Выпуск: 2020-2 (31)

2020-2 (31)
Скачать выпуск целиком

Содержание:

Образовательные порталы как развитие сетевого образовательного пространства

Стр: 7-15

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-7-15

Аннотация: Статья посвящена анализу состояния и развития порталов России, которые образуют сетевое образовательное пространство. Сетевое образовательное пространство использует ресурсы общего пользования и специализированные ресурсы. Ресурсы общего пользования – это многочисленные порталы и словари, включая Википедию. Эти ресурсы отличает недостоверная информация. Специализированные ресурсы образуют информационные порталы государственных организаций и образовательные сайты учебных заведений. Разнообразие сайтов и порталов затрудняет их использование как взаимосвязанных элементов сетевого образовательного пространства и требует их систематизации. Сетевое образовательное пространство в работе рассматривается как распределенная информационная система. Системный подход и системное описание дает возможность в формализованном виде представить профильный образовательный портал как модель сложной системы. В работе выделены факторы системного уровня, препятствующие развитию сетевого образовательного пространства в соответствии с международными стандартами. Предлагается направление устранения указанных факторов путем модернизации отдельных механизмов образовательной и правовой системы. Предлагается направление относительно того, как и на что обращать внимание при создании сетевого образовательного пространства.

Формирование общепрофессиональных компетенций для эффективного выполнения профессиональных задач

Стр: 16-22

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-16-22

Аннотация: В статье рассматривается пример использования концепции школы Ecole 42, как одной из возможных методологий формирования общих и общепрофессиональных компетенций у студентов, осваивающих программы подготовки специалистов среднего профессионального образования. Актуальность формирования таких общепрофессиональных компетенций, как поиск информации, ее анализ и применение для решения профессиональных задач объясняется задачами, поставленными федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики». Применение концепции указанной школы в реализации содержания рабочих программ некоторых общепрофессиональных дисциплин способствует развитию аналитических (по сути, научно-исследовательских) способностей у студентов по интерпретации выбранной информации, необходимой для выполнения задач будущей профессиональной деятельности. Приводятся примеры практических заданий в авторской интерпретации по применению выбранной концепции формирования общепрофессиональных компетенций.

Социально-психологические аспекты развития студенческой группы

Стр: 23-28

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-23-28

Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение социально-психологических аспектов развития студенческой группы. Для достижения цели авторами раскрываются основные социально-психологические феномены (социальной фасилитации, ингибиции и др.); факторы, влияющие на эффективность учебной деятельности в студенческой группе: ее размер, состав, групповые нормы, ценности, мотивы. Описаны этапы развития группы, характерные для каждого курса обучения в вузе. В качестве методов исследования использованы: теоретические методы исследования – анализ первоисточников и обобщение опыта; эмпирические – анкетирование, тестирование и интервьюирование. Представлены результаты исследования индекса групповой сплоченности, жизнестойкости и степени удовлетворенности учебной деятельностью в студенческих группах. Особое внимание авторами уделяется анализу мотивов удовлетворенности, которые с точки зрения обучающихся являются наиболее привлекательными и способствуют достижению целей учебной деятельности.

Применение интерсубъективного подхода в обучении менеджеров

Стр: 29-36

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-29-36

Аннотация: Целью проведенного исследования являлся поиск новых методов обучения менеджеров, способствующих воспитанию специалистов, готовых брать на себя ответственность при принятии управленческих решений, и обладающих актуальными сегодня качествами, такими как умение действовать в условиях неопределенности, при дефиците ресурсов, в кризисных условиях. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что современные менеджеры не всегда готовы отвечать за принятые решения. В статье рассмотрены традиционные и инновационные методы обучения менеджеров, проведен их анализ. Предложено дополнить вузовскую и послевузовскую системы обучения менеджеров новым интерсубъективным подходом. Описывается интерсубъективный подход к управлению поиском выхода из проблемных ситуаций, ориентированный на субъект-субъектные отношения, и его применение в обучении менеджеров. Показано, что внутренне мотивированные акторы-менеджеры, погруженные в проблемную ситуацию, готовы участвовать в ее разрешении и брать на себя ответственность за принятые решения. Приводится пример применения интерсубъективного подхода к разрешению проблемных ситуаций на предприятии.

Влияние процессов симплификации и редукции на обучение иностранному языку

Стр: 37-41

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-37-41

Аннотация: Статья посвящена проблеме отражения некоторых процессов развития системы английского языка в современных лингводидактических материалах. Язык – это сложная саморазвивающаяся система, которая на современном этапе характеризуется процессами симплификации и редукции, появлением «пиджинов» и позицией в качестве «лингва франка», что отражается во всех аспектах языка и видах речевой деятельности. Данные явления рассматриваются в статье с точки зрения их влияния на эффективность и результативность процесса обучения, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом. Проблема заключается в том, что рассматриваемые процессы и особенности не находят отражения в большинстве учебно-методических комплексов (УМК), что, в свою очередь, приводит к противоречиям между требованиями государственной итоговой аттестации и непосредственной подготовкой обучающихся к ней. В статье приведены примеры симплификации и редукции языковой системы, предлагается анализ причин рассматриваемой проблемы и рассматриваются возможные пути ее решения. Обосновывается целесообразность пересмотра существующих УМК в соответствии с современным состоянием развития языковой системы и важность нивелирования данных противоречий при подготовке обучающихся к выпускным экзаменам.

Трудности аудирования при обучении русскоговорящих учащихся китайскому языку

Стр: 42-47

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-42-47

Аннотация: Статья посвящена проблемам формирования навыков аудирования на иностранном языке как наиболее сложному виду речевой деятельности. Целью данного исследования является анализ и классификация трудностей аудирования, которая может лечь в основу разработки системы формирования аудитивной компетенции студентов, изучающих китайский язык. Актуальность данной работы определяется необходимостью развития методических основ преподавания китайского языка для русскоговорящих обучающихся. Достижение указанной цели предполагает решение следующего ряда задач: 1) обобщение факторов, негативно влияющих на восприятие иноязычной речи на слух; 2) описание специфики аудирования, свойственной обучению именно китайскому языку; 3) классификация выявленных трудностей согласно их характерным особенностям. Данные задачи определили анализ, синтез и классификацию как основные методы исследования. В качестве основного результата исследования дается классификация трудностей, характерных для обучения русскоговорящих учащихся, для дальнейшей разработки системы упражнений, позволяющей в большей мере сформировать аудитивную компетенцию.

Метод маскировки виртуальной машины от её обнаружения вредоносным по

Стр: 48-57

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-48-57

Аннотация: В работе представлен метод маскировки виртуальной машины, запущенной с использованием систем виртуализации QEMU и KVM. Целью работы является создание метода маскировки виртуальной машины, при использовании которого обнаружение виртуальной машины будет усложнено. Показывается, что затраты процессорного времени на выход и возврат в систему виртуализации являются наиболее характерным признаком, позволяющим вредоносной программе обнаружить использование виртуальной машины. Предложен метод маскировки виртуальной машины на основе подсчёта числа реально прошедших тиков процессора хоста и его замены при возврате в виртуальную машину. Описаны алгоритмы обхода проверок на наличие виртуального окружения. Дано описание результата работы метода маскировки. Продемонстрирована целесообразность использования предложенного метода. Описаны возможные сценарии применения данного метода. Предложенный метод маскировки виртуального окружения может быть использован при анализе поведения вредоносного программного обеспечения. В результате применения разработанного метода тестовые программы не смогли обнаружить наличие виртуального окружения. Полученные результаты исследования будут полезны разработчикам средств анализа вредоносного программного обеспечения.

Систематизация комбинаторных последовательностей с использованием t-моделей и t-диаграмм

Стр: 58-68

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-58-68

Аннотация: Для систематизации комбинаторных последовательностей, а также связанных с ними двухиндексных последовательностей применяются T-модели и T-диаграммы. T-модели представляют собой последовательности числовых таблиц своеобразного вида, а T-диаграммы являются диаграммами Хассе, строящимися на основе этих таблиц. Задание T-модели набором алфавита, специального отображения и начальной таблицы позволяет с помощью введения параметров легко получать классы T-моделей и T-диаграмм. Сравнение этих классов по виду специального отображения дает возможность строить их систематизацию. В качестве примера в статье приведена систематизация классов степеней, обобщенных факториалов, обобщенных чисел Фибоначчи, Каталана и чисел Белла, а также отмечены некоторые другие, просто систематизируемые этим методом классы обобщенных чисел.

Субсидиарные и децентрализованные системы и алгоритмы

Стр: 69-76

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-69-76

Аннотация: Статья исследует субсидиарные и децентрализованные системы и алгоритмы. Рассмотрены иерархические системы как начальная точка исследований. В иерархических и субсидиарных системах существует главная подсистема – координатор действий. Субсидиарные системы формируются из иерархических под воздействием внешней среды. Их качественным отличием является появление взаимодействия на нижних уровнях и собственных ресурсов на нижних уровнях. В субсидиарных системах исполнительные механизмы иерархических систем преобразуются в агенты. Интенсификация внешних воздействий на систему приводит к ее децентрализации. В этих условиях субсидиарная система преобразуется в децентрализованную систему. Статья посвящена исследованию субсидиарных и децентрализованных систем. Показано сходство и различие между этими системами. Ключевой нитью проходит описание связи между алгоритмами поведения системы и самой системой. Статья вводит понятие системный алгоритм. Показано, что функции координатора в децентрализованной системе выполняет системный алгоритм.

Информационная ситуация оценивания недвижимости как кибернетическая модель

Стр: 77-86

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-77-86

Аннотация: Статья описывает применение методов социальной кибернетики для решения задач оценки объектов недвижимости. Статья показывает, что моделью социальной кибернетики является модель информационной ситуации. Статья показывает различие между кибернетической моделью и описательной не кибернетической моделью. Показаны условия, при которых информационная ситуация является кибернетической или не кибернетической моделью. Описано понятие ядра ситуации и раскрывается содержание этого понятия. Дается сравнение подготовки специалистов в области оценки недвижимости в России и за рубежом. Статья вводит новое понятие и новую информационную модель – модель ситуационного оценивания. Раскрывается содержание этой модели. Статья описывает содержание ситуационного подхода в оценивании. Исследуется временная модель ситуации оценивания и пространственная модель ситуационного оценивания. Исследуется временная модель оценивания и пространственно-временная модель оценивания. Показано различие между аддитивной моделью оценивания и мультипликативной моделью оценивания объектов недвижимости.

Французская педагогическая мысль и образовательные инициативы эпохи екатерины ii

Стр: 87-95

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-87-95

Аннотация: В статье рассматривается вопрос образовательных реформ, проведенных в царствование Екатерины II, к началу царствования которой отечественная система образования не имела четко выраженной педагогической модели, количество открытых учебных заведений было ограниченным и не соответствовало потребностям государства. В этой связи педагогические идеи французских просветителей стали основой первых законодательных документов правления Екатерины II. Новизна исследования видится в том, что, несмотря на обширную историографию, нет работ, определяющих полный круг источников, повлиявших на развитие образовательных инициатив эпохи Екатерины II. В статье проанализировано влияние французского писателя и религиозного деятеля Франсуа Фенелона, идеи которого были использо- ваны маркизой де Ментенон при подготовке образовательной программы Королевского Воспитательного дома Сен-Луи в Сен-Сире. Представлен сопоставительный анализ программ Воспитательного дома и «Устава воспитания благородных девиц» И.И. Бецкого. Авторы уделяют особое внимание французской модели женского образования и ее влияния на российскую образовательную реформу. Анализируются переводные педагогические сочинения (Ж. – М. Лепренс де Бомон, Л.-Ф.-П. д’Эпине), позволяющие получить наиболее полное представление о развитии образовательных инициатив.

Цифровизация образования сквозь призму гуманитарных подходов и оценок (часть 1)

Стр: 96-103

DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-96-103

Аннотация: Современные проблемы в сфере образования в немалой степени обусловлены неспособностью общественного сознания, в том числе и в сфере образовательной практики, умело распорядиться таким мощным технологическим ресурсом как «цифра». Триумфальное шествие цифровых технологий, обаяние их мощи, эффективность их услуги, не всегда дают нам возможность вдумчивого, а значит и критического подхода и оценки этого «волшебного» средства в сфере учебной деятельности. Несмотря на широкое применение цифровых технологий в учебном процессе, по мере накопления обобщенного опыта выявляются и негативные стороны их применения. Концентрированным выводом из этой непростой ситуации стал тезис: «информации много – знаний мало». Данное обстоятельство требует совершенствования и развития педагогических технологий. Отсюда возникает важная научно-практическая проблема осмысления цифровизации общества в сфере образования через призму гуманитарных подходов, необходимость выработки гуманитарных критериев и оценок этого процесса.