Выпуск: 2022-2 (39)
Рубрики:
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-2-7-14
Ключевые слова: педагогический опыт, образовательный процесс, пространство свободного выбора, активные методы обучения.
Аннотация: В статье исследуется методологическая проблема организации пространства свободного выбора для обучающихся на примере общеобразовательной школы. Излагается многолетний опыт педагогического коллектива в построении jбразовательного процесса на основе подхода свободного выбора. Излагаются принципы реализации индивидуального подхода к каждому обучающемуся, которые включают свободу выбора темпа обучения, свободу выбора преподавателя, свободу выбора уровня изучения предмета, свободу перемещения по аудитории. Рассматривается апробированный на практике активный метод обучения «коллективный способ взаимного обучения». Изложена разработанная и апробированная коллективом школы педагогическая методика обучения родителей в области творческого взаимодействия в отношениях с детьми. Представлена применяемая в школе нового формата унифицированная структура учебно-методического комплекса «Учить учиться». Показано, что данный учебно-методический комплекс реализует основные постулаты творческого обучения и инвариантного отношения к изучаемым дисциплинам. Изложенный в статье многолетний педагогический опыт общеобразовательной школы в построении образовательного процесса на основе подхода свободного выбора может трансформироваться для образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.
АПРОБАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-2-15-22
Ключевые слова: виртуальная среда, иностранный язык, электронные образовательные ресурсы, видеоматериалы, профессионально направленные ситуации, иноязычные компетенции.
Аннотация: Актуальность исследования вызвана стремительной цифровой трансформацией высшего образования. Рассмотрены возможности применения инструментов виртуальной среды как самодостаточных учебных продуктов в образовательном процессе вуза. Предметом исследования являются электронные образовательные ресурсы как эффективные условия формирования иноязычных компетенций студентов вуза. В ходе экспериментального исследования выявлены потребности в повышении иноязычных знаний студентов, определены уровни сформированности иноязычных компетенций, обоснованы условия, обеспечивающие эффективность формирования иноязычных компетенций. Для проведения экспериментальной работы на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» использованы электронные образовательные ресурсы. Проведена и описана апробация инновационных образовательных ресурсов в преподавании дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе. Реализован комплекс методического обеспечения мониторинга знаний по иностранному языку. Предложенные рекомендации для иноязычной подготовки могут применяться при обучении иностранному языку студентов технических вузов. Сделаны выводы об эффективности реализации электронных ресурсов в образовательном процессе.
НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОКОЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «Z» И «АЛЬФА» И ПОКОЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ «X» И «Y»
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-2-23-26
Ключевые слова: фундаментальные характеристики поколений, межпоколенческий разрыв, новая парадигма образования, поколение «Альфа».
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы образовательного и воспитательного характера, появление которых непосредственно связано со сменой поколений и усилением межпоколенческого разрыва в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий. Сфера образования сталкивается с проблемой быстрой адаптации к новым условиям в части технических, научно-методических и кадровых вопросов. Совершенство образовательного процесса возможно лишь при внедрении рационального соотношения инноваций и традиций на любом уровне современного образования. В статье приводится анализ основных характеристик поколений, представители которых являются как учениками, так и учителями в широком смысле данных понятий. Описаны критерии ценности знаний, умений и навыков представителей каждого поколения. Отмечается, что с учетом трансформации фундаментальных характеристик поколений возникает необходимость совершенствования и развития системы образования. В новых стандартах необходимо готовить образовательные траектории уже под следующее поколение, для которых «умные» технологии становятся не просто инструментом коммуникации и обучения, а обычными социальными практиками. Даются прогностические характеристики и особенности обучения нового поколения.
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ И ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-2-27-35
Ключевые слова: цифровизация образования, построение учебного материала, дидактика, образовательные взаи- модействия, мотивация, познавательный интерес, педагогическое мастерство.
Аннотация: Объектом исследования является многоплановая проблема познавательного интереса студентов – в качестве основного вопроса результативности и даже осмысленности образовательных усилий и взаимодействий. Предметом исследования является построение качественного образовательного контента в условиях цифровизации образования, которая, так или иначе, в большей или меньшей степени, в более или менее явном виде, предполагает уменьшение объема непосредственного контакта преподавателя с аудиторией или проведение учебных занятий в режиме онлайн. В ситуации цифровизации данная проблема становится более острой и актуальной и может быть объектом всестороннего психологического, педагогического, дидактического и методического осмысления. Целью работы является поиск путей, способов и дидактических приемов построения эффективного образовательного контента. Методами исследования являются эмпирическое обобщение, дедуктивно и индуктивно организованные выводы, педагогическое наблюдение, мысленный эксперимент, сравнительный анализ, абстрагирование и идеализация. Результатом работы и одним из ее выводов является положение, согласно которому даже в ситуации классического образовательного взаимодействия во все времена стоит важный вопрос построения и организации учебного материала, предлагаемого обучающимся, который, по замыслу и определению, должен быть ясным, «прозрачным», точным, жизненно или практически ориентированным, а по возможности – интересным и увлекательным, – причем вне зависимости от конкретной изучаемой дисциплины, направления и профиля подготовки, что позволяет намного повысить эффективность преподавательской деятельности, а также уровень мотивации и познавательного интереса обучающихся. Областью применения результатов исследования являются образовательные многоплановые взаимодействия в высшей школе.
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-2-36-42
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, патриот, ценностно-ориентированный подход, учебная программа по дисциплине «Гражданское и патриотическое воспитание».
Аннотация: В системе высшего образования проблемы патриотического воспитания обучающихся являются основными вопросами в области воспитательной деятельности. В эпоху постправды, фейков, информационного фастфуда противоборство ценностей и смыслов становится все более напряженным. Молодежь в наибольшей степени подвергается разрушительному информационному воздействию. В связи с указанными обстоятельствами патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Актуальность данной работы связана с необходимостью совершенствования и развития методического обеспечения по гражданско-патриотическому воспитанию студентов с учетом новых реалий. В статье на основе анкетирования проведен анализ уровня сформированности у студентов педагогического вуза качеств, которыми должен обладать патриот. Выделены жизненные ценности и личностные качества обучающихся, входящие в понятие «патриотизм». На основе полученных результатов исследования предложено примерное содержание учебной программы по дисциплине «Гражданское и патриотическое воспитание». Выделены направления по организации мероприятий и приведен перечень апробированных на практике мероприятий, способствующих развитию патриотических качеств у обучающихся.
МЕТОД ОПТИМАЛЬНОЙ ГИПЕРСПЕКТРАЛЬНОЙ СЕГМЕНТАЦИИ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ СНИМКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЛАНДШАФТА
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-2-43-48
Ключевые слова: дистанционное зондирование, гиперспектрометр, цветовая сегментация, ландшафт, оптимизационная задача.
Аннотация: В целях решения задач дистанционного зондирования изучаемых ландшафтов цветовая сегментация в настоящее время преимущественно реализуется на основе проводимого мульти- и гиперспектрального анализа. Вопрос об оценке информативности сигналов гиперспектрометров неразрывно связан с оценкой отношения сигнал/шум на выходе этих приборов. В статье проанализированы шумовые характеристики современной мульти- и гиперспектральной техники. Предложен экстремально-информационный подход цветовой сегментации мульти- и гиперспектральных изображений. Сформулирована и решена оптимизационная задача наилучшей в информационном смысле оценки изменений, происшедших в ландшафте, с применением метода вариационной оптимизации. Предложена методика для оценки динамики изменения состояния элементов ландшафта.
КЛАССИФИКАТОРЫ И СОВМЕСТИМОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПИСКОВ
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-2-49-62
Ключевые слова: классификатор, протоклассификатор, управленческие списки, кодовые атрибуты, операция обобщения, индивидуальные понятия.
Аннотация:
В статье проводится исследование совместимости управленческих списков, представляющих собой расширение отношений, введенных Эдгаром Коддом. Рассмотрены признаки совместимости списков, содержащих кодовые атрибуты, значениями которых являются коды классификаторов. В качестве метода исследования семантики классификаторов предложена структурная модель, которая позволяет унифицировать цикл возникновения связи классификаторов с управленческими списками. Раскрывается особенность взаимодействия управленческих списков с классификатором. На основе представленной системы определений раскрываются свойства и классифицируемость управленческих списков. Излагается цикл формирования классификатора и его трансформация в семантический протоклассификатор. На формальном уровне рассматривается операция обобщения двух индивидуальных понятий, ставящая им в соответствие общее понятие. Приводятся леммы и доказательства по выполнению операции обобщения индивидуальных понятий. Рассмотренные в статье формальные требования к классификаторам, совместимости управленческих
списков по кодовым атрибутам, а также признаки их совместимости могут лечь в основу разработки стандартов автоматизированного обмена данных между информационными системами.
РАЗДЕЛЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ СИГНАЛОВ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-2-63-67
Ключевые слова: сигнал, восстановление, разделение, оптоволоконная система, передача, приемник, волна.
Аннотация:
Цель проводимого исследования заключается в проведении анализа подходов к разделению и восстановлению сигналов в телекоммуникационных системах на примере волоконно-оптических систем передачи информации и обосновании оптимального метода, который позволит увеличить пропускную способность линий связи. В процессе исследования рассмотрены методы разделения и восстановления сигналов, которые применяются при построении многоканальных телекоммуникационных систем, выделены их возможности и особенности использования. Отдельное внимание уделено временному разделению сигналов и разделению сигналов по длинам волны. Также выделены особенности и специфика применения Rake-приемников. Для увеличения пропускной способности существующих и проектируемых линий связи целесообразно объединять принципы временного разделения сигналов и разделения по длинам волны,
что может быть обеспечено на основе пассивной оптической сети. В статье раскрыты особенности и возможности пассивной оптической сети в контексте повышения скорости передачи информации и устранения явлений поляризационной и хроматической дисперсии. Также сформулированы возможности Rake-приемников в части минимизации влияния межсимвольной интерференции.
ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ СЕМАСИОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-2-68-75
Ключевые слова: геоинформатика, лингвистика, ономасиология, семасиология, сравнительный анализ, геоинформационное семасиологическое моделирование.
Аннотация:
Статья исследует новый вид геоинформационного моделирования – семасиологическое моделирование. В основе исследования использован междисциплинарный перенос методов лингвистики в область геоинформатики.
Статья вводит и обосновывает новое понятие «геоинформационное семасиологическое моделирование», которое рассматривается как альтернатива информационному ономасиологическому моделированию. Показано сходство и различие между геоинформационным семасиологическим моделированием и информационным ономасиологическим моделированием. Показана трансформация семасиологического подхода в геоинформатике. Отмечена важность информационных единиц в геоинформационном семасиологическом моделировании. Рассмотрены основные принципы геоинформационного семасиологического моделирования: системный, интеграционный, композиционный, ресурсный, ситуационный, комплементарный. Показана полисемия при этом виде моделирования, которая обусловлена многовариантностью результатов, отмечена необходимость применения качественного сравнительного анализа. Приводится краткое описание качественного сравнительного анализа и его применение к геоинформационному семасиологическому моделированию. Подчеркнута необходимость применения логического подхода к сравнительному анализу, который направлен на сочетание качественных и количественных исследовательских стратегий.
ОБРАБОТКА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-2-76-82
Ключевые слова: пространственная информация, геоданные, пространственное моделирование, пространственные модели.
Аннотация: Статья раскрывает основные свойства и особенности пространственной информации, которые задают специфику ее обработки. Дана систематика моделей пространственной информации. Раскрыто содержание пространственной информационной модели. Процесс построения пространственной модели представляется как отражение реального объекта, находящегося в некоей внешней среде и в некоей информационной ситуации. Показан механизм перехода от одной пространственной модели к другой по принципу усложнения. Описаны виды вспомогательных моделей, которые используют при построении пространственной модели. Описано пространственное метамоделирование как инструмент обобщения и извлечения знаний. Изложены принципы пространственного моделирования: принцип «отражения реальности», методологический принцип изоморфизма, принцип усложнения пространственной модели. Дана систематика видов пространственного моделирования. Показано значение координатного обеспечения в пространственном моделировании. Описано моделирование пространственной информационной ситуации. Отмечается, что с учетом роста значения и расширения области применения пространственной информации разработка и модернизация методов ее обработки является актуальным научным направлением и требует дальнейших исследований.
СЕМИОТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-2-83-89
Ключевые слова: знак, знаковая система, информационное поле, семиотика, семантика, семиозис, информационные единицы.
Аннотация:
Статья исследует свойства семиотических знаков в информационном поле. Дан анализ применения семиотики в настоящее время. Описан подход Ф.Д. Соссюра и Ч.С. Пирса к трактовке семиотики. Раскрываются три категории Ч.С. Пирса применительно к процессам семиозиса или функционирования знаков в информационном поле. Проанализировано сходство между информационной единицей и семиотическим знаком. Показано, что информационная единица есть частный случай знака. Показано изменение смысла при объединении информационных единиц. Отмечается, что информационное конструирование допустимо только в рамках заданной семиотической системы. Показано, что в информационном поле знаки приобретают дополнительные характеристики. Вводятся и раскрываются три функции информационной единицы как семиотического знака: сигнальная, причинно-следственная и различительная.
Приведен пример простой семиотической системы и логическое описание информационных единиц данной системы. Результаты исследования направлены на развитие методологических основ семиотики в части функционирования знаков в информационном поле.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВДОПОДОБИЯ ОЦЕНОК ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ГИПЕРСПЕКТРАЛЬНЫХ ВЕГЕТАЦИОННЫХ ИНДЕКСОВ
DOI: 10.21777/2500-2112-2022-2-90-94
Ключевые слова: функция правдоподобия, вегетационные индексы, моделирование, гиперспектральные данные.
Аннотация: Статья посвящена исследованию правдоподобия оценок широко распространенных относительных гиперспектральных вегетационных индексов. Сформулирована задача вычисления правдоподобия оценок относительных вегетационных индексов в условиях, когда используемые спектральные оценки имеют единую функцию распределения вероятностей, а соответствующие вероятностные показатели этих оценок жестко связаны между собой. Введена на рассмотрение нелогарифмическая функция правдоподобия применительно к относительным вегетационным индексам, спектральные оценки в которых имеют нормальный закон распределения. Определено, что при известных значениях математического ожидания оценок соответствующих спектральных величин вновь введенная функция правдоподобия имеет характерный минимум при некотором значении коэффициента связи между среднеквадратичными отклонениями используемых спектральных оценок.