Выпуск: 2018-3 (24)
Рубрики:
Содержание:
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-7-11
Ключевые слова: адаптация студентов, факторы адаптации, вступительные испытания, выбор критерия, рейтинг абитуриента.
Аннотация: Рассмотрены факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности. Особое внимание уделено учебной составляющей процесса адаптации. Обоснована необходимость разработки интегрального критерия, характеризующего общий образовательный уровень абитуриента, позволяющего прогнозировать уровень адаптации абитуриента к учебному процессу в высшем учебном заведении. Интегральный рейтинговый критерий был разработан на примере учебной дисциплины «Математика», при его построении был применен метод индивидуальных экспертных оценок. Применимость данного критерия для прогнозирования успешности адаптации абитуриентов к образовательному процессу в высшем учебном заведении подтверждена на основании анализа результатов, полученных 100 курсантами Академии Федеральной службы исполнения наказаний России, в ходе сдачи различных вступительных испытаний, а также в процессе обучения. Для поиска взаимосвязей использовались непараметрические показатели корреляции. Данный подход может быть использован для построения аналогичных интегральных критериев по другим профильным учебным дисциплинам, предполагающим сдачу единого государственного экзамена, а также проведение дополнительных испытаний при поступлении в высшее учебное заведение.
Диагностика качества обучения гуманитарным дисциплинам в вузе
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-12-20
Ключевые слова: инновационные педагогические технологии, активизация учебного процесса, эффективность обучения, познавательная активность, «кейс-стади», речевая культура, компетенция, диагностика, модульное обучение.
Аннотация:
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики – повышением качества образования и возможными подходами к его оцениванию. В новых образовательных стандартах третьего поколения ООП ФГОС 3+ сформулированы требования к качеству образования: к структуре образовательных программ, качеству образовательного процесса, качеству результатов, ориентированных на компетентностный, деятельностный подход к его оценке. Это вызвало необходимость в совершенствовании системы оценки качества образования, в разработке современных контрольно-измерительных материалов, позволяющих оценить уровень знаний, умений, уровень приобретенных компетенций у обучающихся. В связи с этим были определены следующие цели исследования – создание условий для совершенствования
системы оценки качества обучения, научно-методическом обеспечении его контрольно-оценочными средствами, повышении эффективности их использования, поиске современных форм и методов контроля. Характер поставленных задач определял выбор методов исследования: изучение и анализ психологической, лингвистической, педагогической и методической литературы с целью установления теоретических основ исследования; целенаправленное педагогическое наблюдение за учебной деятельностью студентов, изучение и обобщение передового педагогического опыта; беседы со студентами, проведение эксперимента; обработка и анализ результатов эксперимента. Основные результаты исследования. Теоретически разработана и экспериментально проверена система методов и приемов для диагностики сформированности культурно-речевых навыков, компетенций студентов, основанных на уровневой дифференциации. Это позволяет оценить результаты учебной деятельности студента с учетом его реальных возможностей и исходного уровня знаний. Анализ показателей исследования позволяет сделать вывод о положительной динамике результатов развития речевой культуры студентов, обучающихся по модульной программе, основанной на компетенциях. Автор считает, что реализация интегративного подхода к организации обучения в вузе позволяет расширить образовательное пространство гуманитарных дисциплин, сформировать социально значимые качества будущего специалиста.
Роль информационно-коммуникативных технологий при обучении иностранному языку в вузе
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-21-26
Ключевые слова: обучение иностранному языку в вузе, информационно-коммуникативные технологии,, компетентностный подход, профессиональные и личностные компетенции.
Аннотация: В данной статье рассматривается роль информационно-коммуникативных технологий при обучении иностранному языку в вузе. Цель автора заключается в том, чтобы раскрыть огромные возможности информационных технологий, способствующих более эффективному освоению студентами иностранного языка. Данная тема является актуальной в условиях повсеместного использования информационных технологий и настоятельной потребности обращения к ним при обучении в вузе. В условиях компетентностного подхода к обучению первоочередного внимания заслуживают познавательные возможности компьютера, социальных сетей и интернета. Автор анализирует различные формы, методы и результаты использования информационных технологий. Автор делает вывод о положительном значении применения информационно-коммуникативных технологий в успешном формировании профессиональных и личностных компетенций. В качестве основных результатов указывается повышение у студентов мотивации к изучению иностранного языка; преодоление языкового барьера; развитие речевой компетенции; приобретение культурологических знаний; развитие творческих способностей.
Влияние образа Я на конфликтность личности
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-27-32
Ключевые слова: младший школьный возраст, образ Я, самооценка, конфликтность в младшем школьном возрасте, влияние самооценки на конфликтность в младшем школьном возрасте.
Аннотация: В статье рассматривается влияние образа Я младших школьников на конфликтность. В этом возрасте образ Я выполняет поведенческую функцию, которая проявляется в успехах, которых школьник добивается в учебе. Цель: рассмотрение особенностей влияния образа Я на конфликтность в младшем школьном возрасте; изучение влияния самооценки на конфликтность младших школьников. Методологической основой исследования явились идеи Л.С. Выготского, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина о формировании личности младшего школьника, его образа Я. Гипотеза: самооценка в младшем школьном возрасте влияет на конфликтность школьника. Показано, что чем выше самооценка младших школьников, тем выше уровень их конфликтности.
Информационные технологии в образовании как способ преодоления страхов учеников
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-33-36
Ключевые слова: информационные технологии, образование, страх, компьютеризация.
Аннотация: В статье рассматривается влияние информационных технологий на систему образования, а также воздействие компьютеризированного обучения на преодоление страхов учащихся. Компьютеризация образования стремительно развивается и непосредственно влияет на скорость и качество обучения, что не может не действовать на участников образовательного процесса психологически. В сфере образования обнаруживается тенденция к увеличению роли программных средств в повышении качества обучения, познавательного интереса и раскрепощении учащихся. В статье рассматривается понятие страха, а также причины возникновения страхов у обучающихся в современных образовательных организациях. Также рассмотрены основные направления использования информационных технологий в обучении, в том числе в дистанционном обучении, психологической диагностике участников образовательного процесса, внедрении интерактивных технологий обучения. Значительное внимание уделяется рассмотрению информационных технологий в качестве средства преодоления психологической нагрузки, возникающей у учеников в процессе обучения. Обоснована необходимость расширения использования информационных технологий в образовательном процессе как средства психологической поддержки учеников в ходе их адаптации к системе образования.
Инновационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин как условие формирования ключевых компетенций студентов вуза
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-37-42
Ключевые слова: инновационные технологии, активизация учебного процесса, эффективность обучения, познавательная активность, компетенция, «кейс-стади», деловое общение.
Аннотация: В статье речь идет об использовании инновационных технологий в высшей школе и их роли в подготовке высокопрофессиональных кадров в области юриспруденции. Автор раскрывает опыт применения таких методов и форм работы, как метод проектов, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных учебных ситуаций), деловые и ролевые игры, грамматическое моделирование, тренинговые технологии (тренинг деловой коммуникации, личностного развития, коммуникативных умений).
Анализ современных инновационных образовательных технологий в преподавании гуманитарных и естественнонаучных дисциплин по направлению «Экономика»
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-43-48
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, педагогический процесс, гуманитарное знание, современные педагогические социально-технические системы.
Аннотация: Значение современных инновационных образовательных технологий (СИОТ) в преподавании гуманитарных и естественнонаучных дисциплин по направлению «Экономика» трудно переоценить. Постоянное обучение становится неотъемлемой частью жизни успешного человека сегодня. Это касается, прежде всего, гуманитарной области знания, но также и естественнонаучных и технических дисциплин. Они формируют самые важные коммуникативные связи, на основе которых осуществляется действие педагогических воспитательных связей. На основе СИОТ в большой степени формируется и современная информационная среда вуза. В статье проведен анализ СИОТ в преподавании гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Определена их специфика. Выделены особенности использования СИОТ в обучении студентов по направлению «Экономика».
Электронное обучение: Обзор и анализ концепций
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-49-55
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии в образовании, электронное обучение (e-learning), электронные образовательные ресурсы, дистанционное обучение, информационно-образовательная среда.
Аннотация: Терминология электронного обучения в России регламентируется рядом нормативных документов Ростехрегулирования 2006–2009 годов и законом об образовании в Российской Федерации. Эти нормативные документы вводят и кратко определяют понятия: электронное обучение (ЭО), образовательный контент, электронный образовательный ресурс (ЭОР), электронный учебный материал (ЭУМ), дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и другие. Однако лаконичность и формальность нормативных документов не дает целостного и широкого представления об особенностях сформулированных понятий, их современном наполнении, формах и средствах реализации. Данная статья посвящена обзору, систематизации и содержательному анализу разнородных понятий и терминов, связанных с электронным обучением. Это особенно актуально в условиях массового применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Статья сводит в единое понятие из различных нормативных документов, раскрывает их содержание и особенности, показывает взаимосвязь понятий и терминов. Рассматривается опыт применения и требования к системам электронного обучения, их достоинства и недостатки. При создании электронной образовательной среды используются электронные образовательные ресурсы разных видов и категорий сложности. В статье дается классификация и краткая характеристика используемых в обучении сервисных программных средств общего назначения, электронных учебников, программных средств контроля уровня знаний обучающихся, электронных тренажеров, программных средств математического и имитационного моделирования, программных средств виртуальных лабораторий, информационно-поисковых справочных систем, автоматизированных обучающих систем, экспертных и интеллектуальных обучающих систем. Внимание акцентировано на специфических особенностях этих образовательных ресурсов.
Экстраполирование экспериментальных и модельных характеристик атмосферы как источников зеленой энергетики
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-56-62
Ключевые слова: зеленая энергетика, солнечная освещенность, температура, скорость ветра, пространственная корреляция.
Аннотация: Значительная часть возобновляемых источников энергии использует такие естественные природные ресурсы, как энергия солнечного излучения и ветра. При выборе мест размещения станций зеленой энергетики возникает необходимость в информации о пространственном и временном распределении ожидаемых энергетических характеристик в зависимости от географического расположения станции. Оценка потенциала солнечной и ветровой энергии производится по данным сети метеостанций, на которых проводятся регулярные актинометрические наблюдения. Поскольку пространство, не охваченное сетью метеостанций, в некоторых регионах достигает до 1000 км, существует необходимость интерполировать или экстраполировать имеющиеся данные на требуемые географические области. В статье по результатам комплексных измерений тока солнечных фотоэлектрических батарей и скорости ветра проводится анализ корреляционных характеристик поля среднесуточных значений солнечной освещенности и скорости ветра в сопоставлении с данными международного архива данных PV-GIS за период с 2007 по 2016 гг. Рассматриваются вариации по долготе и по широте. Полученные данные могут быть использованы как для целей пространственной экстраполяции количественных характеристик источников «зеленой» энергии, так и для оценок надежности сети из таких отдельных источников.
Роль отечественной системы высшего образования в определении вектора исторического развития России в современный период
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-63-69
Ключевые слова: национальная идентичность, национальный суверенитет, национальный проект, культура, цивилизация, система образования, историческое развитие, цивилизационный проект.
Аннотация: В представленной работе объектом исследования являются результаты последнего этапа исторического развития России, которые показывают, что попытка следовать по пути либерализации страны во всех ее компонентах обернулась определенными неудачами. Попытка интеграции с Западом привела объективно к потере самостоятельного курса. Тем самым был утрачен смысл существования России как самостоятельно цивилизации. Это привело к частичной деградации основных институтов общества. Лозунг свободы обернулся формированием общества потребления. Только в последнее десятилетие страна медленно приходит к осознанию себя как важнейшего субъекта истории и международных отношений, все глубже понимая свою посткоммунистическую сущность, свое место в современном мире. Предметом исследования является анализ основных различий и особенностей развития Российской цивилизации в течение нескольких столетий. Показаны основные сущностные компоненты, которые отличают ее от Западной цивилизации. В предмет исследования входит также анализ причин и факторов, которые в своей совокупности не дают оснований для утверждения о том, что если бы Россия стала частью Европы, то это стало бы успешной реализацией «либерального проекта», подготовленного пришедшей к власти политической элитой, в рамках постсоветского проекта развития страны. Опираясь на исторический анализ, цивилизационный подход и полученные выводы, которые вытекают из него в понимании истории страны и формировании ее культуры как особого типа цивилизации, автор делает вывод о необходимости серьезной трансформации современной системы образования, которая смогла бы отвечать на вызовы времени. Современная система образования должна стать своего рода духовным компасом, указывающим обществу вектор его исторического развития, а также институтом, в рамках которого стала бы формироваться современная национальная элита общества, способная решать задачи общественного развития и вести страну в направлении соответствующего вектора исторического развития.
Реорганизация в сфере образования и педагогические конфликты
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-70-75
Ключевые слова: образование, учреждение, конфликт, реорганизация, социальная сфера, психология, адаптация.
Аннотация: В статье рассмотрено влияние процессов реорганизации в сфере образования на возникновение педагогических конфликтов. Проведен подробный анализ государственных программ, которые являются нормативно-правовыми основами осуществления реорганизации в системе образования. Это позволило выявить некоторые аспекты проводимых реорганизационных изменений в образовательных учреждениях, влияющие на уровень конфликтности. На основе проведенного эмпирического исследования обосновывается, что реформа системы образования, повлекшая за собой объединение учебных учреждений, смену руководства, изменение программ образования, систему оплаты труда, вывела участников образовательного процесса из привычного русла и потребовала усилий для их адаптации к новым условиям, спровоцировав возникновение педагогических конфликтов. Также проведенное исследование позволило выявить особенности конфликтов в образовательной организации в различных диадных связях: «педагог-педагог»; «педагог-ученик»; «ученик-ученик»; «педагог-родитель»; «педагог-руководитель»; «родитель-руководитель». Также сделан вывод о необходимости использования социально-психологических методов урегулирования конфликтов.
Корпоративная культура образовательной организации как средство разрешения и профилактики конфликтов
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-76-82
Ключевые слова: корпоративная культура, образовательная организация, конфликт, управление, управление конфликтами.
Аннотация: Основная цель данной статьи состоит в рассмотрении корпоративной культуры образовательной организации в качестве средства разрешения и профилактики конфликтов. В работе рассмотрены основные функции корпоративной культуры, превращающие ее в эффективный инструмент разрешения внутриорганизационных конфликтов; определены основные этапы процесса разрешения конфликтов с использованием элементов корпоративной культуры; приводятся результаты исследования организационной культуры образовательной организации. Для проведения эмпирического исследования корпоративной культуры образовательной организации как средства разрешения конфликтов использовались методики К. Томаса «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации» и В.В. Адамович «Анализ корпоративной культуры организации». На основе проведенного исследования делается вывод о том, что тип организационной культуры оказывает значительное влияние на стиль поведения сотрудников образовательной организации в ситуации конфликта. Также было установлено, что наибольшее значение для профилактики и разрешения конфликтов в образовательной организации имеют такие элементы организационной культуры как стиль руководства и наличие разделяемых большинством сотрудников ценностей, норм и правил.
Особенности социально-трудового конфликта в образовательной организации
DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-83-88
Ключевые слова: конфликт, персонал, школа, образование, управление, корпоративная культура, педагогический коллектив.
Аннотация: В статье рассмотрены основные особенности социально-трудового конфликта в образовательной организации. Определены специфические характеристики конфликта на примере школы. Изучено влияние социально-трудового конфликта на работу образовательной организации, рассмотрены разновидности социально-трудовых конфликтов в школе.