Выпуск: 2019-3 (28)

2019-3 (28)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Алгоритмический механизм управления параметрами электронной образовательной среды

Стр: 7-13

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-7-13

Аннотация: Электронное обучение широко применяется в системе образования. На сегодняшний день ставится новая задача по обеспечению методов и средств для индивидуализации обучения и развития творческих способностей обучающихся, что обусловлено требованиями к подготовке специалистов нового формата. Решение данной задачи направлено на достижение качественно нового уровня электронного обучения, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий. В статье предлагается алгоритмический механизм управления параметрами электронной образовательной среды, позволяющий адаптировать учебно-методический комплекс модульной структуры под индивидуальные потребности обучающегося в зависимости от его уровня подготовки на предшествующих этапах и достижений на текущем этапе обучения. Рассматривается метод определения интегральных балльно-рейтинговых оценок обучающихся на основе нечетких множеств. Приводится система показателей для построения прогноза интегрального показателя успеваемости по модулю учебной дисциплины и дисциплины в целом. Управление параметрами электронной образовательной среды направлено на уменьшение трудоемкости и времени на освоение дисциплин и инициирование творческой мотивации обучающихся.

Вопросы разработки и внедрения программного обеспечения педагогической диагностики (на примере высших учебных заведений республики узбекистан)

Стр: 14-20

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-14-20

Аннотация: Статья посвящена вопросам разработки и внедрения программного обеспечения педагогической диагностики в высших учебных заведениях республики Узбекистан. Проведен обзор развития медиаобразования в различных странах. Показано, что в республике проведение практических исследований по диагностированию медиаобразования является малоизученным вопросом. Проведен анализ теоретико-методологических вопросов по разработке и внедрению программного обеспечения педагогической диагностики в республике. По результатам анализа сформулирована научная задача по созданию комплексной информационной системы педагогической диагностики, включающей такие основные функции как диагностирование уровня компетенций и медиаобразования обучающихся, мониторинг результативности, коррекция образовательной траектории. Приводится обоснование, что внедрение программного обеспечения педагогической диагностики создаёт возможность анализировать и оценивать уровни компетенций будущих специалистов в сочетании со способностью и готовностью к саморегулированию дальнейшего образования и профессиональной мобильности; диагностировать уровень владения иностранными языками на уровне социального и профессионального общения, а также применения специальной лексики и профессиональной терминологии языка; диагностировать высокую адаптивность будущих специалистов, выражающейся в способности приспосабливаться к информационным нагрузкам, вызванным обновлением средств производства; коммуникативности и умения работать в коллективе.

Роль когнитивно-личностных ресурсов в освоении второго иностранного языка

Стр: 21-26

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-21-26

Аннотация: В статье раскрывается освоение второго иностранного языка как когнитивно-личностный процесс развития человека. Целью исследования выступает рассмотрение основных внутренних ресурсов, которыми обладает среднестатистический обучающийся, в данном процессе. Указанная цель предполагает решения следующего ряда основных задач: 1) актуализация и акцентирование внимания на эффективности освоения второго иностранного языка с учетом современной методологической ситуации в системе педагогического знания; 2) выявление сущностно-содержательных компонентов линвгоакадемического опыта, делающего освоение второго языка легче первого; 3) анализ эмпирического материала английского и испанского языков, взятых в качестве примера для демонстрации возможностей раскрытия когнитивно- личностного потенциала обучающегося. Данные задачи определили сравнительно-дидактический анализ как основной метод исследования. В качестве основного результата исследования делается вывод о необходимости учёта исследуемых когнитивно-личностных ресурсов, при этом основным условием успеха выступает качественное знание и положительный эмоциональный опыт в освоении языка первого, что подчеркивает взаимосвязь этапов академической траектории человека.

Учебная мотивация современного студента в контексте теории достижения целей

Стр: 27-32

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-27-32

Аннотация: Цель данной статьи состоит в теоретическом анализе мотивации современного студента в контексте теории достижения целей и определении взаимосвязей между типами мотиваций и способами достижения учебных целей. Предметом исследования является обоснование причин принятия определенных типов достижения учебных целей, а также их влияние на психологическое благополучие студента и результативность в сфере образования. Методом данной работы выбран теоретический анализ психологических исследований в сфере целеполагания обучающихся. В исследовании выделены основные факторы, которые влияют на выбор студентом определенных целей достижения. В свете теории достижения целей проанализированы основные типы мотивации: направленность на достижение мастерства, направленность на избегание демонстрации мастерства, направленность на демонстрацию результата, направленность на избегание демонстрации результата. Сформулированы выводы относительно влияния типа мотивации на способы достижения целей. Поставлены актуальные вопросы изучения данной темы в перспективе.

Роль факторов «темной триады» в мотивационной готовности к вандальному поведению студентов

Стр: 33-38

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-33-38

Аннотация: Целью представленной статьи является изучение характера взаимосвязей факторов «Темной триады» с мотивами вандального поведения среди студентов. Актуальность изучения причин вандального поведения и факторов мотивационной готовности к нему очевидна в свете значительного загрязнения визуальной среды и повреждения объектов материального пространства, в том числе в условиях образовательных организаций, следами деструктивной активности молодежи. Построение эффективной системы профилактики вандального поведения требует понимания причин данного поведения субъектов вандализма. Нами было проведено исследование среди студентов вузов города Екатеринбурга, направленное на оценку их мотивационной готовности к вандальному поведению и оценке роли «негативных» личностных черт в формировании мотивации к данному поведению (n=161). Для исследования были использованы психодиагностические методики: «Темная триада» и авторский опросник «Мотивы вандального поведения». В рамках математико-статистической обработки применялась описательная статистика, корреляционный анализ и линейная регрессия. В результате было обнаружено, что основным фактором, имеющим значение для актуализации всех мотивов вандального поведения студентов, является психопатия, в то время как нарциссизм и макиавеллизм не играют особой роли в подобном деструктивном поведении.

Применение образовательных технологий в процессе адаптации молодых сотрудников организации

Стр: 39-44

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-39-44

Аннотация: Статья посвящена решению научно-практической задачи по адаптации начинающих трудовую деятельность работников, включая молодых специалистов, к реальным производственным условиям с применением различных образовательных технологий. В статье рассматриваются возможности применения в организациях таких образовательных технологий как дистанционное и интерактивное обучение, деловые игры, работа в минигруппах, выполнение ситуационных задач. Сформулирована последовательность действий по вовлечению молодых сотрудников в производственный процесс и критерии оценки качества выполнения указанных действий. Выделены виды и этапы процесса адаптации, раскрываются особенности применения методологических подходов к реализации организационной, социально-психологической и профессиональной адаптации. Представлена общая схема процесса планирования адаптации и развития карьеры молодых сотрудников организации.

Компьютерное моделирование влияния стримерных структур свч-разряда на распространение ударных волн

Стр: 45-56

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-45-56

Аннотация: Представленное исследование посвящено компьютерному моделированию взаимодействия между ударными волнами (УВ) и стримерами высокочастотного разряда (СВЧ) в связи с проблемой звукового удара. В настоящее время существует ряд работ, касающихся использования плазмы для ослабления звукового удара. Авторами статьи рассмотрено создание горячих нитей (филаментов) разными источниками плазмы. В подходах, связанных с применением СВЧ-разряда, предполагается распространение УВ через горячие нити, вызывающей их взрыв и влияющих на саму УВ. Настоящая работа посвящена исследованию распространения УВ через нити СВЧ-разряда с целью определения параметров нитей-филаментов, при которых может быть оказано влияние СВЧ-разрядов на УВ. Были получены длины и температуры СВЧ-стримеров, при которых происходит взаимодействие СВЧ-нитей с УВ: обычно они соответствовали нитям-филаментам шириной 0,1-0,5 мм, длиной более 0,5-1 см, с внутренней температурой газа более 2500 К. Нити должны быть направлены под некоторым углом к УВ. В ходе проведения исследования не было получено какого-либо существенного эффекта, когда поперечное сечение нити перпендикулярно направлению движения УВ. Согласно экспериментальным данным электрические поля в стримерах (наши горячие нити) могут находиться в диапазоне 25–75 кВ/см при атмосферном давлении, авторы работы сделали расчеты при 25 и 40 кВ/см. При этом рассматривалась плазма, созданная в филаментах электрическими разрядами со значением электрического поля, равным критическому полю пробоя 25 кВ/см и сверхкритическому электрическому полю 40 кВ/см. Электроны инициируются фоновым атмосферным источником электронов 4 и 10 (см3∙с)-1, соответствующих атмосферным условиям.

Математическая модель управления образовательной системой вуза с применением подхода диссимметрии и аппарата цепных дробей

Стр: 57-64

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-57-64

Аннотация: Управление образовательной системой в динамично изменяющихся внешних и внутренних условиях связано с систематической оценкой и анализом ее устойчивости и конкурентоспособности, необходимостью совершенствования механизмов управления с учетом современных требований. В работе решается научная задача по развитию математического обеспечения процессов управления образовательной системой вуза. В рамках решения научной задачи предложено применить подход диссимметрии к управлению, которая проявляется во взаимосвязи выделенных статической и динамической частей, и создание математической модели, отражающей взаимное влияние статической и динамической частей на результативность образовательной деятельности вуза. Предложена математическая модель на основе аппарата цепных дробей и дискретно-непрерывных преобразований, которая позволяет на системном уровне выявить отклонения в реализации образовательной деятельности вуза и детализировать их по уровням управления. Рассмотрены числовые примеры применения математической модели для анализа соотношения потенциалов статической и динамической частей по уровням декомпозиции в форме нормированных интегральных показателей, представленных в виде подходящих дробей и преобразованных в пространство изображений.

Прогноз изменений подготовки кадров для цифровой экономики

Стр: 65-73

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-65-73

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы подготовки кадров для цифровой экономики, а именно: основные направления цифровой трансформации, какими будут компании будущего, необходимые компетенции, технологии обучения, преодоление сопротивления переменам в эпоху цифровой революции. Основываясь на содержании указа Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», конкретизируются представления о требованиях к экосистеме цифровой экономики. Рассматриваются вопросы изменения основного направления деятельности HR-менеджмента и влияние этих изменений на оценку эффективности работы персонала. Показывается, что фокус внимания смещается в сферу нематериальной мотивации и этических проблем. Как основное средство повышения гибкости компаний будущего предлагается развитие горизонтального взаимодействия сотрудников, позволяющее быстро адаптироваться к изменениям внешних условий. Прогнозируется расширение необходимых компетенций вплоть до востребованности универсальных специалистов. Отмечается необходимость переподготовки большого количества работников и вытекающая отсюда потребность разработки инновационных технологий обучения.

Роль информационных технологий при переходе к экономике замкнутого цикла

Стр: 74-82

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-74-82

Аннотация: В статье анализируются изменения, происходящие в мировой экономике на современном этапе развития, рассматриваются ключевые особенности четвертой промышленной революции. Раскрывая содержание основных директивных документов, формулируются основополагающие критерии анализа развития цифровой экономики в Российской Федерации. На конкретных примерах демонстрируются возможности изменения характера промышленного и сельскохозяйственного производства при грамотном использовании информационных технологий. Результаты информационного анализа становятся в новых условиях более ценным товаром, чем физические объекты. В работе раскрываются основные принципы экономики замкнутого цикла и обосновывается необходимость расширения информационного обмена на всех уровнях взаимодействия. Изложенные факты свидетельствуют что, информационные технологии создают фундамент построения циркулярной экономики, позволяющей решать задачу повышения экологической безопасности человеческой цивилизации, внося реальный вклад в сохранение природных ресурсов, минимизацию нежелательных последствий при климатических изменениях, сохранение комфортной среды обитания населения.

Модернизация инженерного образования как условие инновационного развития современной россии

Стр: 83-88

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-83-88

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем, существующих в сфере подготовки инженерно-технических кадров в стране. Особое внимание уделено недостаточности взаимодействия производства и учреждений непрерывного образования, снижению престижности профессии инженера, отставанию содержания и форм профессиональной подготовки от современных требований к личности высококвалифицированного специалиста и др. Рассмотрены направления развития инженерного образования и трансформации его в инновационное образование путем специальной организации работы студента на протяжении всей учебы в вузе в комплексных практико-ориентированных коллективах, включения студентов в активную творческую деятельность, обеспечения их массового участия в исследовательской и инженерной работе, создания ориентированных форм обучения. В результате выделяются и характеризуются возможные пути совершенствования инженерного образования, среди которых приоритетное значение имеют интеграция системы инженерного образования с производством и наукой, разработка технологий подготовки кадров с использованием лучших традиций отечественной инженерной школы и мирового опыта, повышение социального и финансового статуса инженерно-технического работника, а также преподавателя системы профессионального образования и др.

Вторая сторона «основного вопроса философии» в контексте содержания современного образования

Стр: 89-99

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-89-99

Аннотация: Философия является дисциплиной регионального компонента в современном высшем отечественном образовании. Каким должен быть дидактически осмысленный отбор учебного материала по этому курсу для нефилософских направлений подготовки, где философия изучается на протяжении одного семестра? В советскую эпоху «единственно верным» философским учением считался марксизм-ленинизм. В марксистско-ленинской философии «основным вопросом философии» объявлялся вопрос об отношении мышления к бытию, который имеет две стороны: что первично – материя или сознание и – познаваем ли мир. В постсоветскую эпоху часто говорится о том, что «основной вопрос философии» – это идеологический штамп, что никакого «основного вопроса философии» не существует, или, что он безнадежно устарел. В статье предпринимается попытка разобраться в том – действительно ли устарел «основной вопрос философии», выяснить, какие неустаревающие идеи следуют из двух основных ответов на него – материализма и идеализма, насколько они могут быть актуальны сегодня, а также – какую роль может играть «вторая сторона основного вопроса философии» в современных гносеологических и эпистемологических концепциях, мировоззренческих поисках и содержании образовательного процесса.