Выпуск: 2024-2 (47)

2024-2 (47)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Сценарии использования цифровых технологий в образовании

Стр: 7-15

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-7-15

Аннотация: Цифровые технологии давно и прочно вошли в нашу жизнь, но в последнее время смещаются акценты их применения. Объектом исследования в представленной статье выступает цифровое образование, предметом – сценарии использования цифровых технологий в его рамках. В статье описаны результаты исследования процесса обучения с использованием цифровых и информационных технологий. Обозначены основные направления их эффективного применения в образовательной сфере, отмечены негативные аспекты быстрого доступа к цифровой информации у обучающихся. Рассмотрен процесс с точки зрения образовательной среды и применения цифровых и информационных технологий. Представлены сценарии использования цифровых технологий в образовательном процессе: очное обучение с использованием цифровых средств и технологий, дистанционное обучение, смешанное обучение. Приведен анализ практического применения сценариев, дана оценка положительного и отрицательного опыта использования цифровых технологий в профессиональной деятельности, в том числе на основе анкетирования учителей Республики Башкортостан.

Образовательный потенциал системы психофизических тренировок чань/дзэн-буддизма в работах Н.В. Абаева

Стр: 16-20

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-16-20

Аннотация: В данной работе представлен обзор методик по освоению восточных систем психофизических тренировок, изложенных в исследованиях Н.В. Абаева. Предметом исследования выступает формирование компетентности в вопросах профилактики здоровья на основе восточных систем психофизических тренировок. В работе выделяется значение чань/дзэн-буддизма, которое встраивается в данную систему, призывая к психическому благополучию, гибкости мышления, улучшению памяти, внимания, формируя физический интеллект. Автор приходит к выводу, что система психофизических тренировок, то есть развитие умственных и физических способностей человека с помощью специальных упражнений может найти применение в сфере образования как механизм, способствующий развитию интеллектуального, личностного, творческого потенциала обучающихся. В статье используется историко-философский метод анализа научной литературы по предлагаемой теме исследования и метод синтеза как соединения рассмотренного материала в новом качестве. Также в работе были использованы герменевтический и диалектический методы исследования.

Обратные задачи как инструмент образовательной технологии междисциплинарной интеграции химии и информатики

Стр: 21-32

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-21-32

Аннотация: В статье представлены особенности решения обратных задач в рамках образовательной технологии параллельной междисциплинарной интеграции химии и информатики: обсуждение содержательной постановки и переход к математической задаче на семинарах по химии, реализация решения в программной среде на занятиях по информатике и последующий анализ полученных результатов на семинарах по химии. Обоснован акцент на решение знакомых студентам химических задач с использованием различных программных средств.
Особое внимание уделено программным средствам решения уравнений и систем уравнений. Описаны основные тематические блоки, связанные с решением обратных задач: задачи на смешение растворов (дробно-линейные уравнения), задачи на взаимодействие смеси металлов с кислотами-окислителями (системы линейных уравнений), задачи на химическое равновесие (нелинейные уравнения-полиномы). Последовательность блоков определяется усложнением как химических задач, так и программных средств для их решения. Представлены результаты применения разработанной образовательной технологии в Институте тонких химических технологий Российского технологического университета, свидетельствующие об ее эффективности.

Форсайт в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе

Стр: 33-38

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-33-38

Аннотация: В статье раскрываются концептуальные, методологические и методические основы форсайта как образовательной технологии. Определены цель, задачи и принципы реализации гуманитарного форсайта в образовательном процессе технического вуза; разработан алгоритм, включающий пре-форсайт, форсайт-сессию и рефлексию. Представлены результаты апробации данной технологии на базе Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана в рамках преподавания культурологии будущим инженерам. В качестве метода проведения форсайт-сессии избран метод сценариев, предполагающий разработку, репрезентацию и оценку полярных – оптимистичного и пессимистичного – вариантов будущего техногенной культуры. Обосновано значение форсайта как образовательной технологии, способствующей формированию мышления, направленного на будущее, культуры участия, созидательной ориентации и этоса будущих инженеров. Кроме того, определены риски, возникающие в процессе апробации гуманитарного форсайта в образовательном процессе технического вуза.

Развитие лидерских качеств студентов психолого-педагогического направления подготовки в условиях образовательного пространства высшей школы

Стр: 39-47

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-39-47

Аннотация: Статья посвящена вопросу развития лидерских качеств студентов психолого-педагогического направления подготовки в процессе обучения в вузе. Педагог-психолог в процессе решения профессиональных задач использует свои личностные ресурсы, в том числе способность мотивировать участников образовательных отношений, организовывать совместную работу, давать экспертную оценку и оказывать активное содействие в решении педагогических вопросов. Лидерский потенциал студентов может быть раскрыт в процессе обучения, поэтому особую важность приобретает поиск в образовательном пространстве вуза возможностей формирования у обучающихся компетенций лидера. В статье про- водится анализ лидерских качеств как профессионально значимых в деятельности педагога-психолога.
Представлены условия, в которых лидерские качества будущих педагогов-психологов будут актуализироваться и раскрываться, позволяя студентам осознать собственный лидерский потенциал. Приведены педагогические технологии развития лидерских качеств студентов: активизация проблемно-поисковой и исследовательской деятельности обучающихся, включение студентов в программы кураторства, наставничества, волонтерскую деятельность и деятельность студенческого самоуправления, а также решение практических кейсов с привлеченными специалистами в сфере управления работой команды.
Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов.

Общие и частные принципы развития информационной культуры в цифровую эпоху

Стр: 48-55

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-48-55

Аннотация: В настоящей статье в качестве объекта рассматривается развитие цифровой информационной культуры как педагогический процесс на уровне принципов. Целью исследования предстаёт обзор соответствующих принципов с содержательным обоснованием их применимости с учётом специфики информационной деятельности. Основными задачами исследования выступает дифференциация дидактических и воспитательных принципов, а также общих и частных принципов с выявлением их взаимосвязи на данной основе. Актуальность работы обусловлена увеличением удельного веса информационной деятельности в условиях цифровизации, а новизна – восполнением пробела исследования цифровой проблематики на сугубо теоретическом уровне с применением аналитического подхода в противовес традиционно принятому остенсивному, свойственному практическим работам методического толка. В результате исследования автор приходит к выводу о слиянии дидактической и воспитательной плоскостей в призме информационной культуры на уровне принципов как педагогических единиц высокого порядка, а также об обоснованности частных принципов, берущих свои истоки от общих положений теоретической педагогики с содержательным уточнением в сторону специфики цифровой информационной деятельности.

Создание дидактического телеграм-канала для обучения биологии в школе на углубленном уровне

Стр: 56-64

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-56-64

Аннотация: В статье рассмотрено применение телеграм-канала в качестве дидактического средства цифровизации обучения, что продиктовано возрастающей ролью мобильных приложений в жизни общества и возможностями, которые они могут предоставить – интерактивность, доступность, скорость обмена информацией, получения обратной связи. В основе методологии данного исследования лежит концепция персонализированного обучения и некоторые элементы стратегии цифровой трансформации образования. В качестве методов использовались метод дифференциации как инструмент выявления дидактической и воспитательной сущности в применяемых цифровых сервисах, опрос, педагогический эксперимент. В ходе исследования проанализированы возможности применения онлайн-сервисов в образовательных целях. Разработано целостное дидактическое решение по использованию телеграм-канала для обучения биологии в школе. Показаны возможные перспективы его использования, в том числе на углубленном уровне, обоснован набор функциональных средств. Продемонстрирован пример обучающего канала для изучения биологии в 9-м классе, обобщён авторский опыт использования сервиса, подтверждающий повышение доступности и персонализации обучения.
Предложены перспективы дальнейшего развития образовательной технологии с применением телеграм-канала. Практическая применимость результатов исследования обеспечена возможностью тиражирования положительного опыта: например, создание персональных учительских каналов на основе предложенных подходов.

Задача приведения пореквизитного адреса к строковой форме

Стр: 65-81

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-65-81

Аннотация: В статье исследуется тема формального описания и нормализации общепринятого понятия «адрес» в базе данных. Актуальность работы обусловлена высокой степенью изменчивости адресов и необходимостью создания значительного числа грамматических правил для их формального описания и нормализации. В статье предлагается подход обобщения правил этого описания. Сформулирован критерий эквивалентности множеств порождаемых адресных строк. Разработана система правил формальной грамматики, которая преобразует набор значений реквизитов адреса в строковую форму. Адресная строка рассматривается как лингвистическая переменная, источником для которой является пореквизитный адрес, преобразованный по правилам порождающей грамматики. В свою очередь, каждый пореквизитный адрес рассматривается как результат преобразования соответствующей адресной строки при помощи правил распознающей грамматики. С применением метода логической категоризации процесса преобразования конкретного адреса построено дерево адресов, пути которого определяют структуру каждой адресной строки. Предложена теоретическая модель автоматического преобразования пореквизитного нормализованного адреса в строковую форму. Полученные результаты могут быть полезны проектировщикам информационных систем, содержащих данные адресного описания или взаимодействующих с ними.

Основы теории соответствия между информационными объектами

Стр: 82-90

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-82-90

Аннотация: Статья исследует категорию «соответствие» в области информационного поля и информационного моделирования. Категория «соответствие» имеет многогранную природу существования по форме, содержанию, отношениям между объектами. Соответствие может быть функцией, отображением, вычислительной или логической операцией, способом передачи информационных единиц и т.д. Соответствие можно рассматривать как отношение, как свойство между двумя сущностями, как результат сравнения информационных объектов, как оценку результатов информационного поиска. Соответствие может быть процессуальным, семантическим, морфологическим, структурным и т.д. Разные виды соответствия обуславливают актуальность его исследования. В статье представлена систематика соответствий по формальным и прикладным признакам. Раскрывается содержание соответствий формального и прикладного значения. В терминах теории множеств и математической логики представлены обобщенные свойства категории «соответствие» и его дополнения «несоответствие». Показано различие между полным и частичным соответствием. Показано, что важной категорией соответствия является онтологическое соответствие, которое позволяет формировать знания, и информационное соответствие, которое является составным соответствием в информационном поле. Разработанные основы теории соответствия между информационными объектами направлены на расширение и уточнение формализованных процедур информационного поиска и информационного моделирования и выявление неявных знаний.

Использование рекуррентных нейронных сетей для анализа временных рядов и выявления тенденций в данных

Стр: 91-102

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-91-102

Аннотация: Традиционные модели рекуррентной нейронной сети RNN (Recurrent Neural Network), такие как LSTM (Long Short-Term Memory) и GRU (Gated Recurrent Unit), давно применяются для анализа временных рядов, но обладают ограничениями в обучении на длинных последовательностях и высокими вычислительными требованиями. Последние достижения в области прогнозирования временных рядов показали снижение их значимости. В данной работе предложена новая архитектура RNN с линейной временной сложностью и меньшими затратами памяти. В ходе исследования проведена апробация предложенной модели RNN и оценка ее производительности на различных задачах анализа временных рядов. Представлены результаты эксперимента, которые показывают, что предложенная модель превосходит современные альтернативы. Конкурентоспособность модели была подтверждена сравнением с передовыми моделями, такими как PatchTST и TimesNet. Кроме того, предложенная модель превзошла по производительности модели на основе многослойных перцептронов (MLP) и оказалась более эффективной, чем модели на основе трансформеров. Предложенная архитектура RNN может стать перспективным направлением для будущих исследований в данной области.

Концепция образовательной системы университета в интересах устойчивого развития

Стр: 103-115

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-103-115

Аннотация: Университеты играют решающую роль в подготовке молодых специалистов, обеспечивая им понимание целей устойчивого развития, таких как развитие стратегических партнерств, уважение и поддержка прав человека, эффективное использование ресурсов, охрана окружающей среды. Указанный перечень качеств достигается через образовательный, воспитательный и научный процессы, формирующие мировоззрение обучающихся. В статье дан краткий обзор инициатив и лучших практик в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов, способных внести значимый вклад в достижение целей устойчивого развития. Выделены ключевые направления развития образования, научной и воспитательной деятельности университетов в интересах устойчивого развития. Предложена концепция целостной системы подготовки специалистов, способных продвигать цели устойчивого развития. Эмпирической базой исследования послужили доклады и материалы Международной конференции «Роль университетов в реализации целей устойчивого развития», проведенной в мае 2024 года на базе Белгородского университета кооперации, экономики и права.

Пари Паскаля – для современных студентов (историко-философский, общетеоретический, мировоззренческий и дидактический аспекты). Часть 1

Стр: 116-127

DOI: 10.21777/2500-2112-2024-2-116-127

Аннотация: Актуальность темы определяется тем, что содержание вузовской учебной дисциплины «Философия» предоставляет богатые возможности реализации не только образовательных и развивающих, но также воспитательных целей обучения и формирования мировоззрения молодежи, ориентированного не столько на позитивистское понимание познания мира, человека, общества и истории, сколько на постановку и поиск ответов на метафизические вопросы. Объектом исследования являются дидактические особенности изучения проблематики противостояния и полемики двух мировоззренческих систем жизненной навигации человека, представляющих собой противоположные решения «основного вопроса философии».
Предметом исследования является дидактическая специфика знакомства обучающихся со знаменитым пари Паскаля в контексте мировоззренческих поисков личности. Целью работы является обоснование представления пари Паскаля не в качестве одного из множества элементов истории философии, покрытых «пылью веков», интересных нынешнему человеку только в качестве «памятника старины» и поэтому совершенно не интересных современным студентам, а, наоборот, – как всегда актуального основания мировоззренческого личностного выбора. Методами исследования являются абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент, сравнительный анализ, дедуктивно и индуктивно организованные выводы, умозаключения по аналогии и эмпирическое обобщение. Результатом работы и одним из ее выводов является положение, согласно которому содержание пари Паскаля предоставляет фактически уникальную дидактическую возможность демонстрации и обоснования метафизической асимметрии мировоззренческого выбора между материалистическим, атеистическим, эволюционистским, сциентистским и антроповолюнтаристическим идейным полюсом жизненной навигации, с одной стороны, и идеалистическим, теистическим, креационистским, антисциентистским и провиденциалистским полюсом, с другой стороны. Областью применения результатов исследования являются мировоззренческие поиски личности, многоплановые образовательные взаимодействия и дидактические стратегии как в средней, так и в высшей школе. В первой части статьи рассматриваются дидактические и мировоззренческие аспекты изучения студентами в общем курсе философии противостояния материализма и атеизма, с одной стороны, и философского идеализма и теизма, с другой стороны, как двух мировоззренческих учений и систем жизненной навигации человека, обусловленных различными решениями «основного вопроса философии».