Выпуск: 2021-1 (34)

2021-1 (34)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Педагогический мониторинг деятельности студентов на основе электронного портфолио

Стр: 7-12

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-7-12

Аннотация: Целью статьи является обоснование значимости педагогического мониторинга деятельности студентов с применением цифровых технологий, а именно электронного портфолио. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важным вопросом современного образования является разработка, апробация и дальнейшее внедрение системы мониторинга качества образовательного процесса в вузах. Педагогический мониторинг деятельности студентов способствует их академическому и личностному развитию, что является неотъемлемой составляющей в практике приобретения общекультурных и профессиональных компетенций. Одним из инструментов такого мониторинга является электронное портфолио, которое дает наглядное представление о приобретенных студентами компетенциях и позволяет обозначить индивидуальную траекторию их творческого развития. Документально подтвержденные достижения студентов являются элементами профессионального резюме и могут быть интересны потенциальным работодателям. В работе проведено эмпирическое исследование и педагогический эксперимент на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. По результатам проведенных исследований сделаны выводы о значимости электронного портфолио как новой технологии оценивания не только учебной деятельности обучающихся, но и их личностных, общественно значимых и академических достижений.

Cитуация успеха как образовательный ресурс и технология развития радости учебного труда

Стр: 13-20

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-13-20

Аннотация: В статье объединены научно-педагогические представления о ситуации успеха как источнике и способе развития радости учебного труда. В качестве концептуальных основ создания ситуации успеха предложены: идея завтрашней радости А.С. Макаренко; идея радости познания В.А. Сухомлинского; идея радости сотрудничества Ш.А. Амонашвили. На данной основе в качестве ведущего условия развития радости учебного труда заявлена ситуация успеха. В статье раскрывается педагогическое содержание ситуации успеха как возможности развития радости учебного труда, выделяются скрытые и внутренние механизмы ее создания в учебной деятельности. Показывается, что ситуация успеха – это такие педагогические условия, в которых у человека всегда открывается возможность достижения личностно значимого учебного результата и оценки его как успешного, который сопровождается чувством радости. Без ощущения радости нет познавательного интереса и желания учиться. Ситуация успеха – это возможность переживания радости, которая способствует повышению познавательной активности и учебной мотивации, а также академической успеваемости учащихся. Прикладная интерпретация и иллюстрация отражают этапы возможной радости в учебно-педагогическом взаимодействии, переходящем в личностно развивающее сотрудничество. Исходя из многоаспектной сущности ситуации успеха, построена и дополнена классификация ее видов и представлена авторская педагогическая технология ее создания в учебной деятельности.

Использование технологии веб-квеста при обучении иностранному языку в вузе

Стр: 21-26

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-21-26

Аннотация: В статье рассматривается потенциал использования технологии веб-квеста при обучении английскому языку в современном вузе. Анализируются преимущества использования информационных технологий в рамках образовательного процесса. Обосновывается эффективность применения технологии веб-квеста при обучении иностранному языку, что способствует решению ряда важнейших задач, таких как организация самостоятельной и групповой деятельности студентов, развитие критического и аналитического мышления, активизация всех видов речевой деятельности. В статье представлен собственный веб-квест автора, используемый им на занятиях по английскому языку и способствующий развитию лингвострановедческих, познавательных и коммуникативных навыков студентов.

Современные методологические ориентиры в изучении дискурса

Стр: 27-32

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-27-32

Аннотация: Данное исследование посвящено актуальным проблемам дискурса. В качестве примера приводится его тематическая пандемическая направленность. Большое значение имеет выбор методологических ориентиров в освещении проблемы для объективизации полученных результатов. В рамках научной статьи обозначается сущность стратегии и тактики по применению методологической составляющей анализа текстов дискурсивной плоскости. Цель проведенного исследования состоит в осуществлении определения наиболее сущностной комбинации методов для интегративного изучения дискурса пандемической тематической направленности. Методология исследования отражает комплекс методов контент-анализа (содержательного и структурного), интент-анализа, дискурс-анализа, сочетание которых является объективной основой для комплексного изучения и понимания дискурса пандемической тематической направленности. Это позволяет осуществить прагмаописание текстов пандемической тематической направленности на основе языковой репрезентации. Результаты исследования состоят в разработке комбинации сочетаемостных методов для адекватной оценки текстов пандемической тематической направленности.

Реализация идей студентоцентрированного обучения в условиях применения дистанционных образовательных технологий

Стр: 33-38

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-33-38

Аннотация: Статья посвящена вопросу повышения эффективности учебной деятельности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Целью работы является исследование возможностей реализации cтудентоцентрированного подхода, ориентированного на интересы и возможности учащихся, в условиях обучения, опосредованного компьютерными технологиями. Конечной целью данного подхода является развитие самостоятельности и независимости студентов, ответственных за результаты собственного обучения. В работе указаны преимущества студентоцентрированного подхода, перечислены основные принципы обучения, центрированного на учащихся. Перечислены задачи, стоящие перед студентом, самостоятельно управляющим учебной деятельностью в условиях цифрового образовательного пространства. Предложенная в статье стратегия организации совместной работы педагога и учащихся направлена на предоставление каждому студенту возможности принять непосредственное участие в определении принципов и правил совместной учебной деятельности. Приведены педагогические приемы, позволяющие организовать обучение, центрированное на интересах и возможностях студентов в условиях цифрового образовательного пространства.

Проблема перестройки эмоциональной сферы личности первокурсников в период вузовской адаптации

Стр: 39-43

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-39-43

Аннотация: Период адаптации первокурсников к вузовской среде является непростым в их жизни, связанным с перестройкой привычных социальных и межличностных отношений, сложившихся во время школьного обучения. Попадая в новые условия, первокурсники первоначально оказываются в ситуации неопределенности, накладывающей ограничение на возможность использовать прошлый опыт. Высшее учебное заведение с новыми требованиями и задачами, а также новые, только начинающие формироваться студенческие группы, предъявляют новые требования, вызывающие изменения в эмоциональной сфере студентов, связанные с повышением уровня тревожности и включением адаптационных механизмов. В исследовании, рассмотренном в данной работе, в результате психодиагностики с применением методики Л.Н. Грошевой «Социальные страхи», были раскрыты наиболее выраженные переживания первокурсников в период адаптации к условиям вуза. В ходе анализа полученных результатов удалось определить, что для первокурсников наиболее значимыми являются страхи, связанные с формированием своего нового статуса в новом создающемся коллективе и потерей прежних межличностных отношений.

Роль занятий физической культурой и спортом в профилактике агрессивного поведения студентов

Стр: 44-51

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-44-51

Аннотация: В статье дается характеристика основных форм агрессии и определяются средства физической культуры и спорта, которые можно использовать, чтобы предупредить различные проявления агрессивного поведения студентов. Методика «Басса – Дарки» позволила автору выявить уровень проявления типичных форм агрессивного поведения, таких как физическая, косвенная, вербальная агрессия, негативизм и раздражение, а также охарактеризовать нарастающую степень таких ощущений, как обида и подозрительность. Исследование было проведено на базе Московского университета имени С.Ю. Витте. В опросе участвовало 100 студентов очной формы обучения юридического, экономического факультета и факультета информационных технологий. Анализ результатов данного опроса показывает, что активные занятия физической культурой и спортом положительно влияют на снижение уровня деструктивности и агрессии студентов. Результаты данного исследования могут стать основой разработки рекомендаций для вузов с учетом того, что занятия физической культурой и спортом должны быть направлены не только на оздоровление и совершенствование физического тела, но и на коррекцию личности.

Правосознание как системообразующий фактор формирования профессиональной готовности будущих юристов для правоохранительной деятельности

Стр: 52-60

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-52-60

Аннотация: В статье рассматриваются теоретико-методологические основы формирования правосознания будущих юристов в вузе. Правосознание играет конструктивную роль регулятора и анализатора в формировании личностного правового сознания, в конечном итоге, всей правовой культуры личности. На основе теоретического анализа научной литературы авторами раскрываются основные подходы к сущности понятий «правосознание» и «профессиональная готовность». Полученные результаты эмпирического исследования отражают динамику развития правосознания, которая обусловлена изменением отношения к нормам и правилам общественной жизни через развитие профессиональной субъектности и осознания себя в профессии. Процесс возрастания субъектной позиции обучающихся характеризуется творческим, активно-избирательным отношением к избранной профессии и своей судьбе. Установлено, что процесс формирования готовности будущих юристов к работе в правоохранительных органах направлен на создание условий качественной профессиональной подготовки в вузе, основу которой составляют субъектная позиция студентов, их личностный ресурс (компетенции, правосознание, правовая культура). Обоснованы условия профессиональной подготовки обучающихся: личностная значимость юридического образования как необходимая составляющая их профессиональной компетентности и его востребованность в обществе; интеграция, единство и взаимодополнение государственных и региональных интересов в содержании и структуре юридического образования; учебно-методическое сопровождение образовательного процесса применительно к сферам профессиональной деятельности субъектов юридической практики; мониторинг, позволяющий диагностировать формирование компетенций обучающихся, моделировать и прогнозировать педагогический процесс, принимать управленческие решения по его коррекции, содействовать интеллектуальному и нравственному развитию личности студента и его профессиональному самоопределению.

Функциональный подход к оценке успеваемости учебных групп

Стр: 61-68

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-61-68

Аннотация: В статье рассматривается методика сравнительной оценки групповой успеваемости обучающихся на основе специально разработанных характеристик. Методика предназначена для сравнительного анализа успеваемости разных групп внутри одного учебного заведения. В работе предложен новый вид сигмоидальной функции, которая названа функцией успеваемости. Аргументами функции успеваемости являются положительные значения. Фактически эти аргументы связаны с числом обучающихся в группе и с полученными оценками. Специальными характеристиками предлагаемой методики являются функция успеваемости и интегральная оценка результатов тестирования. Методика сравнительной оценки групповой успеваемости обучающихся с применением предложенной функции успеваемости является альтернативой модели Раша. В практическом применении для педагогических работников методика является менее трудоемкой, что продемонстрировано на практических примерах. Дано описание методики и приведены результаты экспериментального оценивания с помощью данной методики. Описаны условия применения методики.

Изменение функций и роли Европейского парламента в рамках Европейского сообщества и Европейского союза во второй половине XX – начале XXI века на основании базовых договоров европейской интеграции

Стр: 69-78

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-69-78

Аннотация: В статье рассматривается история создания и эволюции института Европейского парламента во второй половине XX – начале XXI века. Актуальность обосновывается неуклонным повышением значения данной структуры в системе органов Европейского союза, при том, что Евросоюз, включающий 27 стран, в настоящее время претендует на роль одного из центров многополярного мира. Целью статьи является выявление этапов становления данной структуры, трансформации её значения и функций на протяжении последних 70 лет. В качестве ключевых методов работы применялись анализ документов и сравнительно-исторический метод. В статье даётся обзор ключевых полномочий Европарламента, показываются их изменения под влиянием процесса развития западноевропейской интеграции. Внимание уделено постепенному расширению функций контроля ЕП, перехода сначала от консультативных полномочий к совещательным и, наконец, к законодательным. В статье анализируются положения основополагающих договоров Европейского сообщества и Евросоюза: Парижского, Римского, Маастрихтского, Амстердамского, Лиссабонского договоров, Единого Европейского акта, Договора Ниццы. На основе их положений обосновываются четыре этапа развития Европейского парламента, с указанием характерных процессов и нововведений.

Цифровизация образования сквозь призму гуманитарных подходов и оценок (часть 2)

Стр: 79-84

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-79-84

Аннотация: Во второй части работы внимание акцентируется на принципиальных различиях между образовательным процессом и любой другой формой общественного производства. Сама специфика образовательного процесса, в котором происходит процесс информационного воздействия на мышление, связана со сложнейшей диалектикой взаимодействия информации и мышления. В статье рассматриваются качественные различия между информацией и знаниями, анализируются их системные
характеристики. Приведены примеры особенностей работы современных студентов с цифровыми технологиями. Проанализированы основные факторы, приводящие к резкому снижению качества образования в высших учебных заведениях. В заключение представлены выводы и рекомендации по преодолению выявленных негативных тенденций в образовании, связанных с затратами на цифровизацию образовательного процесса.

Методология сложности

Стр: 85-91

DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-85-91

Аннотация: Многие мыслители пытались доказать, что мы живём в простом мире, а человек его усложняет, однако это не так. Мир сложен независимо от нас. Во-первых, в мире много всего, во-вторых, он постоянно меняется и, в третьих, он неоднороден. Множественность, изменчивость и гетерогенность – уже достаточные признаки для того, чтобы признать сложность мира. Микро-, макро- и мегауровни сложны от самого Большого взрыва. Если же брать социальную реальность, то здесь мы наблюдаем ещё и усложнение, связанное с ростом численности homo sapience на Земле. По мере роста демографических показателей увеличивается уровень конкуренции, устойчивые объекты становятся гибридами, истина – постправдой, а состояние общества – хаосмосом. Цель работы: представить методологию сложности в новом технологическом укладе. Применяемые методы исследования: структурный анализ, системный анализ, факторный анализ, синергетика. В результате проведенных исследований получены следующие результаты: 1) рассмотрена скорость как фактор усложнения; 2) рассмотрены когнитивные условия комплексности; 3) концептуализированы адаптивные возможности общества к сложности как к новой нормальности, представляющей конвергенцию современных социальных процессов при сохранении идентичностей и границ интерпретации.