Выпуск: 2020-3 (32)

2020-3 (32)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Научная и педагогическая составляющая профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения, или «последовательное» и «параллельное соединение» ученых степеней и званий

Стр: 7-21

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-7-21

Аннотация: Объектом исследования является профессиональная деятельность преподавателя вуза, рассматриваемая в аспекте педагогического мастерства как причины познавательного интереса и уровня внутренней мотивации учащихся. Предметом исследования является специфика профессионального бытия преподавателя вуза как научного и педагогического работника, которая напрямую связана с эффективностью и
результативностью его образовательной деятельности. Целью исследования является анализ взаимодействия научной и педагогической составляющей профессиональной деятельности преподавателя вуза – как причины и источника степени эффективности его взаимодействия с учащимися и уровня их внутренней мотивации. Методами исследования выступают наблюдение, эмпирические обобщения, дедуктивные умозаключения, индуктивные выводы, умозаключения с помощью аналогии отношений, идеализация, деление объемов понятий. Одним из пунктов теоретической и практической новизны исследования является положение о сочетании трудносочетаемого в деятельности преподавателя высшей школы: профессионального бытия ученого и учителя, а также – следующее из него предложение институциональной замены «последовательного соединения» ученых степеней и званий на «параллельное соединение». Подчеркивается «обратная пропорциональность» между достижением работником высшей школы успеха на поприще профессиональной научной деятельности и в области деятельности педагогической, или преподавательской.

Компетенции современного преподавателя вуза

Стр: 22-27

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-22-27

Аннотация: Статья посвящена одной из главных проблем современного образования – построению отношений студент – преподаватель. Целью данного исследования является определение набора компетенций, необходимых преподавателю для успешного установления и поддержания контакта с учащимися. В задачи настоящей статьи включены описание важнейших компетенций, необходимых для успешности педагогического процесса; характеристика каждого из них; выявление способов повышения эффективности занятий профессионально-ориентированным иностранным языком в неязыковом вузе. Авторы обращают особое внимание на психологические условия, в которых происходит образовательный процесс, отмечают немаловажную
роль технических средств обучения, позволяющих сделать учебный процесс более интенсивным, повысить мотивацию студентов к учебе. В статье рассматриваются методы и приемы работы преподавателя, позволяющие максимально эффективно задействовать свойственные современной молодежи механизмы восприятия информации в образовательном процессе, сделать работу на уроке более продуктивной.

Информационная асимметрия в образовании

Стр: 28-36

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-28-36

Аннотация: В статье анализируется состояние информационной асимметрии в образовании и образовательных
технологиях. Раскрываются причины возникновения и виды информационной асимметрии, представленной в виде отношений между объектами и субъектами образовательной системы. Рассматриваются
категориальная и межкатегориальная информационная асимметрия. Вводится понятие информационной асимметрической ситуации. Возникающие ситуации в системе образования классифицируются на
статические и динамические, что дает основание для их анализа и оценки по определенным признакам.
Показывается, что информационная асимметрия в образовании может устраняться в процессе обучения.
Излагаются правила формализованного представления различных видов информационной асимметрии.
Раскрывается принцип алгоритмизации процесса оценки качества обучения на основе информационной
асимметрии как со стороны преподавателей, так и со стороны обучающихся. Показывается возможность информационной поддержки принятия управленческих решений по организации образовательного
процесса в направлении его совершенствования

Достоинства и недостатки метода взаимного оценивания в высшей школе

Стр: 37-43

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-37-43

Аннотация: Широкое распространение электронных образовательных ресурсов и повышение ценности индивидуализированного подхода при обучении обусловили интерес к применению метода взаимного
оценивания в высшей школе. Взаимное оценивание позволяет эффективно вовлечь обучающихся в
проверку работ, развить у них навыки аргументации, критического мышления, самостоятельного
принятия решений, а также позволяет снизить нагрузку на преподавателя при большом количестве
учебных работ. В данной статье приведено описание результатов применения метода взаимного оценивания при обучении будущих менеджеров в рамках дисциплины «Управление проектами».
Описаны и интерпретированы результаты опроса обучающихся об особенностях, достоинствах и
недостатках метода взаимного оценивания. Сделаны выводы о значительных дидактических возможностях метода взаимного оценивания в высшей школе, при условии, что оцениваемые задания носят
эвристический или творческий характер, процедуры и критерии оценивания заранее проработаны
и представлены обучающимся.

Технологии контекстного обучения в воспитательном процессе при развитии социальной активности студентов среднего специального учебного заведения

Стр: 44-49

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-44-49

Аннотация: Целью данной статьи является описание опыта организации и проведения серии обучающих семинаров
со студентами средних специальных учебных заведений в рамках реализации проекта «Строим будущее без коррупции», поддержанного Фондом президентских грантов. Представлен анализ применения
ситуативных игр, ассоциативных практик развития таких сложных форм социальной активности как
общественный контроль и противодействие проявлениям коррупции при совмещении с заочной самостоятельной теоретической подготовкой к работе на семинаре по заранее заданным заданиям. Приводится сравнительный анализ результатов проведения семинаров одной тематической направленности
в очной и дистанционной формах. Рассматриваются вопросы мотивации социальной активности при
применении информационно-коммуникационных технологий в организации мероприятий воспитательного процесса. Внимание уделяется анализу совмещения очных и дистанционных форм воспитательной
работы со студентами на основании положений концепции рефлексивного управления развитием социальной активности учащихся.

Научно-исследовательская работа в учебном процессе по направлению «Реклама и связи с общественностью» как образовательная технология

Стр: 50-59

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-50-59

Аннотация: Реклама и связи с общественностью, являясь видом экономической деятельности, не позиционируется как научная специальность, а ее предметная область носит междисциплинарный характер. При этом научно-исследовательская работа в образовательном стандарте относится к виду практики. Дискуссионным остается вопрос о том, какие активности может включать научно-исследовательская деятельность в контексте образовательного процесса по направлению «Реклама и связи с общественностью», и какие результаты возможно получить при ее эффективной организации. В работе рассматриваются институционные понятия научной деятельности, осуществляется их экстраполяция на область рекламы и связей с общественностью. Базируясь на опыте по организации научно-исследовательской работы студентов на факультете рекламы и связей с общественностью РГГУ, автор впервые рассматривает конкретные решения, органично включенные в систему подготовки специалистов для креативной экономики, осмысливает результаты такого подхода как осваиваемые универсальные компетенции студентов, обеспечивающие им конкурентные преимущества на рынке труда.

Реализация междисциплинарного проекта «Антитабачный постер» на уроке английского языка

Стр: 60-64

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-60-64

Аннотация: В статье приводится анализ реализации междисциплинарного проекта по теме «Здоровый образ жизни» на языковом факультете педагогического вуза. Целью реализуемого проекта является, с одной стороны, совершенствование коммуникативной компетенции в рамках изучаемой тематики, с другой – привлечение внимания студентов к социально-значимой проблеме и формирование у них отрицательного отношения к курению. В ходе реализации задач проекта от учащихся требуется не только владение основной для данного профиля, коммуникативной компетенции на иностранном языке, но и владение современными компьютерными технологиями, используемыми в образовательной деятельности. Успешность реализации проекта во многом зависит от готовности учащихся к самостоятельной познавательной и аналитической деятельности, способности к самоорганизации и построению своего образовательного маршрута.

Организация самостоятельной работы студентов как педагогическая проблема

Стр: 65-70

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-65-70

Аннотация: В статье рассматривается роль и значение самостоятельной работы обучающихся для подготовки будущих специалистов, обладающих как профессиональными, так и личностными компетенциями. Целью работы является определение направлений совершенствования форм и методов организации самостоятельной работы обучающихся, способствующих развитию у студента умения учиться, формировать способность к саморазвитию и творческой деятельности. Проводится обзор видов, критериев и технологий организации самостоятельной работы обучающихся, выделяются особенности и факторы, влияющие на развитие их самостоятельности. Отмечается большая роль самостоятельной работы обучающихся в контексте реализации компетентностного подхода. Исследована важная особенность организации самостоятельной работы в зависимости от степени участия преподавателя, обосновано применение подхода фасилитации с постепенной передачей функции контроля самому обучающемуся. Выделяются условия организации самостоятельной работы обучающихся, применение которых способствует повышению результативности образовательного процесса и формированию профессиональных и личностных компетенций современного специалиста.

Концепция формирования информационной культуры у обучающихся экономических специальностей

Стр: 71-79

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-71-79

Аннотация: В статье рассматривается концепция формирования информационной культуры у обучающихся экономических специальностей как наиболее влиятельного фактора в сфере цифровой экономики. Определяются место и роль общей культуры и информационной культуры как ее составной части в современной цифровой экономике. Обосновывается роль цифровой культуры в снижении издержек и потерь от киберпреступности, фейков, избыточности данных и несоблюдения этических правил в сетевом общении и взаимодействии. Рассматриваются отличия понятий «цифровая культура» и «цифровизация культуры» и анализируются основные подходы к определению понятия цифровой культуры. Рассматривается подход к созданию учебного курса по информационной культуре для экономических специальностей, учитывающий особенности цифровой экономики и новые возможности по повышению эффективности применения информационных систем и формирования информационных ресурсов. Формулируются концептуальные положения и структура учебного курса по цифровой культуре для обучающихся экономических специальностей

Высокопроизводительная обработка пространственной информации больших объемов и потоков

Стр: 80-88

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-80-88

Аннотация: В статье исследуется современное состояние высокопроизводительной обработки пространственной информации. Эта информация характеризуется большими информационными объемами, разнообразием типов и форматов данных. Одним из основных методов обработки пространственной информации большого объема являются параллельные вычисления. Существуют различные способы реализации параллельных вычислений. В статье раскрываются особенности реализации высокопроизводительной обработки пространственных данных на основе параллельных вычислений. Раскрываются особенности разных подходов к моделированию пространственных данных в зависимости от типа решаемых задач. Выделены основные признаки, характеризующие пространственные данные, которые относятся к большим данным. Отмечается, что применение высокопроизводительной обработки пространственных данных как инструмента анализа и принятия решений обусловлено тремя причинами: расширение возможностей измерительных систем; совершенствование пространственных моделей и методов решения сложных пространственных задач; рост производительности вычислительных систем. В статье типизированы особенности применения методов высокопроизводительной обработки больших пространственно-временных данных, которые являются основой информационного обеспечения геоинформационных систем.

Преобразования комбинаторных последовательностей и T-модели

Стр: 89-97

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-89-97

Аннотация: Эта статья продолжает рассмотрение вопросов, связанных с моделированием, классификацией и стандартизацией комбинаторных последовательностей. Для этого используются T-модели и T-диаграммы.
T-модель является последовательностью таблиц специального вида, составленных из целых положительных чисел. Она получается с помощью простого алгоритма, а ей легко ставится в соответствие комбинаторная последовательность. В ряде случаев по T-модели можно построить T-диаграмму. Она является диаграммой Хассе частично упорядоченного множества, просто связанного с T-моделью. Для T-диаграммы вводятся две двухиндексные последовательности, тесно связанные с соответствующей
комбинаторной последовательностью. Это дает возможность исследования многих как одноиндексных, так и двухиндексных последовательностей. В данной работе с помощью некоторых преобразований комбинаторных последовательностей вводятся классы T-моделей. Эти классы в ряде случаев упрощают методы моделирования и классификации комбинаторных последовательностей. Рассмотрена задача применения таких классов T-моделей для получения новых комбинаторных результатов.

Расчет перепада уровенной поверхности моря по спутниковым ИК-изображениям

Стр: 98-104

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-98-104

Аннотация: Представлен подход к автоматическому вычислению перепада уровенной поверхности моря по скоростям перемещения морских маркеров, рассчитываемых на основе спутниковых изображений в ИК (инфракрасном) диапазоне спектра. На спутниковых ИК-изображениях морской маркер (маркер поверхности моря) представляет собой яркостную неоднородность изображения, которая сохраняется в течение некоторого времени. Скорости перемещений морских маркеров рассчитываются на основе модифицированной функции сходства двух фрагментов изображений, разделенных определенным временным интервалом. Рассматривая рассчитываемые скорости перемещений морских маркеров как скорости течений можно, решая обратную задачу для синоптических вихрей, рассчитать перепад уровенной поверхности на отдельном разрезе. Новизна и практическая значимость представляемого подхода состоит в том, что расчет перепада уровенной поверхности по скоростям перемещений морских маркеров в инфракрасном диапазоне спектра позволит уточнять данные спутниковой альтиметрии, что повысит детальность и точность общей пространственной картины циркуляции на поверхности океана.