Выпуск: 2023-1 (42)

2023-1 (42)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Почему в учебниках логики содержатся логические ошибки?

Стр: 7-14

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-7-14

Аннотация: В статье анализируются двусмысленности в основаниях современной логики, обусловленные тем, что для обоснования правильных модусов категорического силлогизма и интерпретации исчисления предикатов используются соотношения теории множеств, в то время как сама теория множеств определяется в аксиоматическом подходе как теория, сформированная на основе аксиом и правил вывода исчисления предикатов за счет добавления нелогических (собственных) аксиом. Предлагается в основе анализа рассуждений типа полисиллогистики применить элементарные законы алгебры множеств, которые можно обосновать без аксиом. Выполняется анализ рекомендуемых к применению модусов силлогизма с помощью простых и понятных свойств отношения включения множеств. Этот анализ показывает, что в правилах силлогистики, излагаемых в учебниках логики, содержатся логические ошибки двух типов:
1) некоторые модусы силлогизма, которые во многих учебниках считаются правильными, противоречат некоторым допустимым вариантам их интерпретации;
2) существуют правильные рассуждения с двумя посылками, которые в некоторых учебниках оцениваются как неправильные модусы. Отсюда следует, что причиной ошибок в учебниках логики являются некорректности в обосновании логики.

Литературно-дипломатический эксплораториум «А.С. Грибоедов» как форма реализации научно-образовательных программ

Стр: 15-20

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-15-20

Аннотация: В статье изучается зарубежный и отечественный опыт создания научно-образовательных эксплораториумов, лабораторий, центров, музейных пространств и комплексов, предназначенных для изучения естественно-научных дисциплин. Доказывается необходимость включения инновационных научных эксплораториумов в образовательную среду для подготовки обучающихся среднего профессионального образования. Делается вывод о растущем интересе к использованию в образовательном процессе интерактивных форматов, реализуемых бизнесом в созданных им музеях-эксплораториумах. На основе анализа работающих в стране музеев-эксплораториумов, популяризирующих научные знания, развивающих дедуктивные способности обучающихся, предлагается создание таких мультимедийных пространств для изучения гуманитарных дисциплин. На примере реализованного Фондом культурного наследия А.С. Грибоедова проекта литературно-дипломатического эксплораториума автор делится опытом трехмодульной программы по развитию творческих литературных талантов, приводит рекомендации для поэтапной реализации подобных проектов. В исследовании анализируются сдерживающие факторы, оказывающие негативное влияние на качество предоставления дополнительных образовательных услуг в системе инновационных исследовательских пространств с обучающими функциями.

Потенциал педагогического наследия А.С. Макаренко в развитии воспитательных систем военных вузов и воинских частей

Стр: 21-26

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-21-26

Аннотация: В статье обосновываются значительные возможности применения педагогических идей А.С. Макаренко о воспитательных системах детско-молодежных интернатных учреждений к формированию воспитательных систем военных вузов и воинских частей по причине наличия в них общих характеристик закрытости этих систем, происходящих в них социально-педагогических процессов. Наиболее востребованными в военной педагогике могут быть педагогические идеи А.С. Макаренко: о социально значимых целях в деятельности организации, ее коллектива, способных на этой основе создать ценностно-ориентационное единство всех его членов; об обязательности формирования сплоченного коллектива в детско-молодежной организации; об объединении и взаимопереплетении целей коллектива подразделения и целей каждого из его членов путем применения метода коллективных и индивидуальных перспективных линий; о полноценной жизни коллектива с решением большого количества задач, постоянным проведением мероприятий, составляющих все разнообразие его жизни; о гуманистическом подходе к взаимодействию с детьми, основанном на уважении к личности ребенка, вере в его личностные возможности; о накоплении и развитии положительных внутриколлективных традиций; о недопустимости абсолютизации воспитательных методов и приемов, диалектическом подходе к их применению.

Возможности применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе

Стр: 27-35

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-27-35

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. В настоящее время технологии, лежащие в основе искусственного интеллекта, начинают играть все более заметную роль в развивающемся сегодня процессе цифровой трансформации образования. Применение технологий искусственного интеллекта обусловливает беспрецедентное расширение возможностей образования, включая интеллектуальные обучающие системы и чат-боты, механизмы автоматического оценивания, настраиваемые учебные материалы, аналитические образовательные технологии, консультационные системы, технологии обучения в игре и виртуальной реальности. Цель данной статьи: выявить направления применения искусственного интеллекта в образовательном процессе, преимущества, механизмы и риски, возникающие при внедрении искусственного интеллекта в образование. Авторы делают вывод о закономерном развитии образовательного процесса в сторону применения искусственного интеллекта, обусловленном цифровой трансформацией всех социально-экономических систем общества, раскрывают возможности применения указанных технологий в образовании, внедрение которых позволит осуществлять подбор наиболее оптимальной стратегии обучения, совершенствование большого количества образовательных операций, помощь в организации эффективного учебного процесса и выстраивании необходимых коммуникаций.

К вопросу об использовании интерактивного метода шестиугольников на занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Стр: 36-42

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-36-42

Аннотация: Активная цифровизация практически всех сфер современного общества затронула и образование, что неизбежно привело к отказу от традиционных методов обучения в пользу интерактивных, направленных не на приобретение знаний, а на их превращение в компетенции, практические навыки и умения. В немалой степени этому поспособствовало и изменение роли педагога – от классического транслятора знаний, изложенных в учебнике, к фасилитатору, позволяющему учащимся сконцентрироваться на целях обучения и поддерживающему позитивную мотивацию для достижения этих целей. Одним из эффективных методов интерактивного обучения можно назвать метод шестиугольников, впервые описанный английским учителем истории Расселом Тарром в конце ХХ века. Однако, как показал анализ литературы по проблеме, несмотря на очевидный лингводидактический потенциал данного метода, он практически не используется на занятиях в высшей школе. Наше исследование призвано восполнить существующий пробел и доказать, что метод шестиугольников является эффективным способом развития речевых и лексических навыков, а также навыков дебатов у студентов технического вуза.

Формирование терминологической культуры на занятиях по русскому языку как иностранному

Стр: 43-50

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-43-50

Аннотация: Авторы статьи обращаются к проблеме поиска эффективных приемов обучения терминам на занятиях по русскому языку как иностранному. В соответствии с целью исследования определяются условия успешного освоения терминологии студентами-иностранцами, разрабатывается система учебных заданий, позволяющая сформировать навык словесного выражения обобщения и конкретизации. Данный навык позволяет снять трудности в формулировании терминов, оперировании специальной лексикой. Авторы опирались на следующие методы: описательно-аналитический, метод активизации резервных возможностей личности и коллектива (Г.А. Китайгородская), принцип межпредметной координации и комплексного (профессионально и коммуникативно направленного) обучения иностранному языку, принцип рационального ограничения словарного минимума в целях развития максимального количества речевых умений (В.А. Бухбиндер). Авторы доказывают, что эффективное употребление терминологии в профессиональной коммуникации невозможно без речевых и когнитивных «сценариев»: обобщение, конкретизация, выборка отличительных признаков и оценка их (не)достаточности.

Цифровое поведение как психолого-педагогический феномен (структурно-содержательный анализ)

Стр: 51-61

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-51-61

Аннотация: Цель настоящей статьи состоит в сущностном и структурно-содержательном анализе цифрового поведения как феномена эпохи цифровизации с обоснованием аналогии данного феномена с поведением в традиционном понимании этого термина. Обозначенная цель предполагает использование исследовательского инструментария, в который входит феноменологический и структурно-содержательный анализ как общегуманитарного, так и психолого-педагогического характера. Применяются элементы метода дифференциации, абстрагирование и синтез, используемые для выявления отдельных компонентов содержания цифрового поведения. В результате исследования автор приходит к выводам об отличии понятия цифрового поведения от понятия пользования интернетом с учетом особых содержательных личностно обусловленных аспектов цифровой жизнедеятельности, присущих первому. В то же время структура цифрового поведения предстаёт единством всех сетевых действий, которые можно дифференцировать как поиск, потребление, продуцирование и обмен информацией. При этом потребление выступает ключевым информационным аспектом развития личности в цифровой среде; а в содержание цифрового поведения входят ценностно-смысловой, мировоззренческий, когнитивный и мотивационно-целевой компоненты.

Опыт построения модели данных предметной области информационной системы управления государственной собственностью Часть 2

Стр: 62-81

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-62-81

Аннотация: В статье излагается опыт построения модели данных предметной области информационной системы управления государственным (муниципальным) имуществом, обеспечивающей устойчивость структуры базы данных в условиях изменчивости пространства признаков. Продемонстрирована результативность применения системного подхода при формулировании исходных методологических позиций в построении модели данных сложной информационной системы. Проводится детальный анализ структуры государственного адресного реестра, выявляются и демонстрируются на примерах системные признаки нарушений в работе базы данных. В рамках существующих методологий и инструментов предметно-ориентированного проектирования баз данных создана методика повышения степени нормализации базы данных за счет поэтапного исключения системных признаков нарушений в работе базы. Предложен подход к расширению структуры государственного адресного реестра на основе исключения многоцелевых столбцов, многоцелевых таблиц, избыточных данных, многозначных столбцов. Обсуждаются методы реализации гибкости схем, не использующие многоцелевые иерархические сущности. На примерах продемонстрированы методические приемы, используемые для повышения степени нормализации базы данных в случаях, когда термины исходных документов оказываются неопределенными и/или противоречивыми.

Анализ уязвимостей беспроводных каналов передачи информации

Стр: 82-90

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-82-90

Аннотация: В статье исследуется проблема информационной безопасности смарт-систем. Уровень цифровизации смарт-систем непрерывно повышается и соответственно изменяются факторы уязвимостей и угрозы. Исходя из этого обстоятельства, процесс защиты информации необходимо непрерывно совершенствовать. Целью работы является систематизация угроз и уязвимостей современных систем умных вещей, разработка рекомендаций по повышению уровня их информационной безопасности. Приводится систематика угроз для беспроводных технологий Wi-Fi и Bluetooth. Рассматривается пример уязвимостей смарт-системы при использовании технологии Wi-Fi. Приводится типологический ряд технологии Wi-Fi, который выстроен по степени роста защищенности передаваемой информации. Показаны угрозы и уязвимости технологии при использовании конкретных протоколов защиты сети Wi-Fi. На примере показано, что информационные угрозы появляются не только из-за уязвимостей беспроводной технологии передачи информации, но из-за технологических особенностей применения данной технологии в других системах, включая «умные вещи». Проводится сравнение защищенности технологий Bluetooth и Wi-Fi, основанной на применении современного протокола WPA3. Разработаны рекомендации для передачи конфиденциальной информации по каналам Wi-Fi и Bluetooth.

Технология генерации виртуальных ландшафтов с применением метода вокселизации и волюметрических данных

Стр: 91-99

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-91-99

Аннотация: Статья исследует пространственное моделирование, связанное с построением виртуальных ландшафтов. Рассматривается виртуальный ландшафт, который может описывать либо реальный ландшафт, либо сцену анимационных приложений. Целью работы является разработка технологии генерации виртуальных ландшафтов, позволяющей повысить реальность их представления с перспективой применения для обучения и игровых ситуаций. В статье рассмотрена технология вокселизации, которая является альтернативой технологии пикселизации при построении трехмерных моделей. Показано, что воксель есть разновидность информационной единицы. Описаны три основных компонента генерации виртуального ландшафта: построение карт высот, генерация шума, формирование виртуальных поверхностей. Показана целесообразность применения фрактальных моделей для генерации виртуального ландшафта. Показана целесообразность применения в качестве алгоритма шума фрактального броуновского движения. Дана систематика алгоритмов формирования виртуальных поверхностей. Предложена технология, включающая адаптивный модуль процедурной генерации виртуальных поверхностей с использованием метода вокселизации и волюметрических данных. Приведены результаты эксперимента, в ходе которого был разработан модуль, уточняющий известный алгоритм Marching Cubes и дающий более реалистичное описание виртуального ландшафта.

О способах предотвращения конфликта убеждений: современный междисциплинарный подход к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин

Стр: 100-107

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-100-107

Аннотация: В статье рассматривается актуальная социально-философская проблема предупреждения и преодоления современных ценностно-смысловых конфликтов. Конфликты убеждений активируются в кризисные периоды и являются мощными источниками разрушительных процессов, поэтому современным специалистам необходимо иметь знания и навыки, позволяющие выявлять такого рода конфликтные ситуации и системно их анализировать. Для такого анализа современная социально-практическая философия предлагает три философско-методологических основания: во-первых, различение частных убеждений и всеобщих знаний, имеющих принудительное значение для разумных существ. Во-вторых, признание различных убеждений и верований имеющими равное право на мирное сосуществование в современном демократическом обществе и правовом государстве, так как они не могут претендовать на объективную истинность и превосходство друг над другом. В-третьих, современные убеждения должны соответствовать действующим юридическим законам, а, следовательно, не противоречить конституционным правам и свободам всех граждан страны, и вместе с тем должны допускать взаимоуважительное отношение к другим правомерным убеждениям. В статье представлены два основания взаимоуважительных отношений − прагматическое (экономико-правовое) и общеморальное (гуманистическое и экоцентристское), формирование которых должно быть включено в содержание современных социально-гуманитарных дисциплин.

Вопросы построения наземных сетей аэрозольных измерений в береговых зонах в условиях ветра

Стр: 108-115

DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-108-115

Аннотация: Статья посвящена вопросам построения наземных сетей сбора информации об аэрозольном загрязнении береговых зон с учетом скорости ветра с моря на берег. Методология проведения исследования предусматривает учет следующих основных воздействующих факторов береговой зоны: скорость ветра в направлении «море – берег», расстояние от берега, экспоненциальное уменьшение оптической толщины берегового морского аэрозоля при удалении от береговой линии к суше. В статье сформулирована и решена оптимизационная задача по выбору расстояния удаленности места расположения фотометра в зависимости от скорости ветра. Дана формула для вычисления удаленности от береговой линии, при которой средняя величина измерительного сигнала по некоторому диапазону допустимых скоростей ветров достигает минимальной величины. Основным выводом проведенного исследования является установленный факт о наличии оптимальных соотношений внешних факторов, которые должны быть учтены при построении и использовании технических средств сбора информации и контроля состояния атмосферы в прибрежных зонах. Полученные результаты могут быть применены при построении метеорологических сетей и станций для контроля загрязнения атмосферы в прибрежных зонах.