Выпуск: 2021-3 (36)

2021-3 (36)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Систематика алгоритмов тестирования обучающихся

Стр: 5-12

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-5-12

Аннотация: Статья исследует алгоритмы, которые применяют в области образования при тестировании обучающихся. Показано, что для тестирующих систем применяют специальные алгоритмы, которые могут представлять инструмент познания и инструмент оценки знаний. Показано, что алгоритм может
служить для описания закономерностей окружающего мира. Общим описанием алгоритмов является информационная конструкция. Показана связь алгоритма и информационного поля. Дается систематика алгоритмов применительно к задачам тестирования. Рассмотрены аспекты сложности, использования ресурсов, структуры и последовательности действий. Даны схемы алгоритмов разных типов. Статья описывает тринитарную модель алгоритма, которая может служить основой описания алгоритма как объекта познания. Рассматриваются свойства познавательной модели алгоритма. Статья вводит новую характеристику алгоритма – «когнитивность алгоритма», которая является важной и необходимой при создании алгоритмов тестирования. Когнитивность алгоритма тестирования характеризует ряд факторов: воспринимаемость теста, рецепция, перцепция и апперцепция учащимся тестирующего задания.
Полученные результаты исследования могут найти применение при создании модели интеллектуальной системы тестирования обучающихся.

К вопросу об исследовании воспринимаемого качества образовательных услуг

Стр: 13-24

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-13-24

Аннотация: Целью статьи является представление результатов пилотного исследования проблемы воспринимаемого качества образовательных услуг. Тема качества высшего образования является одной из самых обсуждаемых на протяжении всей истории существования университетского образования. В ситуации высокой конкуренции на рынке образовательных услуг проблема качества не только не решена, но и звучит наиболее остро, поскольку не всегда является основным фактором конкурентоспособности вуза. По результатам исследования сделаны выводы о необходимости доработки анкеты с учетом выделенных критериев качества и уточнения целей, а именно – уточнить взаимозависимость воспринимаемого качества образовательных услуг и удовлетворенности образовательными услугами. В целом исследование показало, что студенты и государственного и негосударственного вузов выдвигают схожие требования к качеству образования, в основе воспринимаемого качества лежат такие критерии, как качество профессиональной подготовки преподавательского состава; организация практик; применение современных методов обучения, изучение актуальных для современных реалий процессов и технологий.

Концептуальный подход к самовоспитанию обучающихся

Стр: 25-31

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-25-31

Аннотация: Рассмотрение самовоспитания как метода воспитания в вузе представляется наиболее актуальным в век бурного развития информационных технологий и дистанционного обучения. Целью исследования является разработка концептуального подхода к самовоспитанию обучающихся в современной образовательной среде. В статье раскрыт необходимый психологический базис, на котором основано самовоспитание как
психологическое качество будущего специалиста. Выделены принципы и задачи технологии самовоспитания на примере методики «Сделай себя сам», разработанной академиком Международной академии наук педагогического образования Г.К. Селевко, которые могут быть реализованы для обучающихся в условиях электронной образовательной среды (ЭОС). Обозначена необходимость их реализации с применением алгоритмических и математических моделей управления параметрами ЭОС, оценки соответствия компетенций обучаемого заданному уровню и другими формализованными методами, направленными на повышение творческого потенциала обучающихся в условиях ЭОС. Выделены критерии успешности развития самовоспитания как психологического качества личности обучающихся. Полученные результаты исследования могут найти применение в решении задачи по достижению синергетического эффекта в электронном обучении.

RAFT-технология как средство формирования образовательной самостоятельности студентов

Стр: 32-36

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-32-36

Аннотация: Одним из требований, предъявляемым к выпускникам вузов со стороны государства и общества, является формирование образовательной самостоятельности, которая проявляется через личностную заинтересованность студентов в образовании, владении способами организации образовательной деятельности, стремлении к самообразованию. Вместе с тем, традиционные способы и средства обучения в контексте
современных реалий высшего образования недостаточны для выполнения данного требования. В качестве инновационного средства формирования образовательной самостоятельности автором предлагается использование RAFT-технологии, при которой основной акцент делается на увеличение доли самостоятельности студентов, образование их личностных смыслов. Применение этой технологии анализируется на примере занятий по педагогике, проводимых в Алтайском государственном педагогическом университете (г. Барнаул). В результате автор приходит к выводу о повышении мотивации обучающихся, вовлечении их в собственную образовательную деятельность, развитии когнитивных процессов, необходимых для дальнейшего самосовершенствования и самоорганизации через создание текстов в рамках использования данной технологии.

Развитие человеческого потенциала на основе реализации концепции SMART-образования

Стр: 37-44

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-37-44

Аннотация: Человеческий потенциал является значимым фактором, влияющим на обеспечение конкурентоспособности экономики. Особенно важным при этом представляется формирование человеческого потенциала молодого поколения как инновационного ресурса развития общества. В связи с этим целью настоящей работы выступает анализ возможностей развития человеческого потенциала молодого поколения в контексте реализации концепции smart-образования. Рассмотрены ключевые аспекты концепции smart-образования, в частности, связанные с развитием smart-компетенций. На основе результатов первого этапа формирующего эксперимента, проведенного ФГБУН ВолНЦ РАН, установлено, что в среднем в контрольной и экспериментальных группах владение smart-компетенциями находится на автономном уровне при желательности достижения стратегического. Предложены основные направления развития отдельных составляющих smart-компетенций, а также обозначен их возможный вклад в формирование человеческого потенциала учащихся. В заключение отмечена необходимость создания благоприятной среды, способствующей развитию способностей и возможностей учащихся, и определены перспективы исследования.

Перспективы преподавания иностранного языка «без учебника» в современной педагогической практике

Стр: 45-52

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-45-52

Аннотация: Настоящая статья носит практический методический характер и преследует цель критического описания неформальной лингвообразовательной практики. Предметом исследования выступает лингвообразовательный процесс. В работе рассматривается современный подход преподавания иностранного языка «без учебника» в современной педагогической практике, который предлагается внедрять преподавателями-практиками в связи с развитием коммуникаций в образовательном пространстве и возможности непосредственного коммуницирования с носителями языка и участия в различных online-тренингах. Раскрываются преимущества, недостатки и перспективы преподавания иностранного языка «без учебника».
Выявляются особенности отказа от учебника как основного дидактического средства в процессе преподавания иностранного языка. Даётся оценка оправданности и эффективности такого подхода. Особое внимание уделяется анализу преимуществ и недостатков такого обучения. Делается вывод о возможности его применения лишь в локальном контексте для решения весьма узкого круга педагогических задач.

Метод автоматического продления видеоряда на основе визуальных и семантических свойств видеосцен

Стр: 53-59

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-53-59

Аннотация: В статье представлен метод автоматического продления видеоряда с использованием иерархических рекуррентных нейронных сетей. В основе метода лежит информация о визуальных и семантических свойствах видеосцен, полученных из видео, и заранее известные данные о видео. В статье представлены алгоритмы выделения визуальных и семантических свойств видеосцен, алгоритм продления видеоряда. Дано описание результата работы метода. Продемонстрирована целесообразность использования метода. Описаны возможные сценарии использования метода. Предложенный метод продления видеоряда может быть использован при рекомендации коротких видео-роликов, а также фильмов. В результате работы метода получается следующий набор видео, каждый элемент которого близок по выделенным свойствам к начальной выборке.

Формальные свойства совместимости списков

Стр: 60-71

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-60-71

Аннотация: Целью настоящей статьи является построение теоретической модели автоматического соединения управленческих списков различных ведомств. Тема статьи актуальна для организации межведомственного взаимодействия в части обмена данными. На основе остова (общей части) управленческих списков в статье даны формальные определения атомарных и структурированных управленческих списков с атомарными и лингвистическими атрибутами, представляющих собой расширение отношений, введенных Эдгаром Коддом. Рассмотрены признаки совместимости таких списков. Методы исследования: логическая категоризация управленческих списков от простых к сложным.
Рассмотренные в статье формальные определения однородных и структурированных списков, содержащих атомарные и лингвистические атрибуты, а также признаки их совместимости могут лечь в основу разработки стандартов автоматизированного обмена данных между информационными системами. В частности, определения однородных и структурированных списков могут использоваться в процессе разработки обменных форматов, а также сервисов обмена данными между различными информационными системами.

Ситуационное метамоделирование

Стр: 72-79

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-72-79

Аннотация: Статья исследует метамоделирование и ситуационное метамоделирование в информационном поле. Она вводит новое понятие «ситуационное метамоделирование». Показан механизм трансформации объектов и ситуаций в информационное поле. Показаны различия между моделью объекта и моделью информационной ситуации, между метамоделью объекта и метамоделью информационной ситуации, сходство и различие между метамоделью и моделью информационной конструкции в информационном поле. Метамодель информационной ситуации является наиболее информативной по сравнению с перечисленными моделями и метамоделями. Ситуационное метамоделирование на основе информационного морфизма преобразует совокупности параметров моделей в функциональные зависимости метамодели. Это главное преимущество метамоделирования. Ситуационное метамоделирование позволяет строить функцию латентных параметров и на этой основе выявляет неявное знание. Статья показывает, что объединяющим фактором между моделями и метамоделями являются информационные единицы. Информационные единицы есть элементы информационного поля. Ситуационное метамоделирование дает возможность выявлять закономерности информационного поля. Закономерности информационного поля позволяют выявлять закономерности внешней среды. Ситуационное метамоделирование есть инструмент познания и получения новых знаний.

Эволюция понятия «сложная система»

Стр: 80-87

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-80-87

Аннотация: Статья исследует эволюцию понятия «сложная система» в аспекте развития теории систем. Статья показывает, что, как и кибернетика, современная теория систем претерпела существенное развитие, что требует нового подхода к рассмотрению понятия сложной системы. Статья показывает, что
первоначальное понятие сложной системы ставило задачу ее формального описания, современное понятие сложной системы решает ряд дополнительных задач. На основе сигнатуры концептуального представления систем показано последовательное изменение свойств и расширение функциональности по мере применения элементов когнитивности. Показано, что в настоящее время понятие сложной системы от абстрактной формы или технической формы приобретает комплексный аспект с учетом многих факторов, в том числе и когнитивный фактор. Отмечается, что упрощенное описание сложной системы может иметь ограниченное применение, необходимо описание специальных признаков, раскрывающих когнитивные, организационные, ресурсные и другие факторы, которые влияют на результат деятельности системы и позволяют находить причинно-следственные связи между составом системы и результатом.

Информационное взаимодействие в человеко-машинной системе

Стр: 88-96

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-88-96

Аннотация: Статья описывает особенности информационного взаимодействия в человеко-машинной системе. Описана структура и особенности человеко-машинной системы. Показано что существенным отличием человеко-машинной системы от других систем является включение в состав ее ресурсов человеческих ресурсов. Участие человека и его способности влияют на результат деятельности человеко-машинной системы. Человеко-машинная система трактуется как организационный технологический информационный комплекс. Статья показывает значение информационных моделей и информационных технологий для человеко-машинных систем. Описаны две системные модели человеко-машинной системы: слабо формализованная и формализованная. Модели дополняют друг друга. Статья описывает значение визуальных моделей для человеко-машинной системы. Показаны разные виды информационных взаимодействий. Визуальная модель позволяет проводить информационное взаимодействие в человеко-машинной системе для реальной ситуации. Описано значение информационных единиц при формировании информационных и визуальных моделей. Статья описывает основные принципы информационного взаимодействия в человеко-машинной системе. Статья дает сравнение алгоритмической системы обработки информации и человеко-машинной системы.

Применение T-моделей к интерполированию целочисленных последовательностей

Стр: 97-105

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-97-105

Аннотация: В статье предлагается новая методика интерполирования целочисленных последовательностей. Она демонстрируется на классах, интерполирующих последовательности между числами Каталана и факториалами, а также между числами Белла и факториалами. Эта методика базируется на применении T-моделей и кодов Лемера перестановок. T-модели задаются рекурсивно последовательностями числовых таблиц специального вида, что позволяет получать алгоритмы решения ряда возникающих задач. T-моделям отвечают целочисленные последовательности, а также для этих T-моделей строятся множества номеров (кодов) их элементов. По этой методике в статье вводятся классы обобщенных чисел Каталана и Белла, а также их q-аналоги. Их расширение приводит к решению задачи интерполяции последовательностей. Также находятся классы перестановок, отвечающие последовательностям и задаваемые множествами кодов Лемера. Этот подход значительно упрощает построение классов перестановок, получение которых ранее в статьях по информатике опиралось на изъятие перестановок с заданными шаблонами.