Выпуск: 2025-3 (52)

Рубрики:
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2025-3-7-15
Ключевые слова: когнитивные технологии, когнитивная образовательная коммуникативистика, электронное обучение, вовлеченность обучающихся, образовательная среда, адаптивное обучение, междисциплинарное направление.
Аннотация: Индивидуализация обучения привела к необходимости учета и применения когнитивных факторов в образовании. В статье рассматриваются новые формы и методы реализации технологических функций когнитивного обучения в электронной информационно-образовательной среде. Рассматривается новая характеристика обучения, называемая «вовлеченность», которая связана с необходимостью применения когнитивных методов. Раскрывается роль когнитивных технологий в адаптивном обучении. Отмечается, что когнитивные технологии приобретают большее значение в смешанном обучении. Методологически объяснено различие в реализации когнитивных функций в электронной и естественной образовательной среде. Предложена концепция когнитивной образовательной коммуникативистики, которая позволяет системно рассматривать когнитивные технологии как инструмент не только цифровизации образования, но и формирования нового педагогического мышления. Рассмотрены основные принципы создания нового междисциплинарного направления, связывающего когнитивные процессы и коммуникацию в образовательной среде. Выделены и обоснованы предпосылки подготовки будущих педагогов, готовых к внедрению и применению когнитивных технологий. Концепция коммуникативистики открывает возможности для системного осмысления роли когнитивных технологий в современном образовании и может служить методологическим основанием для дальнейших исследований.
Педагогические условия развития экономической культуры студентов
DOI: 10.21777/2500-2112-2025-3-16-26
Ключевые слова: экономическая культура, финансовая грамотность, экономическая готовность, индекс развития, компетенции, педагогические условия, педагогические технологии.
Аннотация:
Статья посвящена проблеме развития экономической культуры студентов. Предметом исследования являются педагогические условия развития экономической культуры студентов профессиональной образовательной организации. При теоретико-методологическом анализе процесса развития экономической культуры студентов используются три взаимосвязанных подхода – системный, компетентностный и деятельностный. Это обусловлено семантикой базового термина «экономическая культура», рассматриваемого в статье как совокупность элементов: экономические знания, практические умения и навыки; нравственно-экономическая направленность личности; способы организации деятельности; нормы, регулирующие поведение человека в обществе. Педагогические наблюдения авторов показывают, что в профессиональных образовательных организациях экономическая культура студентов развивается недостаточно эффективно, с отставанием от современных социально-экономических реалий. Разрешение этого противоречия возможно через создание в образовательной организации необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективную управляемость этим процессом. Научная и практическая значимость исследования состоит в систематизации педагогических условий эффективного развития экономической культуры, включающих комплекс педагогических мер, структурируемых авторами по трем группам: содержательно-информационные, организационно-методические и социально-личностные.
Предложенная система педагогических условий будет способствовать эффективности в повышении уровня экономической культуры будущих специалистов.
Методический потенциал разговорного клуба на иностранном языке
DOI: 10.21777/2500-2112-2025-3-27-34
Ключевые слова: методический потенциал, иноязычный разговорный клуб, речевая деятельность, лингвокоммуникативные навыки, языковые и речевые умения.
Аннотация: Статья посвящена исследованию методического потенциала иноязычных разговорных клубов в высших учебных заведениях. Методический потенциал иноязычного разговорного клуба рассматривается как комплекс возможностей данного инструмента достичь лучших результатов в изучении иностранного языка. В ходе исследования выделена структура задач разговорного клуба и компетенций, которые необходимы преподавателю, курирующему работу клуба. Отмечается, что кроме практического аспекта, важной задачей разговорного клуба является создание мотивации к более качественному овладению иностранным языком и снятию языкового барьера. На структурном уровне раскрывается методический потенциал иноязычного разговорного клуба в речевой деятельности и формировании необходимых лингвокоммуникативных навыков участников. Проведено эмпирическое исследование на базе разговорного клуба “Speak Up!” Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Представлены разные формы проведения встреч, в ходе которых студенты имели возможность развивать навыки коммуникации, умения говорения, аудирования, чтения и письма, а также совершенствовать лексические, грамматические и произносительные навыки. Проведена рефлексия участия обучающихся в работе разговорного клуба “Speak Up!”, на основе которой определены направления совершенствования данного способа обучения.
Исследование самооценки честолюбия и властолюбия обучающихся
DOI: 10.21777/2500-2112-2025-3-35-41
Ключевые слова: честолюбие, стремление к власти, мотив, самооценка, социальная активность, студенты, карьера.
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования честолюбия и стремления к власти у студентов. Несмотря на то, что данные феномены традиционно рассматриваются в психологии личности и социальной психологии, их операционализация и эмпирическая проверка остаются ограниченными и фрагментарными. Цель исследования заключалась в выявлении различий в выраженности ориентации на власть у студентов с разной самооценкой честолюбия. Эмпирическая база исследования включала 102 студентов трёх вузов (возраст 18–23 года). Использованы методика «Самооценка честолюбия» (О.В. Барсукова) и тест социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина). Результаты показали, что большинство студентов оценивают себя как честолюбивых (62,75 %). У честолюбивых студентов стремление к власти выражено значимо выше, чем у нечестолюбивых, хотя в обеих группах обучающихся оно остается в диапазоне низких значений. Новизна исследования заключается в сопоставлении самооценки честолюбия с выраженностью стремления к власти, что позволяет уточнить структуру мотивационной сферы личности в студенческом возрасте. Результаты исследования могут быть использованы в практической психологии, при разработке программ психологического сопровождения студентов, а также в кадровой и управленческой практике.
Применение генеративных моделей в обучении математическому анализу студентов IT-направлений
DOI: 10.21777/2500-2112-2025-3-42-51
Ключевые слова: искусственный интеллект, генеративные модели, математический анализ, IT-образование, конструирование промптов, инструментарий педагога, персонализация обучения.
Аннотация:
Статья посвящена исследованию потенциала генеративных моделей искусственного интеллекта в преподавании математического анализа студентам IT-направлений подготовки. Актуальность работы обусловлена необходимостью автоматизации рутинных задач преподавателей, персонализации обучения, снижения когнитивной нагрузки при сохранении качества обучения. В статье излагается методика применения генеративных моделей для преподавания математического анализа, обеспечивающая баланс между автоматизацией и формированием аналитического мышления студентов. Проведена систематизация направлений использования генеративного искусственного интеллекта в преподавании математического анализа. Рассмотрен конкретный кейс применения генеративных моделей в обучении математическому анализу, разработана и апробирована в учебной практике система промптов. Проведено эмпирическое исследование с применением анкетирования, в котором приняли участие 69 студентов первого курса направления «Фундаментальная информатика». Результаты показали, что студенческий опыт использования генеративных сетей при изучении математического анализа представлен решением задач с пошаговым разбором (67 %), проверкой своих решений (62 %), подготовкой к экзаменам и зачетам (52 %), объяснением теоретического материала (57 %), генерацией примеров и задач для тренировки (34 %). Отмечаются как преимущества, так и проблемы применения генеративных моделей в обучении.
Делается вывод, что генеративные модели целесообразно использовать не только как вспомогательный инструмент для студентов, но и как ресурс для преподавателей. Полученные результаты могут быть использованы при разработке образовательных технологий по математическим дисциплинам и методических подходов к корректному применению искусственного интеллекта в обучении.
Профессиональное воспитание будущего педагога инженерно-технического профиля
DOI: 10.21777/2500-2112-2025-3-52-62
Ключевые слова: педагог, инженерно-технический профиль, профессиональное воспитание, профессиональная воспитанность, педагогические компетенции, личность, самоопределение.
Аннотация:
В статье представлены ключевые аспекты профессионального воспитания, отвечающие современным вызовам.
Демонстрируется эволюция понятия «профессиональное воспитание» от прикладного понимания в середине XX века до современных компетентностно-ориентированных подходов. Отмечается, что профессиональное воспитание выходит за рамки процесса формирования узкопрофильных знаний и компетенций и затрагивает нравственную, культурную и гражданскую составляющие личности, обеспечивая ее адаптацию в социокультурной и профессиональной среде. Профессиональное воспитание будущего педагога инженерно-технического профиля рассматривается как интегративный процесс, сочетающий инженерные и педагогические компетенции. Разработана структура компонентов профессиональной воспитанности, которые увязаны в единую систему, что позволяет рассматривать их как взаимодополняющие качества профессионально воспитанной личности. Результаты исследования могут быть применены при разработке образовательных программ педагогической подготовки в инженерно-технических вузах, в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Разработанная структура компонентов профессиональной воспитанности может служить основанием для проектирования программ воспитательной работы, а также для создания диагностических инструментов оценки сформированности профессионально значимых качеств у студентов.
Методические аспекты информационного моделирования пространственных объектов с применением технологии лазерного сканирования
DOI: 10.21777/2500-2112-2025-3-63-69
Ключевые слова: информационное моделирование, лазерное сканирование, облако точек, пространственные объекты, мониторинг, большие данные, обработка данных.
Аннотация: В статье исследуются технологии лазерного сканирования как инструмент информационного моделирования пространственных объектов. Результаты сканирования рассматриваются как информационная модель определенного вида. Рассмотрены три основные информационные модели на примере лазерного сканирования для обследования транспортных трасс: модель облака точек, трехмерная модель точек объекта и цифровой снимок как информационная модель на плоскости. Лазерное сканирование связано с обработкой большого объема данных, что вызывает необходимость обработки пространственных объектов по частям. Показано, что технологии сбора информации, основанные на сборе информации «точка за точкой», теряют связи между частями объекта. Эта же проблема возникает при обработке пространственных объектов по частям. Для восстановления связей в моделях объекта предлагается комплексная методика сопряжения информационных моделей, получаемых при лазерном сканировании объекта. Разработанный подход к трансформации большого объема данных на основе информационного моделирования обеспечивает целостное представление пространственного объекта с высокой точностью. Для улучшения визуального восприятия модели предлагается цветовое кодирование точек на основе фотосъемки и тематического картографирования. В статье представлены этапы информационного моделирования с применением мобильного лазерного сканирования на примере конкретного участка болгарской трассы (перевал Троян – Карнаре) с высоким качеством измерений. Результаты исследования могут быть полезны специалистам в области мониторинга транспортных инфраструктур, транспортного строительства, геодезии, обработки больших данных, дорожной безопасности.
Анализ защитных протоколов системы доменных имён в рамках промышленного интернета вещей
DOI: 10.21777/2500-2112-2025-3-70-82
Ключевые слова: промышленный интернет вещей, DNS, безопасность IIoT, кибератаки, уязвимость протоколов защиты.
Аннотация:
Данное исследование направлено на комплексное рассмотрение проблемы безопасности системы доменных имён (DNS) в условиях промышленного интернета вещей (IIoT), где ограниченные вычислительные ресурсы устройств сочетаются с высокими требованиями к надёжности и отказоустойчивости. В работе проведён сравнительный анализ специализированных протоколов защиты DNS, включая DNSSEC, DoH, DoT, DoQ, а также облегчённых решений DoC и mDNS, применимых в условиях ограниченных вычисли- тельных возможностей. В ходе эксперимента протестированы протоколы как в виртуальной среде, так и на микроконтроллере, что позволило оценить их эффективность на разных уровнях инфраструктуры.
Предложен научно-методический подход к анализу протоколов защиты DNS в рамках промышленного интернета вещей, включающий следующие процедуры: формирование классификации кибератак на DNS в промышленной среде; внедрение полуколичественной модели оценки рисков, адаптированной к условиям ограниченной вычислительной мощности; сопоставление традиционных и облегчённых протоколов на базе практических экспериментов. Результаты исследования могут быть применены при выборе протоколов защиты DNS в промышленных системах, а также в образовательной и методической деятельности.
Метод выбора и распределения задач на основе методологии SCRUM с использованием популяционных алгоритмов
DOI: 10.21777/2500-2112-2025-3-83-95
Ключевые слова: распределение задач по исполнителям, генетический алгоритм, алгоритм бактериального хемотаксиса, популяционные алгоритмы, задача о рюкзаке, комбинаторная оптимизация, управление проектами, методология Scrum.
Аннотация:
В статье описывается проблема выбора и распределения задач между исполнителями в рамках проектов с использованием методологии Scrum. Предлагается решение данной проблемы путем сведения ее к задаче о множественном рюкзаке и решения с использованием популяционных алгоритмов, в частности ансамбля генетического алгоритма и алгоритма бактериального хемотаксиса. В статье приводится модель расчета приоритета и трудоемкости задачи для конкретного исполнителя. Описываются классы входных данных. Излагаются основные этапы реализации алгоритмов, значения их настроечных параметров.
Разработана метрика оценки качества результатов работы предложенного метода. Определен набор параметров алгоритмов, при которых показатель качества будет высоким для большинства классов входных данных. Приводится сравнение времени работы программной реализации алгоритмов и их комбинации, а также качества получаемых результатов вычисления. Делаются выводы о применимости алгоритмов ансамбля к выделенным классам входных данных. Результаты исследования показывают эффективность использования разработанного метода для распределения работ по сравнению с составляющими его отдельными алгоритмами.
Образовательные экосистемы в контексте формирования экологической культуры и устойчивого развития
DOI: 10.21777/2500-2112-2025-3-96-109
Ключевые слова: образовательная экосистема, экологическая культура, образование, устойчивое развитие, экологическое образование.
Аннотация:
Будущее образования связано с образовательными экосистемами, роль которых в формировании экологи ческой культуры и транслирования практик устойчивого развития трудно переоценить. В образовательных экосистемах происходит обмен знаниями, опытом и инновационными подходами к экологическому образованию, формируются практики устойчивого развития, приобретаются навыки экологической ответственности. Цель данного исследования состоит в рассмотрении образовательных экосистем в контексте формирования экологической культуры и устойчивого развития, а также определении перспективных направлений, реализация которых в образовательной экосистеме будет способствовать повышению экологической ответственности обучающихся. Для решения данной проблемы в исследовании используется метод изучения научной литературы в отношении понятий «экологическая культура» и «образовательная экосистема», проводится обзор законодательной базы, регулирующей экологическое образование на национальном и международном уровне, обобщаются итоги, представленные в национальных и международных рейтингах и озвученные в аналитических отчетах. По результатам проведенного исследования установлено, что продуктивная кооперация и партнерство в образовательной экосистеме формируют положительный результат от такой интеграции, состоящий в предоставлении возможности реализовать участникам экологические инновации и практики устойчивого развития.
Полученные результаты способствуют развитию экосистемного подхода в экологическом образовании за счет более глубокого понимания важности формирования экологической культуры и устойчивого развития у обучающихся.
Проблема переосмысления и обновления традиционных ценностей в современном обществе: социально-философский анализ
DOI: 10.21777/2500-2112-2025-3-110-117
Ключевые слова: ценность, личность, свобода, достоинство, гармония интересов, личное и общее благо, социально-практическая философия.
Аннотация: В статье исследуется актуальная социально-философская проблема переосмысления традиционных ценностей в контексте быстро меняющейся современности. Рационально-критически рассматривается ряд важных традиционных ценностей, таких как приоритет духовных интересов над материальными, общего блага над личным, патриархальной семьи и другие. При этом обнаруживается их устаревший смысловой потенциал и предлагается новое концептуальное понимание в перспективе возрастания степеней личной и общественной свободы. Авторский подход основан на принятии общецивилизационной тенденции выстраивания гармоничных отношений между духовными и материальными интересами человека, а также личным и общим благом. Особое внимание в статье уделено современному синтетическому пониманию ценности человеческого достоинства в качестве единства социальной полезности личности и ее морально-правовой самоценности. Благодаря сочетанию прагматических и морально-правовых интересов возможно достижение полноценности бытия человека и всего общества. Необходимой практической задачей исследования также является переосмысление ценности семьи уже не в качестве патриархального института, а как добровольного союза равноправных партнеров, нацеленных на совместное достижение счастливой жизни. Завершающим аспектом нашего исследования будет анализ традиционного понятия «волюшки-воли» как негативной свободы. Показана объективная необходимость перехода к позитивной свободе, а именно к ее высшим проявлениям в политической, нравственно-религиозной и творческой самостоятельности личности. Практическая реализация этих обновленных ценностей будет важным условием для устойчивого и успешного развития российского социума.
Основные разделы философского знания – для современных студентов (историко-философский, мировоззренческий и дидактический аспекты)
DOI: 10.21777/2500-2112-2025-3-118-129
Ключевые слова: преподавание философии, онтология, гносеология, эпистемология, антропология, этика, эстетика, логика, аксиология, праксиология.
Аннотация: Актуальность темы связана с падением общего уровня качества современного отечественного высшего образования и особенно его социально-гуманитарной составляющей, в которой ведущей дисциплиной является философия, изучаемая студентами всех вузов независимо от направления и профиля подготовки. Объектом исследования являются педагогические особенности преподавания философии в высшем учебном заведении. Предметом исследования является дидактическая специфика изучения структуры философского знания. Целью работы является обоснование педагогической максимы, согласно которой степень эффективности как среднего, так и высшего образования может быть существенно повышена при условии простоты, ясности и жизненности предлагаемого учащимся материала. Методами исследования являются педагогическое наблюдение, сравнительный анализ, формально-логический метод деления понятия, классический способ определения понятия, дедукция, индукция и аналогия, идеализация и мысленный эксперимент. Результатом работы является обоснование и демонстрация дидактической возможности преобразования учебного материала в образовательном процессе из сложного, непонятного и неинтересного в простой, понятный и интересный. Областью применения результатов исследования является теория и практика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении.