Выпуск: 2019-2 (27)

2019-2 (27)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Машинное обучение модели информационной рекомендательной системы по вопросам индивидуализации образования

Стр: 7-14

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-7-14

Аннотация: Обучение модели информационной рекомендательной системы связано с исследованием применяемых математических и информационных методов и моделей, их комбинаций с целью обеспечения необходимой точности формируемых прогнозов и выводов. В статье рассматривается машинное обучение модели рекомендательной системы с применением статистических методов и анализа больших данных, направленной на решение вопросов индивидуализации образования. В данном случае точность машинного обучения модели зависит от типа статистической модели, используемой для прогнозирования вероятности возникновения некоторого события по значениям множества признаков, а также обучающей выборки, используемой для подбора параметров, и функции регуляризации, используемой для улучшения обобщающей способности получающейся модели. В рамках исследования проверяются модели на основе логистической регрессии, методах наивного байесовского классификатора (Naïve Bayes), регрессии типа Лассо. Экспериментально подтверждается теоретическое предположение о возможности создания рекомендательной системы по вопросам индивидуализации образования на основе массива образовательных данных, включающего результаты учебной и внеучебной деятельности учащихся. Формулируются выводы о наличии корреляционных зависимостей в данных, которые могут быть использованы для повышения точности обучения модели рекомендательной системы.

Формирование предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых как основы перехода к институту «ответственного заказчика» в науке

Стр: 15-21

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-15-21

Аннотация: Актуальность темы исследования обоснована значимостью проблемы формирования предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых, востребованных в сфере инновационной экономики. В работе выделяются системообразующие факторы, сдерживающие развитие проектной деятельности обучающихся и молодых ученых. Рассматриваются механизмы интеграции образования, науки и производства, позволяющие образовательным и научным организациям трансформировать внутреннюю среду для развития проектной деятельности на базе инициативных исследований. Изложены принципы функционирования инновационной площадки и поэтапного формирования образовательной траектории обучающихся с учетом их индивидуальных предпочтений самореализации в сфере науки, производства или бизнеса. Предложен технологический подход к формированию предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых путем выполнения научных проектов в качестве ответственного исполнителя и доведения научных исследований с применением механизмов инновационной площадки до конкретного результата или объекта интеллектуальной собственности, подготовленного к коммерциализации.

Метод описания в обучении безопасности жизнедеятельности

Стр: 22-26

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-22-26

Аннотация: Цель настоящей статьи заключается в исследовании научных и педагогических аспектов описательного метода использования в обучении безопасности жизнедеятельности. Актуальность рассмотрения научных основ описания и его применения в качестве научного метода усиливает методологические основы курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Разработанная методика использования описательного метода в обучении безопасности жизнедеятельности обеспечивает успешность формирования у обучающихся познавательных и коммуникативных универсальных способов деятельности, связанных с речевым общением. На основании методов теоретического анализа, информационного поиска, моделирования получены результаты исследования, состоящие в определении научных подходов к классификациям описаний; предложена система описаний-характеристик в изучении содержания безопасности жизнедеятельности, где выделяются постоянные и устойчивые признаки опасного процесса или чрезвычайной ситуации. Определена главная функция описаний, состоящая в создание у обучающихся целостного наглядного образа возможных угроз, а также процедур, обеспечивающих ее выполнение. Описания, являясь начальной ступенью познавательного процесса, входят в состав инновационных технологий обучения безопасной жизнедеятельности, основанных на диалоге и коммуникативном межсубъектном взаимодействии.

Коучинг как инновационная образовательная технология

Стр: 27-32

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-27-32

Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос применения инновационных образовательных технологий. В условиях модернизации российского образования изменились взгляды на цели, содержание и стиль взаимодействия между педагогами и учащимися. В современном обществе роль учителя, преподавателя трансформируется, что, безусловно, требует пересмотра его компетенций. Авторы анализируют технологию коучинга в аспекте ее успешного применения в процессе преподавания различных дисциплин бакалавриата. Они считают, что использование коучинга открывает новые возможности для совершенствования процесса обучения студентов. Акцентируется внимание на таких видах коучинга, как индивидуальный, командный, организационный коучинг. Обосновывается тезис о том, что при использовании технологии коучинга в процессе обучения роль педагога значительно обогащается как в традиционном, так и в электронном обучении. Авторами делается вывод о том, что коучинг в сфере образования является инновационной технологией, способной направлять внутренние ресурсы преподавателя и обучающегося для достижения желаемого результата и может рассматриваться как инструмент повышения эффективности взаимодействия всех элементов системы образования: педагог-студент, педагог-администрация, педагог-педагог.

Совладающее поведение подростков

Стр: 33-39

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-33-39

Аннотация: В статье рассматриваются комплекс основных причин и факторов возникновения проблемы совладающего поведения в подростковом возрасте. Разбираются различные подходы к определению совладающего поведения и особенности его проявления. Исходя из массы разнообразных поведенческих проявлений, характеризующих особенности совладающего поведения или копинг-стратегий, бегство от проблемной ситуации в подростковом возрасте всегда связано с проявлением подсознательного внутреннего немотивированного страха, связанного с проблемной ситуации. С целью выявления преобладающего уровня ситуативной и личностной тревожности, как основного фактора возникновения разнообразных стратегий совладающего поведения в подростковом возрасте, в статье приведены данные экспериментального исследования при использовании методики диагностики уровня ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина. В процессе анализа результатов было выявлено три уровня выраженности как ситуативной, так и личностной тревожности. В работе даны рекомендации по нивелированию негативных особенностей совладающего поведения в подростковом возрасте.

Анализ использования видеоигр в образовательном процессе с позиции теории деятельности

Стр: 40-46

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-40-46

Аннотация: Цель данного исследования состоит в структурном анализе преобразований, которые происходят в обучении с точки зрения ее участников, когда классические видеоигры используются в качестве образовательного ресурса. Также реализована попытка изучения того, как теория деятельности способна объяснить и интерпретировать эти изменения. Исходя из этой концептуальной основы, деятельность учащихся и преподавателей рассматривается как система, ориентированная на групповую цель, опосредованную культурой и характеризующуюся противоречиями, которые представляют собой путь развития и ведут к инновациям и изменениям. Результаты этого исследования показали, что теория деятельности является мощным инструментом для анализа процесса изменений, когда новый технологический инструмент используется в качестве посредника в обучении.

Прототипирование прецедентных баз знаний на основе модельных трансформаций

Стр: 47-58

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-47-58

Аннотация: В статье рассматривается специализация модельно-ориентированного (управляемого) подхода, обеспечивающая преобразование предметных концептуальных моделей в структуры прецедентной баз знаний, их последующее уточнение и исполнение. Выделяются основные принципы модельно-управляемого подхода, излагается реализация модельных трансформаций в процессе создания интеллектуальных систем и базы знаний. Представлена формализованная постановка задачи прототипирования прецедентных баз знаний. Рассматривается архитектура авторского программного инструментального средства, реализующего методику модельно-управляемого подхода с учетом специфики прецедентных баз знаний предметной области. Описывается технология создания баз знаний на основе модельных трансформаций как последовательное создание и преобразование моделей различной степени абстракции. Излагаются опыт разработки прецедентных экспертных систем и баз знаний с применением модельно-управляемого подхода и наработки в области трансформации моделей.

Тенденции развития блокчейн систем

Стр: 59-63

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-59-63

Аннотация: В статье проведён анализ развития блокчейн систем, отмечено, что блокчейн системы развиваются в направлении совершенствования пользовательских интерфейсов и повышения скорости работы. Отмечаются достижения в разработке более совершенных алгоритмов консенсуса, в создании собственных, приспособленных к блокчейн системам, сетевых протоколов. Обосновывается тезис о том, что гибкость технологии блокчейн способствует стремительному расширению областей применения блокчейн систем. Показывается тенденция расширения применения современными банками криптосистем распределённого реестра: наряду с системами Ripple и Stellar, специально разработанными для банковской деятельности, применяются стейблкоины - криптовалюты, привязанные к активам. Рассматривается роль профессиональных программных продуктов корпорации IBM в расширении области применения систем распределённого реестра в управлении предприятиями и организациями. Проведён сравнительный анализ криптосистем распределённого реестра Ripple и Stellar с существующей системой межбанковских каналов SWIFT. Показано существенное преимущество криптосистем распределённого реестра в скорости выполнения транзакций и в удобстве пользовательских интерфейсов.

Моделирование комбинаторных последовательностей

Стр: 64-73

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-64-73

Аннотация: Рассматривается метод моделирования комбинаторных последовательностей с использованием особых последовательностей таблиц, состоящих из целых положительных чисел. Эти последовательности называются T-моделями и строятся рекурсивно с помощью специальных отображений. Для T-моделей вводятся q-аналоги, позволяющие моделировать отвечающие им q-аналоги комбинаторных последовательностей. Также определяются частично упорядоченные множества и соответствующие им T-диаграммы. С помощью этих частично упорядоченных множеств и T-диаграмм рассматриваются многочисленные дополнительные свойства моделируемых комбинаторных последовательностей. Приводятся примеры T-моделей последовательностей обобщенных факториалов, чисел Каталана и чисел Белла. Строятся их q-аналоги и T-диаграммы. Это дает возможность исследовать также свойства баллотировочных чисел, чисел Стирлинга второго рода и их q-аналогов. Строение T-моделей комбинаторных последовательностей позволяет применять при их моделировании известные пакеты аналитических вычислений Mathematica и Maple. Поэтому T-модели можно использовать при обучении студентов отдельным разделам дискретной математики и информатики, а также получать с их помощью комбинаторные результаты.

Математическая модель управления надежностью технической системы на этапе разработки с применением модифицированного метода наискорейшего спуска

Стр: 74-84

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-74-84

Аннотация: Во многих практических применениях не всегда удается численно в явном виде решить задачу оптимизации характеристик технической системы в условиях динамического нагружения при заданной степени надежности, особенно для целевой функции большого количества переменных. При решении данной задачи для создаваемых малосерийных технических систем на этапе проектирования отсутствуют данные для априорного статистического анализа и, как правило, не удается определить все множество возможных возмущающих воздействий (дестабилизирующих факторов или нагрузок), которые могут привести к нештатным ситуациям. Получение приближенных решений вызывает необходимость проведения дополнительных испытаний технической системы для уточнения предельных значений параметров, что связано со значительными затратами. Поэтому повышение точности определения требуемых значений характеристик технической системы на этапе разработки позволит уменьшить число испытаний. В работе предложен модифицированный метод наискорейшего спуска на основе его сопряжения с методом ускоренного перебора. Предложенный подход позволяет уменьшить число итераций и соответственно число испытаний при сохранении требуемой точности параметров технической системы и повысить устойчивость решения задачи управления надежностью на этапе разработки.

Анализ методов и моделей систем ситуационного управления

Стр: 85-91

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-85-91

Аннотация: Формализованное представление сложных нестационарных производственных процессов приводит к экспоненциальному усложнению математических методов и моделей и зачастую невозможности их решения, в том числе, эвристическими методами. В статье проводится анализ математических методов и моделей систем ситуационного управления производственным процессом. Рассматриваются особенности их применения для разного типа производственных процессов: дискретных, дискретно-непрерывных, непрерывных. Для построения общесистемной модели предлагается подход интегративных потоковых диаграмм, сочетающих элементы с непрерывными потоками и дискретно-событийные потоки. Данный подход позволяет облегчить задачу формализации знаний специалистов в предметной области и использовать только одну форму представления знаний – потоковые диаграммы. Применение системных моделей на основе интегративных потоковых диаграмм позволяет в процессе реинжиниринга системы изменять тип отдельных элементов диаграммы без изменения топологии связей, формализующих экспертные знания о предметной области, что значительно снижает трудозатраты по изменению модели.

Пространственная логика в образовании и науке

Стр: 92-102

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-92-102

Аннотация: Статья проводит исследование пространственной логики как средства анализа и средства получения новых знаний. Современная пространственная логика находится в стадии развития, характеризуется широким применением в науке и образовании, но отсутствием единого методологического подхода к решению задач. Методы анализа, которые работают с традиционными моделями, часто оказываются неприменимыми, когда возникает необходимость представления пространственных моделей на основе языков, интерпретируемых по определенным структурам, как это имеет место в пространственной логике. Целью данной статьи является систематизация видов пространственных логик и направлений их эффективного применения. В рамках поставленной цели исследуется методологическая проблема в логическом обобщении, которая состоит в том, чтобы найти выразительные пространственные и логически анализируемые модели. Раскрывается содержательное различие между математической и пространственной логикой, основанной на логических рассуждениях и пространственном анализе. Выделяются особенности применения геометрической, топологической, теоретико-множественной и образной логики в различных областях знаний. Проводится анализ образной логики, демонстрируются возможности ее применения на примере картографической логики. Рассматриваются факторы эффективности пространственной логики и технологий образных рассуждений. Показано, что пространственная логика является инструментом искусственного интеллекта и служит основой получения новых знаний.

Диалектика дзэн как стратегия жизни

Стр: 103-107

DOI: 10.21777/2500-2112-2019-2-103-107

Аннотация: Наука и образование являются формой человеческой деятельности, базисом в построении личности. Они участвуют в непрерывном развитии и понимании различных форм и систем окружающего мира человека. Сегодня эта область человеческой деятельности нуждается в серьезном переосмыслении, в глубокой обработке и анализе. Данная социальная проблема рассматривается в различных измерениях и структурах. Но нас больше интересуют знания, те знания, которые человечество получает сегодня. Вопрос обретения и качества знаний является приоритетным, особенно важна область применения полученных знаний. Но задача данной работы скорее изменить привычный взгляд на предмет решения проблем образования и науки, расширив диапазон не шаблонного подхода. В связи с этим автор видит возможность обратиться к многовековой традиции для рассмотрения актуальных вопросов. Тем самым, перейти к наследию буддийского учения, на примере, дзэн-буддийских практик. Поскольку главная задача данной работы выявить не «ученость» буддийских концепций, а возможность глубокого интегрирования учения в личность и как следствие получения истинных знаний, облегчающих трудности бытия человека. Автор преследует идею, показать нечто универсальное, на примере учения буддизма выраженное в теории вопрошания. А так же на примере коанов, как реализации практической части вопрошания в дзэн-буддизме.