможностей технологии Lesson-Study для развития профессиональных компетенций педагогов и выявлению особенностей её использования в педагогической практике.
Актуальность исследования обоснована значимостью профессионального роста педагога в условиях реформирования российского образования в настоящее время, а также активизацией внимания к изучению соответствующего педагогического опыта других стран, в частности, к опыту использования технологии Lesson-Study для развития и совершенствование процессов преподавания и обучения.
В статье раскрыто содержание технологии Lesson-Study (это педагогическая технология, которая характеризуется особой формой исследования в действии на уроках, направленной на совершенствование знаний в области учительской практики). Кроме этого, описана история возникновения технологии Lesson-Study. Проанализировано отношение современных ученых и педагогов к использованию технологии Lesson-Study для развития профессиональных компетенций педагогов. Выделены этапы реализации технологии Lesson-Study. Конкретизированы достоинства использования технологии Lesson-Study для развития профессиональных компетенций педагогов.

Активные технологии обучения в вузе как средство самоактуализации субъектов образовательного процесса

Стр: 40-45

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-40-45

Аннотация: Статья посвящена актуальной для современной педагогики высшей школы проблеме – выявлению организационно-педагогических условий для самоактуализации в образовательном процессе студентов и преподавателей. Автор уделяет значительное внимание обоснованию ориентиров для выбора педагогом соответствующих технологий обучения, к которым относит: возможности для создания пространства свободного выбора и творческого познания; возможности для полисубъектного взаимодействия. Анализ современных активных технологий и методов с указанных позиций позволяет выявить их особый потенциал в обеспечении необходимых условий для самоактуализации субъектов образовательного процесса.

Формирование профессиональной компетенции студентов-дизайнеров посредством освоения традиций декоративно прикладного искусства

Стр: 46-49

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-46-49

Аннотация: ХХ век вошел в историю цивилизаций как время достижений в области информационных технологий, которые вызвали изменения в мышлении общества, оказали влияние на развитие науки, художественной культуры и искусства, что привело к существенным изменениям в мировосприятии современного человека.
Профессиональную компетенцию нельзя построить на внезапном обучении в вузе. Компетентность выпускника и его профессионализм проектируется в знание, умение и навыки, способности специалиста.
В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций в процессе обучения студентов направления «Искусство костюма и текстиля», при котором способности выпускника высшего учебного заведения напрямую зависят от формирования у него профессиональных и личностных качеств, развития художественного и проектного мышления, творческого потенциала, стремления к профессиональному росту и самореализации.
В статье освещены исторические предпосылки и методы использования наследия наших предков. Выявлены условия и закономерности формирования профессиональных компетенций выпускников через освоение и применение традиционных знаний декоративно прикладного искусства, посредством освоения технологии окрашивания ткани на начальной стадии создания дизайна проектирования.

Методы оценки энергопотребления при проектировании КМОП-микросхем

Стр: 50-59

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-50-59

Аннотация: Проектированию схем с малым энергопотреблением придается все большее значение в связи с тем, что чрезмерное рассеивание энергии цифровыми устройствами становится препятствием для дальнейшего повышения уровня интеграции и сложности сверхбольших интегральных схем (СБИС), а также в связи с расширением рынка портативных устройств с автономным питанием. Уровень энергопотребления зависит от многих электрических и топологических параметров схемы, и его снижение может обеспечиваться на разных уровнях проектирования. В связи с этим одной из важнейших задач является разработка методов и средств оценки энергопотребления не только готовых схем на уровне транзисторов, но вычисления прогнозных оценок в процессе их проектирования. В работе рассматривается проблема оценки энергопотребления микросхем, выполненных на основе КМОП-технологии. Под оценкой энергопотребления понимается оценка среднего значения энергии, рассеиваемой схемой. Приводится аналитический обзор известных методов оценки среднего энергопотребления статических КМОП-схем в штатном режиме их функционирования, применяемых на разных этапах проектирования.

Мобильные приложения мониторинга безопасности жизнедеятельности

Стр: 60-65

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-60-65

Аннотация: Повышение эффективности реагирования спасательных и аварийных служб на чрезвычайные ситуации и происшествия с применением современных информационно-коммуникационных технологий особенно актуально на слабозаселённых и обширных территориях Сибири. Для комплексного мониторинга опасных событий предлагается технология мобильного двустороннего обмена информацией. С одной стороны, «народный мониторинг» опасностей, угроз и нарушений, обеспечивающий оперативной информацией органы территориального управления безопасности, с другой стороны, рассылка «мобильным абонентам» экстренных сообщений, прогнозов обстановки, достоверной информации о чрезвычайных ситуациях и ходе их ликвидации. В работе исследуются функциональные особенности аппаратного и программного
обеспечения приложений в сфере безопасности жизнедеятельности с целью их селекции и интеграции в системе комплексного мониторинга. Рассматриваются вопросы создания гибридных приложений, обеспечивающих интеграцию преимуществ нативных и веб-приложений, главными из которых являются кроссплатформенность и возможность доступа к оборудованию мобильного устройства. Обобщается опыт реализации информационных сервисов комплексного мониторинга опасных событий на примере внедрения в эксплуатацию в органах управления МЧС России Красноярского края.

Отношения комплементарности и соответствия в информационных системах

Стр: 66-74

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-66-74

Аннотация: В статье исследуются два важных фактора информационных систем и моделей: комплементарность и информационное соответствие. Комплементарность может присутствовать в процессах обработки информации и системах принятия решений. Логическая комплементарность может применяться в логических схемах и алгоритмах. Наличие комплементарности говорит о качестве системы и ее сбалансированности. Информационное соответствие позволяет производить сравнительную оценку состояния исследуемых объектов, оценивать возможность решения задач до начала их решения. В статье систематизируются виды комплементарности и информационного соответствия. Показан пример уравнений линейной комплементарности, которые используются для решения задач оптимизации. Аналогом является симплекс метод, который применим только для кусочно-линейных функций. Метод линейной комплементарности применим для более сложных функций. Комплементарность позволяет проверять различные процессы на истинность и непротиворечивость. Многие методы верификации программ используют свойство комплементарности неявно. В статье приводятся три связанных комплементарных
понятия: функциональное соответствие, функциональное дополнение, функциональная согласованность.
Эти три понятия описывают общую сущность, но позволяют раздельно ее анализировать. Также рассматривается сходство и различие между информационным соответствием и комплементарностью применительно к формальному описанию состояния исследуемых объектов.

PR в условиях институциональной неоднородности

Стр: 75-78

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-75-78

Аннотация: The article aims at revealing the issues of PR institutional development in present-day Russian society as well as the vector of behavioral attitudes in the context of institutional evolution under globalization. The topicality of research is confirmed by newly appearing vectors of institutional space of post-industrial society. Continuing transformations of institutes in the aspect of globalization conditions the interest in the issue of institutional heterogeneity with high indeterminateness and deep deformation of subjects’ behavioral functions. The topicality is also conditioned by clearly appearing heterogeneity of Russian economic and social space. The latter is characterized among all by the dependence of the trajectory of past development. Under such conditions the understanding of which specific institutes appear in this process and which is the institutional platform and dominants under globalization gains topicality as well.

Цифровой след человека в интернете: основные гуманитарные подходы

Стр: 79-82

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-79-82

Аннотация: В данной статье рассматриваются гуманитарные подходы к проблеме цифрового следа человека в Интернете, то есть совокупности информации, которую он оставляет, запрашивает и потребляет в сети. Обосновывается актуальность гуманитарной стороны данной проблемы на фоне утверждения Сети не просто как информационно-коммуникационной технологии, а как особого социального пространства. Учитывая то, что на сегодня для многих людей пребывание в электронном пространстве стало образом жизни, с гуманитарной точки зрения Интернет претендует на статус пространства социально-экзистенциального. В статье выделены этапы развития Интернета, логически приведшие к его доступности и социально-коммуникативной обусловленности. Выделяются составляющие цифрового следа, а также отслеживается их взаимосвязь. Центральным звеном исследования предстает выделение гуманитарных подходов, позволяющих с разных точек зрения проанализировать данный объект изучения.
Так ведущим методом в исследовании выступает гуманитарное абстрагирование и междисциплинарный гуманитарный анализ. Выводы исследования подтверждают перспективность гуманитарной парадигмы исследования интернета и задают соответствующие векторы для более глубокого изучения жизни человека в сетевом пространстве.

Опыт и перспективы использования геоинформационных технологий в археологических исследованиях периода нового времени в России

Стр: 83-88

DOI: 10.21777/2500-2112-2018-4-83-88

Аннотация: Статья посвящена проблеме адаптации современных геоинформационных технологий к отечественной специфике археологических исследований, охватывающих период Нового времени (XVIII–начало ХХ вв.).
На основе анализа современных публикаций специалистов в сфере информационных технологий и археологии рассмотрены специфика ввода и хранения пространственных данных, привязки к ним различных видов информации, генерирования типовых форм отчетности, создания виртуальных реконструкций археологических объектов. Анализ рассмотренных в ходе исследования примеров указывает на то, что отечественный опыт использования геоинформационных технологий в археологических исследованиях
нередко обладает своей спецификой, которая имеет различия с устоявшейся международной практикой.
Это связано как с рядом особенностей археологического наследия России эпохи Нового времени, так и с тем, что в российской археологии сложились свои методики научного описания объектов исследования, формы отчетности и паспортизации. Анализ отдельных инициативных разработок, которые были предприняты в России за последние годы, указывает на то, что для их интеграции и массового внедрения необходимо формирование общей стратегии информатизации археологических исследований.