Выпуск: 2023-4 (45)

2023-4 (45)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Феномен академической прокрастинации в студенческой среде

Стр: 7-15

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-4-7-15

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению социально-психологических характеристик феномена прокрастинации в студенческой среде. Анализируются социокультурные и психологические причины возникновения и рас- пространения академической прокрастинации среди студентов, а также взаимосвязь прокрастинации с мотивационной сферой у студентов, которая, прежде всего, проявляется в задержке выполнения необхо- димой учебной деятельности. В исследовании уделяется внимание не только когнитивным компонентам прокрастинации, но и эмоционально-поведенческим. Особое внимание уделяется рассмотрению такой причины академической прокрастинации, как перфекционизм, который проявляется в том случае, когда студент не приемлет несовершенный результат своей учебной работы и продолжает дорабатывать мельчайшие детали, откладывая сроки сдачи. Рассмотрены научные подходы, в которых прокрастина- ция интерпретируется как одна из форм совладающего поведения (копинга), которая является особым механизмом адаптации личности к различным жизненным ситуациям и преодолению психологического стресса. Представлены результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, проведенного среди студентов факультета управления Московского университета имени С.Ю. Витте.

Выявление факторов влияния на уровень эмоционального интеллекта обучающихся

Стр: 16-24

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-4-16-24

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития эмоционального интеллекта обучающихся как важной составляющей профессионального образования. Эмоциональная устойчивость, саморегуляция, способность понимать других, эмпатия становятся значимыми не только для личностного роста, выстраивания межличностных отношений, но и для решения профессиональных задач и профессионального саморазвития. Проведено эмпирическое исследование на основе анкетирования обучающихся по программам среднего профессионального образования разных образовательных организаций и групп. В качестве диагностического инструментария использована методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта. Также применялся метод сравнительного анализа полученных эмпирических данных.
Выполнена оценка эмоционального интеллекта обучающихся по пяти составляющим EQ: эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями; самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций других людей. По результатам проведенного исследования выделены факторы, влияющие как на общий уровень эмоционального интеллекта, так и на развитие отдельных его составляющих у разных групп обучающихся. Полученные результаты могут найти применение в разработке образовательных техно- логий, педагогических методов и методик развития эмоционального интеллекта обучающихся среднего и высшего профессионального образования.

Опыт применения цифровых образовательных ресурсов в высших учебных заведениях Китая

Стр: 25-30

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-4-25-30

Аннотация: В настоящее время Китай является одним из флагманов электронного образования, что вызывает особый исследовательский интерес к процессу формирования цифровых образовательных ресурсов. В статье проводится анализ и обобщение опыта применения цифровых образовательных ресурсов на примере высших учебных заведений Китая. На основе изучения научных источников на русском и иностранных языках, систематизации и анализа официальных документов и материалов СМИ выделяются этапы цифровизации системы образования и развития цифровой образовательной среды. На примере национальных проектов Китая показывается, что цифровизация образования способствует внедрению инновационных образовательных решений, а также ее положительному влиянию на развитие национальной системы высшего образования. Приводится краткая характеристика наиболее популярных цифровых платформ, применяемых в высших учебных заведениях Китая. Результаты анализа положительного опыта Китая в сфере цифровизации образования могут способствовать эффективному поиску путей решения системных проблем электронного обучения в других странах.

Возможности применения в образовательном процессе технологий мониторинга функционального статуса

Стр: 31-37

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-4-31-37

Аннотация: Вопросы адаптации студентов к образовательной среде вуза вызывают огромный интерес. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения и понимания процессов активного приспособления и адаптационных механизмов организма, обусловленных как физическими, так и психологическими факторами. Физическая активность, стрессы, переутомления физического и психологического характера отражаются на адаптационных возможностях организма. Перенапряжение регулирующих систем способно вызвать срыв адаптации с появлением и развитием всевозможных патологических процессов и заболеваний. Было установлено, что адекватные реакции всех систем организма на различные виды нагрузок положительно сказываются на приспособительных возможностях организма, защищая его от вероятности адаптационного срыва. Целью исследования являлась возможность использования технологий контроля функционального состояния для определения адаптационных возможностей организма студентов во взаимосвязи с нагрузками в период образовательного процесса. В исследовании принимали участие студенты 1–3 курсов медицинского университета в возрасте от 17 до 20 лет. Полученные результаты дают возможность грамотно проектировать нагрузки и проводить их индивидуальную коррекцию с целью планирования адекватных режимов нагрузок при проведении занятий по физической культуре и в спортивных секциях для активного формирования адаптивных возможностей организма.

Элементы исследовательской работы преподавателя истории в педагогическом процессе

Стр: 38-43

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-4-38-43

Аннотация: В статье поднимается проблема о необходимости научного исследования в работе педагога в рамках преподаваемой дисциплины. Данная тема, слабо отраженная в педагогической науке, рассматривается на основе преподавания истории в системе высшего и среднего профессионального образования. Автор приводит варианты спорных вопросов истории, неудовлетворительно изложенных в учебной литературе, а также вопросов, которые в учебной литературе не отражены совсем или отражены на базе устаревших данных. Опираясь на опыт собственной преподавательской деятельности, автор знакомит читателя с конкретными примерами исследовательской работы, результаты которой он применяет на занятиях, а также с некоторыми историческими источниками, которые преподаватель истории может использовать в научной деятельности. В конце статьи предпринимается попытка классифицировать исследовательскую деятельность преподавателя истории. Полученные результаты могут быть использованы в работе преподавателя истории в системе высшего и среднего профессионального образования.

Конкурс подкастов на иностранном языке как оценочное средство сформированности универсальной компетенции

Стр: 44-51

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-4-44-51

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме выбора средства оценки сформированности компетенций у обучающихся вузов. Авторами статьи описано исследование по применению профессионального конкурса подкастов на иностранном языке в качестве оценочного средства, позволяющего определить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у студентов нелингвистических направлений подготовки, изучающих дисциплину «Иностранный (английский) язык в профессиональной сфере».
Выбор данного средства оценки продиктован необходимостью поиска альтернативных форм контроля, когда традиционные формы теряют свою актуальность и не всегда соответствуют новым требованиям и реалиям образовательного процесса. Авторы приходят к выводу об эффективности использования технологии подкастинга в образовательном процессе, поскольку она обеспечивает профессиональную ориентированность заданий для контроля, повышает мотивацию к изучению иностранного языка и способствует реализации творческого потенциала обучающихся. Практическая значимость исследования заключается в критической оценке педагогического опыта, а также в возможности применения представленного задания в практике преподавания иностранного языка.

Анализ дефицитов преподавателей и обучающихся вуза при подготовке научных публикаций

Стр: 52-61

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-4-52-61

Аннотация: Данное исследование посвящено анализу дефицитов преподавателей и обучающихся вуза при подготовке научных публикаций. Проведено статистическое исследование по выявлению факторов, снижающих результативность их научно-исследовательской деятельности. Обработка экспериментальных данных проводилась с применением методов частотного анализа, описательной статистики, сравнительного анализа. По результатам обработки статистических данных сформулированы выводы о типовых трудностях при подготовке научных публикаций студентами и преподавателями. Сравнение взглядов студентов и преподавателей позволило выявить различия в оценке степени сложности подготовки отдельных структурных компонентов научных статей. Выявлены наиболее эффективные формы учебно-методических комплексов для создания научных проектов и подготовки публикаций. Полученные результаты указывают на актуальность внедрения чат-ботов в качестве виртуальных помощников. Разработан и апробирован экспериментальный вариант чат-бота на базе платформы Telegram для реализации функций поддержки при подготовке научных публикаций. Отмечены направления развития технического функционала виртуального помощника.

Особенности информационного каскадного моделирования коммуникационной среды

Стр: 62-69

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-4-62-69

Аннотация: Статья исследует особенности информационного каскадного моделирования процессов передачи информации в коммуникационных системах. Выделяются ключевые и отличительные признаки проектной каскадной модели и информационной каскадной модели сетевых процессов. Показано, что информационное каскадное моделирование отражает интегративный процесс передачи данных как коммутации информационного и коммуникационного процессов. Информационный каскад в сетевой среде рассматривается как результат синергетического действия информационных потоков. Показано различие между информационным каскадом социальной среды и технической коммуникационной среды. Отмечается, что каскад в социальной среде – это усилие информационного воздействия агентов на потребителей. Информационный каскад в технической коммуникационной среде рассматривается как динамическая иерархичность передаваемого контента, обладающая свойством эмерджентности. Показывается, что информационная каскадная модель позволяет создать инструмент для исследования таких факторов, как диффузия информации и образование информационного каскада в коммуникационных системах. Выделенные особенности информационного каскадного моделирования процессов передачи информации в коммуникационных системах дают расширенное представление предмета исследования при создании сетевых систем и технологий и приводят к уточнению концепции их разработки.

Семантическое образное моделирование в информационном поле

Стр: 70-78

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-4-70-78

Аннотация: Статья исследует морфологию и семантику информационных образных моделей. Вводится новая трактовка в понятия «морфология» и «семантика» путем установления связи между ними для определенного типа моделей. Рассматривается отличие морфологии информационных образных моделей от морфологического ящика и подхода Ф. Цвикке. В статье развивается идея о том, что морфология и семантика дополняют друг друга в образных информационных моделях. Проводится анализ содержания и формы как основы семантики и морфологии. С позиций морфологии раскрывается содержание неопределенности и нечеткости информационных образных моделей. Развивается идея о том, что морфология есть формальная характеристика, а семантика есть фактическая характеристика. Показано, что структура модели для абстрактных ситуаций является формально морфологическим показателем. Отмечается, что существуют другие ситуации, для которых структура характеризует связанные между собой семантику и морфологию. В этих случаях морфологическое моделирование меняет семантику. Дан образный анализ определенности и неопределенности и понятию «полисемия». Рассматривается концептуальное смешивание, приводится ряд процедур этого вида семантического моделирования. Отмечается, что для образных информационных моделей семантическое и морфологическое моделирование связаны. Результаты методологического исследования направлены на развитие системного подхода к разработке семантических образных моделей в информационном поле.

Обучение рекуррентных нейронных сетей в условиях ограниченного обучающего набора данных

Стр: 79-85

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-4-79-85

Аннотация: В настоящее время для решения задач обработки естественного языка используются методы трансферного обучения на основе трансформеров, однако они могут быть требовательными к вычислительным ресурсам и памяти. Альтернативный подход, предложенный в данной статье, связан с использованием предварительно обученной языковой модели на основе рекуррентной нейронной сети LSTM (англ. Long Short-Term Memory – «долгая краткосрочная память»), позволяющей выполнить обработку естественного языка (анализ тональности) на наборе, содержащем текстовые данные. В качестве эталонного теста предложенной модели для решения задачи распознавания «языка ненависти» в тексте рассмотрены другие модели на основе трансформеров. Тест на деградацию, оценивающий устойчивость моделей к снижению производительности при уменьшении количества обучающих данных, подтверждает эффективность модели для ограниченного обучающего набора данных. Предложенная LSTM-модель на основе рекуррентной нейронной сети позволяет с нуля использовать предварительно обученную языковую модель и обеспечить более быстрое предварительное обучение в моделях на основе трансформера.

Апории Зенона – для современных студентов (историко-философский, общетеоретический, мировоззренческий и дидактический аспекты). Часть 2

Стр: 86-95

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-4-86-95

Аннотация: Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных методик преподавания философских дисциплин, направленных на преодоление учебной демотивации и скепсиса студентов в отношении гуманитарного знания. Для современных студентов характерен прагматический подход, оценка информации с точки зрения пользы и прикладного значения, именно поэтому преподавателю важно обладать набором инструментов, позволяющих раскрыть жизненный, экзистенциальный смысл абстрактных проблем философии и логики, не оторванных на самом деле от человеческих потребностей и запросов повседневности. Объектом исследования являются дидактические особенности ознакомления обучающихся (нефилософских направлений подготовки) с основным содержанием вузовских дисциплин «Философия» и «Логика» как общеобразовательных курсов. Предметом исследования является дидактическая специфика изучения знаменитых апорий Зенона Элейского, которые в качестве учебного материала находятся в смысловом поле как философской, так и логической проблематики. Целью работы является обоснование эвристического и воспитательного потенциала избранной темы и практической значимости ее изучения в вузе с точки зрения формирования позитивной познавательной мотивации, развития критического, многомерного и творческого мышления студентов, самоактуализации и самопознания. Методами исследования выступают эмпирическое обобщение, умозаключения по аналогии, дедуктивно и индуктивно построенные выводы, идеализация, абстрагирование, мысленный эксперимент и сравнительный анализ.
Областью применения результатов исследования являются мировоззренческая и философская эвристика,
логическая парадоксология, эффективные дидактические стратегии и разноплановые образовательные взаимодействия не только в высшей, но и в средней школе.

Цифровая культура как основа развития информационной компетенции в социально-коммуникативных реалиях 2010–2020-х годов

Стр: 96-107

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-4-96-107

Аннотация: Цель исследования состоит в обосновании взаимосвязи цифровой культуры и информационной компетенции как объектов, подлежащих развитию в образовательном пространстве 2020-х годов. Основным методом исследования выступает описательно-дифференциальный гуманитарный анализ, затрагивающий социально-коммуникативные и психолого-педагогические точки соприкосновения в проблемном поле всестороннего развития личности цифровой эпохи. На данной основе авторами выделены компоненты цифровой культуры личности с учётом особенностей современной информационной среды и обозначена их взаимосвязь с компетентностными качествами. Новизна работы состоит в рассмотрении сравнительно мало анализируемого феномена в противовес информационной компетенции, а также в обозначении ценностно-смыслового и мировоззренческого векторов информационного поведения человека. Продемонстрирована базисная природа цифровой культуры по отношению к информационной компетенции как к локальной дидактической единице. В результате выделены сущностно-содержательные сходства и различия исследуемых явлений и предложены перспективные информационно-педагогические направления исследования данной проблематики. Авторы приходят к выводам о возможности эффективного развития информационной компетенции на основе понимания и актуализации более сложной сущности цифровой культуры, компоненты которой лежат за пределами сугубо функциональных качеств, реализуемых современным человеком в повседневной информационной деятельности.