Выпуск: 2020-1 (30)
Рубрики:
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-1-7-12
Ключевые слова: Обучающее видео, Иностранный язык, Профессионально ориентированное обучение, Английский для специальных целей, Смешанное обучение, Дизайн, ИКТ.
Аннотация: Целью данной статьи является анализ возможностей использования обучающих видеороликов в рамках обучения профессионально ориентированной лексике по дисциплине «Иностранный язык» в вузе. Для достижения данной цели авторами рассматриваются общие вопросы смешанного обучения и применения информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональной иноязычной компетенции, приводятся результаты исследования, основанные на анализе мнения обучающихся об эффективности использования видеороликов в рамках курса перевода иностранных источников. Авторами предлагается один из вариантов такого задания с методическими рекомендациями и последующим анализом студенческого мнения об эффективности и сложностях, которые они испытывают в работе с данным видом упражнений. Особое внимание авторами уделяется тем аспектам, которые с точки зрения обучающихся являются наиболее привлекательными и, соответственно, апеллирующими к мотивационной составляющей процесса обучения иностранному языку в профессиональных целях.
Контуры традиционного российского университета в информационную эпоху
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-1-13-16
Ключевые слова: Россия, Университеты, Традиции и инновации, Информационная эпоха, Онлайн-обучение, Миллениалы.
Аннотация: Cтатья посвящена перспективам доминирования онлайн-образования применительно к традиционной системе преподавания в российских университетах. Выявлены предпосылки таких перемен, коренящиеся, во-первых, в становлении глобального информационного социума, а, во-вторых, в диктуемых последним потребностях в новом типе работника с принципиально отличным от устоявшегося классического образовательным профилем. Статья разделена на два взаимосвязанных блока: в первом анализируется вектор движения отечественных университетов к доминанте онлайн-образования. Здесь рассматриваются как позитивные, так и возможные негативные моменты этого процесса, однако подчеркивается неуклонное нарастание масштабов происходящих перемен. Второй раздел полностью посвящен анализу феномена миллениалов как главных субъектов и потребителей современного электронного образования. В заключительной части даны социокультурные и технологические рекомендации, которые, по мнению автора статьи, должны смягчить последствия перехода к современным формам университетского обучения как для профессорско-преподавательского корпуса, так и для российского студенчества.
Информационные технологии в воспитательном пространстве высшего учебного заведения
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-1-17-23
Ключевые слова: Воспитательное пространство, Информационные технологии, Информационная культура, Влияние, Студенческое самоуправление, Свойство «информационной устойчивости».
Аннотация: Повышенное значение современных информационных и сетевых технологий во всех областях нашей жизни предполагает информатизацию разнообразных процессов, происходящих в вузе, в том числе и новую организацию воспитательного процесса. Взаимосвязь процессов воспитания и формирования информационной культуры часто остается за пределами исследований, и информатизацию рассматривают только в инструментально-технологическом аспекте, не принимая во внимание, что посредством воспитательного пространства можно осуществлять необходимое информационное влияние, формируя мотивацию, ценностно-смысловой культурный базис молодежи и механизм защиты от информационных воздействий на психику человека – свойство «информационной устойчивости». Поэтому наряду с традиционными направлениями воспитания появляется еще одно направление воспитательной деятельности – создание, поддержание и регуляция информационного воспитательного пространства. При этом важным вопросом является сохранение гармоничного сочетания традиционных средств воспитания, непосредственных форм общения и новых форм и методов, связанных с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Формирование патриотического сознания молодежи на истории великой отечественной войны 1941–1945 годов
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-1-24-28
Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941–1945 годов, Великая Победа, Патриотизм, Патриотическое воспитание, Патриотическое сознание, Историческое сознание, Историческая память, Молодежь.
Аннотация: В статье патриотическое сознание личности интерпретируется как сложное образование, базирующееся на любви к Родине и включающее в себя совокупность глубоких знаний об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, а также убеждений, ценностных ориентаций и мотивационных установок по личностной активности в служении Родине и готовности к ее защите. В статье выделяются основные пути развития патриотического сознания у молодежи на событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов: углубление знаний молодежи о событиях Великой Отечественной войны, формирование на основе объективной оценки прошлого эмоционально-сопереживающего отношения к факту Победы в войне; целостный и системный подход к работе по формированию патриотического сознания по ее направлениям, формам и методам; научное обоснованное выявление и разоблачение ложных утверждений, фальсификаций истории войны и ее итогов.
Философские мемы в контексте цифровизации образования
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-1-29-36
Ключевые слова: Философские мемы, Цифровизация образования, Образовательные практики, Проектное обучение, Эдьютейнмент, Геймификация.
Аннотация: Философия, с точки зрения большинства студентов, – это наука «обо всем и ни о чем», изучение которой является обременительной обязанностью и не несет никакой прагматической пользы. Традиционный способ преподавания философии в условиях цифровизации образования лишь закрепляет данный стереотип в молодежной среде. В статье рассматриваются современные образовательные тренды преподавания гуманитарных фундаментальных дисциплин, одним из которых является мемоизация как цифровая образовательная практика. Реализация данной практики возможна в условиях смешанного и проектного обучения, геймификации образования и обучения через развлечение. Применение практики мемоизации в образовательном процессе анализируется на примере проводимого в Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург) конкурса «Философия в мемах». В результате авторы приходят к выводу об актуализации философского знания, мотивации студентов к изучению философии, их вовлечении в процесс философствования за счет переосмысления, критики и деконструкции классических философских идей посредством создания мемов.
Полифункциональная модель обучения использованию колоративных метафор профессионально ориентированного (экономического) английского языка
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-1-37-42
Ключевые слова: Когнитивный потенциал, Рецептивное и продуктивное использование метафоры, Метафорическая модель профессиональной коммуникации, Прагматические характеристики метафоры.
Аннотация: Цель работы – проследить, как осознанное рецептивное и продуктивное использование метафоры в качестве методического приема познания языка и культуры способствует развитию метафорической компетенции русскоязычных студентов-экономистов уровней владения английским языком B2-С1. Актуальность исследования обусловлена тем, что метафорическая компетенция представляет собой важнейший компонент профессионально-коммуникативной и социолингвистической компетенций, а когнитивный потенциал метафорического мышления зримо способствует возрастанию эффективности обучения студентов университета лексике профессионально ориентированного иностранного языка. Автор анализирует модель обучения использованию метафор для развития у студентов метафорического мышления и повышению их мотивации к обучению. Конструируется комплекс упражнений, направленных на развитие метафорического мышления и эффективных при работе с материалами профессиональной экономической направленности (текстами Кембриджского корпуса и видеоконференций хостинга TED.com); приводятся примеры заданий полифункционального характера. Делается вывод, что студенты порою рассматривают метафорические выражения лишь как проявление авторского стиля, что лишает их возможности уяснить философскую и художественную природу метафор.
К вопросу о повышении учебной мотивации студентов дистанционного обучения
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-1-43-48
Ключевые слова: Дистанционное обучение, Учебная мотивация, Прямая и обратная связь взаимодействия, Психолого-педагогические приемы.
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности дистанционного обучения. Целью работы является исследование психолого-педагогических приемов повышения учебной мотивации студентов дистанционного обучения. В статье рассматривается роль педагога, сопровождающего процесс дистанционного обучения, и специфика взаимодействия педагога с обучающимися посредством компьютерных технологий. Систематизированы основные деструктивные факторы, снижающие уровень учебной мотивации обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Отмечается, что стимулирование педагогом учебной мотивации обучающихся детерминирует их познавательную деятельность, пробуждает учебную активность. Показывается роль прямой и обратной связи во взаимодействии педагога и обучающихся посредством информационно-коммуникационных технологий. Приводятся психолого-педагогические приемы повышения учебной мотивации, применимые в условиях виртуального общения со студентами. В заключении подчеркнута важность и необходимость профессионального совершенствования педагогов в области освоения и применения всех ресурсов системы дистанционного обучения.
Жизненный цикл программного обеспечения обучающих систем
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-1-49-57
Ключевые слова: Обучающая система, Жизненный цикл, Программное обеспечение, Регенерация, Ресурсный подход.
Аннотация: Жизненный цикл определяет период и качество функционирования систем и продуктов. Поскольку модель жизненного цикла применяют во многих направлениях, исследования по условиям его увеличения являются актуальными. Жизненный цикл программного обеспечения является важной характеристикой, поскольку определяет жизненный цикл информационной системы, в состав которой это программное обеспечение входит. В частности, жизненный цикл обучающих систем связан с жизненным циклом программного обеспечения. В статье исследуется жизненный цикл обучающих систем и влияние на него программного обеспечения. В статье вводятся три понятия объектов по критерию жизненного цикла: объекты – носители жизненного цикла; объекты с управляемым жизненным циклом; объекты с зависимым жизненным циклом. В зависимости от типа объекта рассматриваются модели жизненного цикла для разных ситуаций. Показано различие между диссипацией и деградацией объектов – носителей жизненного цикла (как процесса затухания развития и процесса ухудшения характеристик с течением времени). Показано, что резервирование и регенерация программного обеспечения увеличивают жизненный цикл обучающих систем. Предлагается ресурсная модель жизненного цикла, основанная на том, что объем ресурсов и скорость их расходования определяют жизненный цикл системы. Основная концепция работы заключается в увеличении жизненного цикла обучающих систем за счет использования регенерации программного обеспечения.
Обновление баз геоданных на основе космической информации
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-1-58-68
Ключевые слова: Пространственная информация, База данных, Базы геоданных, Регенерация базы данных, Дистанционные методы зондирования.
Аннотация: В статье исследуются технологии и методы обновления баз геоданных. Показаны связь информации в базе геоданных с моделью картины мира, различие между обновлением базы данных и регенерацией базы геоданных. Приводится обоснование создания и применения нового понятия «буферная зона обновления данных». Раскрывается содержание дистанционных методов космического зондирования. Показано, что основой космических технологий является геоинформационное моделирование. Обобщены основные требования к хранимой в базе геоданных информации: информационное и структурное. Сформулировано информационное требование как необходимость преобразования данных в геоданные и, соответственно, выделения трех компонент: пространственного, временного и тематического. Сформулировано структурное требование, которое состоит в структурной согласованности геоданных, описывающих разные объекты. Предложена формализованная концептуальная модель обновления базы геоданных в терминах теории множеств и логических схем, представляющая механизм построения новой картины мира на основе уже существующей.
Имитационное моделирование транспортно-технологического комплекса
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-1-69-74
Ключевые слова: Имитационное моделирование, Оптимизация логистики, Алгоритм, Оперативное управление.
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы оптимизации системы транспортной логистики, исследуемые методами статистического моделирования. Цель проводимых на предложенной имитационной модели исследований состояла в получении «выходных» количественных характеристик процесса при изменении «входных» параметров. В результате проведенных на модели экспериментов получена информация о поведении системы, особенно важная на этапе ее проектирования: даны оценки эффективности алгоритмов управления системой и характера влияния изменения различных входных параметров на выходные параметры системы. Предложены алгоритмы и модели, использующие оценки производительности транспортно-технологического комплекса для оценки суммарных потерь от простоев транспорта в очередях на обслуживание при изменении входных параметров системы транспортной логистики. Рассмотрено применение метода динамического программирования для разработки вычислительного способа оптимального распределения транспортных средств по пунктам погрузки. На конкретном примере рассмотрена эффективность применения предлагаемого подхода имитационного моделирования для управления системой транспортной логистики.
Комплементарные ситуации
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-1-75-82
Ключевые слова: Комплементарность, Комплементарный набор индексов, Оптимизация, Информационная ситуация, Информационное соответствие.
Аннотация: В статье исследуется комплементарность как важное свойство при организации информационных и образовательных ресурсов. Комплементарность рассматривается с позиции полисемического понятия и исследуется как средство оптимизации. Приводится математическая модель комплементарной системы в виде уравнений и условий, задающих область существования оптимального решения. Вводится понятие «комплементарный набор индексов», сущность которого состоит в задании алгоритмизируемых логических условий, определяющих траекторию решения. Предложено представление информационной ситуации, в которой комплементарные условия являются эквифинальными, то есть позволяют разными путями получать правильное решение. Рассмотрены ситуации комплементарности и информационного соответствия, которые могут применяться для построения логического вывода в системах искусственного интеллекта. Представлен пример уравнений линейной комплементарности, которые используются для оптимизации. Приведенный математический аппарат дает возможность оценивать степень комплементарности и информационного соответствия рассматриваемых объектов. Применение подхода комплементарности и информационного соответствия в алгоритмических моделях информационной системы позволит повысить эффективность информационных процессов и управления объектами.
Пространственная съемка и моделирование с использованием беспилотных летательных аппаратов
DOI: 10.21777/2500-2112-2020-1-83-91
Ключевые слова: Пространственное моделирование, Образование, Воздушная съемка, Пространственная информация, Беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
Аннотация: В статье рассматривается технология применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для реализации пространственного моделирования. Задача пространственного моделирования возникает, в частности, при практических работах по мониторингу критической ситуации и связана с необходимостью систематического совершенствования методов и технологий ее решения. В статье раскрываются технические особенности съемки с использованием БПЛА. Указанные особенности создают новые уникальные возможности получения пространственной информации, но, вместе с тем, имеют и свои ограничения. Показано принципиальное отличие съемки с применением БПЛА и классической аэрофотосъемки. Отмечается, что съемка с применением БПЛА позволяет собирать информацию для построения качественно разных моделей: ареальных моделей территорий, объемных моделей пространственных объектов и моделей фрагментов объектов и территорий. В статье изложена комплексная технология съемки и пространственного моделирования. Формулируется вывод, что комплексный подход к сбору, обработке и представлению информации, полученной с применением БПЛА, требует изменения учебных программ и использования новых подходов в процессе учебной практики студентов геодезических специальностей.